Глоссарий. Группа, Групповая дискуссия,Групповая консультация,Групповая работа, Деловая игра, Мозговой штурм, Программированная групповая консультация,Синектика

Группа, Групповая дискуссия,Групповая консультация,Групповая работа, Деловая игра, Мозговой штурм, Программированная групповая консультация,Синектика, Ситуационно-ролевое проиг­рывание, Совещание,Фокус-группа.

ТЕМА 6: Технология игры.

Игровые педагогические технологии - педагогические технологии, широко применяемые при проектировании технологий образования взрослых, в которых в игровой и модельной форме происходит усвоение воссозданного общественного опыта и совершенствование самоуправления поведением.

Игры - это сложное много­плановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители раз­ных наук — экономики, управления, маркетинга, психологии, медицины, пе­дагогики. Думается, что именно по этой причине существуют разные трактовки этой игровой технологии. Наряду с термином «игра» равноправно используется понятие «деловая игра». Они равнозначны, поэтому будут использоваться как синонимы.

Деловая игра - форма дея­тельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.

Игра - это модель процесса принятия решений". "Под деловой игрой понимается модель взаимодействия лю­дей в процессе достижения целей эконо­мического, политического или престижно­го характера.

Деловая игра включает в себя в опре­деленном соотношении такие понятия как "игра", "модель", "имитация".

Н.В. Борисова, известный разработ­чик деловых игр, соотношение этих по­нятий наглядно представляет в виде пе­ресечения трех окружностей (см. схему 5.5).

На наш взгляд, практически в любой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Вместе с тем игры имеют такие составля­ющие, которые отличают их принципи­ально от всех других технологий. Речь идет об операциональном сценарии или блок-структуре, в которые заложены бо­лее или менее жесткий алгоритм "пра­вильности" и "неправильности" принимаемого решения, то есть обучаемый ви­дит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Мы считаем, что в деловых играх подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реаль­ностью межличностный аспект. Поэто­му, хотя деловые игры по основному за­мыслу имеют своей задачей столкновение обучаемого с действительностью, игро­вая имитационная модель неизбежно ее упрощает, главным образом в направле­нии придания статичности межличност­ным отношениям, что искажает диалек­тику реальной жизни.

Вместе с тем деловые игры как раз­новидность имитационного метода от­крывают для преподавателя возмож­ность исследования процессов принятия решений с учетом индивидуальных по­казателей и выработки диагностических критериев.

На наш взгляд, деловые игры можно использовать для создания коммуника­тивных обучающих моделей, способст­вующих лучшему пониманию интерак­тивных (взаимодействия) и перцептив­ных (восприятия и понимания) меха­низмов коллективного принятия реше­ний.

Виды деловых игр

Деловые игры могут иметь разную целевую направленность, которая опре­деляет их вид и содержание:

· производственные или управленчес­кие игры ставят целью принятие решений по проблемам произ­водства, оказание помощи предприя­тию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный меха­низм, разработку стратегий выживания в условиях конкурентной борьбы;

· исследовательские игры связаны с разработкой новых концепций, экспе­риментальной апробацией решений ги­потетического характера, прогнозирова­нием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;

· квалификационные или аттестаци­онные игры направлены на выявление уровня компетентности, квалификации специалистов, принятие решений по во­просам подбора или увольнения, про­движения, оценки и аттестации кадров;

Соотношение понятий "игра", "модель", "имитация" и "деловая игра".

· инновационные игры проводятся с персоналом предприятия для развития и формирования инновационного мыш­ления и поведения, способности генери­ровать и разрабатывать внедренческие проекты, для апробации и эксперимен­тального проведения новаций;

· рефлексивные игры направлены на психологическое развитие каждого уча­стника, снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений, групповому и межгруппо­вому сотрудничеству, адекватному вос­приятию деловых партнеров и научение взаимопониманию;

· поисково-апробационные игры предназначены для развития интеллек­туального и творческого потенциала иг­рающих, организации их умственной де­ятельности, направленной на поиск, разработку и испытание в режиме игры новых идей, путей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения социально-экономических, психолого-педагогических, кадровых и управленческих проблем;

· дидактические (учебные игры) раз­вивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мы­шление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и комму­никативные знания, умения и навыки.

Использование деловых игр в про­цессе последипломного обучения дает позитивные результаты:

· повышается интерес к учебным за­нятиям и к тем проблемам, которые мо­делируются и разыгрываются на дело­вых играх;

· растет познавательность, обучае­мые получают и усваивают большее ко­личество информации, основанной на примерах конкретной действительнос­ти, что способствует приобретению ими навыков принятия конструктивных ре­шений;

· изменяется мотивация к освоению инновационных знаний;

· растет самооценка, а для тех, у ко­го она изначально была завышена, она становится более объективной;

· накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность использо­вать его в профессиональной деятельно­сти и более правильно оценивать воз­можные реальные ситуации;

· развивает инновационное, анали­тическое, экономическое и психологи­ческое мышление обучаемых, в конеч­ном счете, влияет на их ментальность;

· в процессе деловой игры реализу­ется системный подход к решению по­ставленной проблемы, так как можно проследить его ход от начала до конца в условиях "сжатого времени".

Из сказанного очевидно, что целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации. Поскольку дело­вая игра по своей природе двупланова, то структура и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов — реальных и условных.

В связи с этим в учебных деловых иг­рах целесообразно, как показывает опыт, ставить не только педагогические, но и игровые цели. Педагогические цели могут включать основные параметры прогностической модели переподготов­ки специалистов к инновационной дея­тельности и формулироваться кратко в терминах действия, например: "освоить стратегию сотрудничества", "овладеть навыками вербализации", "научиться диагностировать сенсорный канал парт­нера" и пр.

Как видим, данные цели носят не только педагогический (обучающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследователь­ские цели.

Введение исследовательского этапа в деловую игру способствует не только корректировке параметров, что позволя­ет конкретизировать объект имитации и посмотреть на него глазами обучаемых, то есть учитывать мнения различного контингента играющих, но и главное — творчески подойти к решению предлага­емой проблемы с освоением навыков ве­дения дискуссии и обоснованности соб­ственных высказываний.

Установка на исследование способ­ствует достижению в деловой игре, на наш взгляд, чрезвычайно важных целей, а именно развития личности человека. Отметим, что именно эти цели представ­ляют в реальной практике использова­ния учебных игр наибольшие трудности для преподавателей, как разрабатываю­щих проект игры, так и внедряющих его в учебный процесс.

К таким целям мы относим приобре­тение опыта общения, овладе­ние социальными нормами формальной коммуникации, формирование положи­тельной установки на внедрение иннова­ций, корректировка индивидуального стиля, развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструк­тивного взаимодействия и сотрудниче­ства и многое другое.

Обеспечиваются объективные усло­вия для реализации таких целей на всех этапах игры, а также с помощью таких ее конструктивных элементов, как прави­ла, система поощрения и наказания и система экспертного оценивания ре­зультатов и продвижения участников. Эффективным механизмом осуществле­ния подобных целей может служить и рефлексия (публичный анализ хода игры и полученных результатов), процедура которой также предусматривается сце­нарием.

Большое значение для активизации интереса имеют и чисто игровые цели, которые ставятся перед всеми играющи­ми.

Это вполне реальные, понятные для участников цели, которые не всегда вос­принимаются как игровые, они тесно связаны с объектом имитации, способст­вуют вхождению в игровую роль, конкре­тизируют обстановку (атмосферу) в иг­ре.

На наш взгляд, единственным видом игровых целей, осознаваемых игроками как таковые, являются цели выигрыша определенного числа баллов, очков либо иных показателей, начисляемых или снимаемых с отдельного участника или команды за те или иные удачные (не­удачные) действия в ходе игры.

Некоторые авторы считают, что та­кие цели — "мотор" деловой игры, без них игра не может состояться.

Соглашаясь с такими выводами, мы считаем, что в методически правильно подготовленной деловой игре и само движение деятельности совместно с раз­вертываемым содержанием игры служит мощным мотивирующим фактором.

Таким образом, из сказанного мож­но сделать вывод, что игра — это интерактивный метод, применение кото­рого в реальной практике последипломного обучения в достаточной мере рас­пространено, во-первых, потому что ме­тод и технология его использования описаны в литературе; во-вторых, пото­му что большое количество разработан­ных игр можно трансформировать на разные виды профессиональной дея­тельности (менеджмент, маркетинг и реклама, экономика и банковское дело, культурология и деловая коммуникация, связь с общественностью и пр.) и адап­тировать их к системе последипломного образования; и, наконец, в-третьих, с помощью игр у преподавателя имеется больше возможностей обучать взаимодействию, коллективному принятию решений, формировать личностные и деловые умения и навыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: