Моменты неясности, путаницы в исходных понятиях или фактических сведениях необязательно сопровождать вопросами – здесь более уместным будет разъясняющее, информативное, но краткое высказывание преподавателя. К числу часто применяемых относится парафраз (краткий пересказ), проясняющий высказывание ученика.
Используется предложение продолжить высказывание на данную тему, сформулированное в косвенной форме.
Значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания каждому. Необходимо воздерживаться от открытого высказывания одобрения или неодобрения. Уместно попросить говорящего подтвердить или доказать свое утверждение. Важный момент – фокусирование внимания и мыслей на теме дискуссии.
При продолжительном обсуждении есть смысл подводить промежуточные итоги дискуссии.
Подводя текущие итоги обсуждения, преподаватель обычно останавливается на одном из следующих моментов:
· Резюме сказанного по основной теме;
· Обзор представленных данных, фактических сведений;
|
|
· Суммирование, обзор того, что уже обсуждено и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
· Переформулирование, пересказ всех сделанных к этому моменту выводов;
· Анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.
Чтобы предупредить или снять чрезмерный эмоциональный накал дискуссии, преподаватель может с самого начала ввести некоторые правила:
1. Каждое высказывание должно быть подтверждено фактами;
2. Каждый участник должен иметь возможность высказаться;
3. Каждое высказывание, позиция должны быть рассмотрены;
4. Недопустимо переходить на личности, навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания;
5. Выступления должны проходить организованно, с разрешения председательствующего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое интерактивное обучение? Какие умения требуются от преподавателя для его организации?
2. Перечислите и охарактеризуйте принципы диалогового обучения.
3. Назовите активные формы групповой работы и дайте им характеристику.
4. Какие задачи можно решить с помощью технологии групповой работы?
Вопросы для размышления.
5. Какие профессиональные и личностные качества формируются в процессе групповой работы?
6. Назовите достоинства и недостатки групповой работы.
7. Возможно ли применение интерактивных форм обучения в гуманитарных дисциплинах? Обоснуйте свой ответ.