Группа, Групповая дискуссия,Групповая консультация,Групповая работа, Деловая игра, Мозговой штурм, Программированная групповая консультация,Синектика, Ситуационно-ролевое проигрывание, Совещание,Фокус-группа.
ТЕМА 6: Технология игры.
Игровые педагогические технологии - педагогические технологии, широко применяемые при проектировании технологий образования взрослых, в которых в игровой и модельной форме происходит усвоение воссозданного общественного опыта и совершенствование самоуправления поведением.
Игры - это сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук — экономики, управления, маркетинга, психологии, медицины, педагогики. Думается, что именно по этой причине существуют разные трактовки этой игровой технологии. Наряду с термином «игра» равноправно используется понятие «деловая игра». Они равнозначны, поэтому будут использоваться как синонимы.
Деловая игра - форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Игра - это модель процесса принятия решений". "Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера.
Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия как "игра", "модель", "имитация".
Н.В. Борисова, известный разработчик деловых игр, соотношение этих понятий наглядно представляет в виде пересечения трех окружностей (см. схему 5.5).
На наш взгляд, практически в любой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Вместе с тем игры имеют такие составляющие, которые отличают их принципиально от всех других технологий. Речь идет об операциональном сценарии или блок-структуре, в которые заложены более или менее жесткий алгоритм "правильности" и "неправильности" принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.
Мы считаем, что в деловых играх подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Поэтому, хотя деловые игры по основному замыслу имеют своей задачей столкновение обучаемого с действительностью, игровая имитационная модель неизбежно ее упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным отношениям, что искажает диалектику реальной жизни.
Вместе с тем деловые игры как разновидность имитационного метода открывают для преподавателя возможность исследования процессов принятия решений с учетом индивидуальных показателей и выработки диагностических критериев.
На наш взгляд, деловые игры можно использовать для создания коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (взаимодействия) и перцептивных (восприятия и понимания) механизмов коллективного принятия решений.
Виды деловых игр
Деловые игры могут иметь разную целевую направленность, которая определяет их вид и содержание:
· производственные или управленческие игры ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях конкурентной борьбы;
· исследовательские игры связаны с разработкой новых концепций, экспериментальной апробацией решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
· квалификационные или аттестационные игры направлены на выявление уровня компетентности, квалификации специалистов, принятие решений по вопросам подбора или увольнения, продвижения, оценки и аттестации кадров;
Соотношение понятий "игра", "модель", "имитация" и "деловая игра".
· инновационные игры проводятся с персоналом предприятия для развития и формирования инновационного мышления и поведения, способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты, для апробации и экспериментального проведения новаций;
· рефлексивные игры направлены на психологическое развитие каждого участника, снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений, групповому и межгрупповому сотрудничеству, адекватному восприятию деловых партнеров и научение взаимопониманию;
· поисково-апробационные игры предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, организации их умственной деятельности, направленной на поиск, разработку и испытание в режиме игры новых идей, путей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения социально-экономических, психолого-педагогических, кадровых и управленческих проблем;
· дидактические (учебные игры) развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Использование деловых игр в процессе последипломного обучения дает позитивные результаты:
· повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
· растет познавательность, обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению ими навыков принятия конструктивных решений;
· изменяется мотивация к освоению инновационных знаний;
· растет самооценка, а для тех, у кого она изначально была завышена, она становится более объективной;
· накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность использовать его в профессиональной деятельности и более правильно оценивать возможные реальные ситуации;
· развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых, в конечном счете, влияет на их ментальность;
· в процессе деловой игры реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить его ход от начала до конца в условиях "сжатого времени".
Из сказанного очевидно, что целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации. Поскольку деловая игра по своей природе двупланова, то структура и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов — реальных и условных.
В связи с этим в учебных деловых играх целесообразно, как показывает опыт, ставить не только педагогические, но и игровые цели. Педагогические цели могут включать основные параметры прогностической модели переподготовки специалистов к инновационной деятельности и формулироваться кратко в терминах действия, например: "освоить стратегию сотрудничества", "овладеть навыками вербализации", "научиться диагностировать сенсорный канал партнера" и пр.
Как видим, данные цели носят не только педагогический (обучающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследовательские цели.
Введение исследовательского этапа в деловую игру способствует не только корректировке параметров, что позволяет конкретизировать объект имитации и посмотреть на него глазами обучаемых, то есть учитывать мнения различного контингента играющих, но и главное — творчески подойти к решению предлагаемой проблемы с освоением навыков ведения дискуссии и обоснованности собственных высказываний.
Установка на исследование способствует достижению в деловой игре, на наш взгляд, чрезвычайно важных целей, а именно развития личности человека. Отметим, что именно эти цели представляют в реальной практике использования учебных игр наибольшие трудности для преподавателей, как разрабатывающих проект игры, так и внедряющих его в учебный процесс.
К таким целям мы относим приобретение опыта общения, овладение социальными нормами формальной коммуникации, формирование положительной установки на внедрение инноваций, корректировка индивидуального стиля, развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества и многое другое.
Обеспечиваются объективные условия для реализации таких целей на всех этапах игры, а также с помощью таких ее конструктивных элементов, как правила, система поощрения и наказания и система экспертного оценивания результатов и продвижения участников. Эффективным механизмом осуществления подобных целей может служить и рефлексия (публичный анализ хода игры и полученных результатов), процедура которой также предусматривается сценарием.
Большое значение для активизации интереса имеют и чисто игровые цели, которые ставятся перед всеми играющими.
Это вполне реальные, понятные для участников цели, которые не всегда воспринимаются как игровые, они тесно связаны с объектом имитации, способствуют вхождению в игровую роль, конкретизируют обстановку (атмосферу) в игре.
На наш взгляд, единственным видом игровых целей, осознаваемых игроками как таковые, являются цели выигрыша определенного числа баллов, очков либо иных показателей, начисляемых или снимаемых с отдельного участника или команды за те или иные удачные (неудачные) действия в ходе игры.
Некоторые авторы считают, что такие цели — "мотор" деловой игры, без них игра не может состояться.
Соглашаясь с такими выводами, мы считаем, что в методически правильно подготовленной деловой игре и само движение деятельности совместно с развертываемым содержанием игры служит мощным мотивирующим фактором.
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что игра — это интерактивный метод, применение которого в реальной практике последипломного обучения в достаточной мере распространено, во-первых, потому что метод и технология его использования описаны в литературе; во-вторых, потому что большое количество разработанных игр можно трансформировать на разные виды профессиональной деятельности (менеджмент, маркетинг и реклама, экономика и банковское дело, культурология и деловая коммуникация, связь с общественностью и пр.) и адаптировать их к системе последипломного образования; и, наконец, в-третьих, с помощью игр у преподавателя имеется больше возможностей обучать взаимодействию, коллективному принятию решений, формировать личностные и деловые умения и навыки.