Учебной дискуссии среди современных дидактических поисков принадлежит одно из заметных мест. Ее применение помогает развитию критического мышления, приобщения граждан к культуре демократического общества. В процессе учебной дискуссии формируется коммуникативная дискуссионная культура.
Дискуссия уместна, если:
· Студенты работают с источниками, в которых изложены различные точки зрения на проблему.
· Обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения (выраженного в результате).
· В процессе обсуждения проблемы происходит разделение обучающихся по способам и средствам ее решения.
В дискуссии важным фактором выступает общение с равно информированными партнерами. Это повышает интеллектуальные возможности студентов, резко снижая барьеры общения, повышая его продуктивность.
В процессе дискуссии могут возникать либо смещение акцентов с диалога к спору, либо угасание активности участников. Дж. Т. Дилнон определил 4 шага (приема), чтобы дискуссия не буксовала:
|
|
1. Утверждения. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, поэтому побуждают к более свободному ответному высказыванию.
2. Вопросы. Студенты с большим энтузиазмом будут обсуждать свои вопросы, а не вопросы преподавателя. Поэтому преподавателю лучше провоцировать студентов на вопросы.
3. Сигнал. Так как комментарий преподавателя зачастую оказывается чересчур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов, ничего не говоря.
4. Молчание. Когда вопрос задан, важно дать время на размышление.
Эффективность дискуссии оценивается преподавателем по таким показателям:
· Умение студентов использовать разнообразные источники информации для поиска решений проблемы.
· Способность к связыванию новой информации с имеющимися знаниями и опытом студентов.
· Умение комбинировать теоретический материал с иллюстрирующими его фактами.
Перекрестная дискуссия.
Стратегия перекрестной дискуссии разработана Д. Алверман – сложный вид семинарских занятий. Перекрестная дискуссия уместна, если по обсужденному вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например “хорошо - плохо”, “возможно - невозможно”.
Ход работы:
1. Преподаватель предлагает вопрос, который базируется на одном из наиболее важных положений текста. Этот вопрос должен быть стержневым для изучаемой темы, он должен быть бинарным, т. е. имеющим положительный и отрицательный ответ.
2. Преподаватель просит аудиторию разбиться на пары и начертить таблицу:
|
|
Форма таблицы для перекрестной дискуссии:
Аргументы “За” | Вопросы для дискуссии | Аргументы против |
3. студентам в парах предлагается заполнить таблицу, последовательно записывая аргументы “За” и “против” (4 – 5). Во второй графе может быть несколько вопросов, которые дополняют второй вопрос, или являются интерпретационными. Запись аргументов происходит в процессе обсуждения в парах.
4. После того, как таблица заполнена, пары объединяются в четверки. Они сравнивают свои записи, взвесив аргументы за и против, приходят к какому – либо выводу, который в развернутом виде выписывается на демонстрационном листе и вывешивается на стену, чтобы с ним могли ознакомиться другие группы. Группа может прокомментировать сделанные выводы, приводя примеры, цитаты из текста. После обсуждения результатов в четверках можно продолжить объединение в восьмерки и т. д.
5. Последним этапом работы может стать возвращение к самому процессу полемики. На этом этапе преподаватель может задать вопросы о том, каким образом были отобраны аргументы для защиты той или иной точки зрения, насколько принятые в группах аргументы для защиты соответствовали точке зрения конкретного ученика данной группы, есть ли люди, которые в результате обсуждения не пришли ни к одному из двух решений.
6. Часто предложенный текст не дает возможности полного раскрытия темы, поэтому дальнейший ход работы может быть таким: преподаватель предлагает ознакомиться с дополнительным материалом, который позволит продолжить список аргументов и расширить уже существующий список конкретными фактами.
7. Преподаватель просит разделиться аудиторию на 2 группы: “за” и “против”. Может возникнуть и третья группа из тех студентов, которые еще не определились. Студенты из этой группы будут переходить в ту группу, которая убедит их принять свою точку зрения.
8. Дать время (до 10 мин.) на суммирование всех аргументов в каждой из групп, после чего предложить попеременно высказывать свои аргументы. При этом надо, чтобы: 1. в каждой группе высказывались все; 2. каждое выступление строилось с учетом аргументов, приведенных оппонентами; 3. группы были непостоянными, т. е. студенты, поменяв точку зрения, могли перейти в другую группу; 4. в процессе дискуссии студенты вели записи; 5. в заключение преподаватель обобщает результат дискуссии, отметив наиболее сильные аргументы обеих групп; 6. в завершение дискуссии студенты обобщили ее результаты в письменной работе, используя свои записи.
Существует большое количество стратегий, приемов и методов, применяемых в технологии РКМЧП. Описать все мы не имеем возможности.