Основные характеристики деловой игры

Основные характеристики деловой игры:

· моделирование процесса труда (де­ятельности) руководителей и специали­стов по выработке управленческих ре­шений;

· распределение ролей между участ­никами игры;

· различие ролевых целей при выра­ботке решений;

· взаимодействие участников, ис­полняющих те или иные роли;

· наличие общей цели у всего игро­вого коллектива;

· коллективная выработка решений участниками игры;

· реализация цепочки решений в иг­ровом процессе;

· многоальтернативность решений;

· наличие управляемого эмоцио­нального напряжения;

· разветвленная система индивиду­ального или группового оценивания де­ятельности участников игры (поощре­ние и наказание, экспертная оценка принимаемых действий участниками).

Подготовка деловой игры

1. Источниками деловой игры могут быть результаты исследования, прове­денного на предприятии (например, ре­зультатов аудиторской проверки или маркетинга), печатные материалы, кон­кретная деятельность по управлению предприятием или персоналом.

2. Состав и количество участников игры зависит от анализируемой пробле­мы и целей (управленческих, педагоги­ческих, игровых и пр.). Уровень участников, их специализация и сфера прак­тической деятельности должны соответ­ствовать уровню решаемой проблемы.

3. Регламент определяется продол­жительностью и этапностью ДИ. Как правило, деловая игра проходит от одно­го до нескольких дней, причем жела­тельно без перерывов между днями и продолжительностью от 4 до 10 часов.

4. Сценарий ДИ или ее блок-структу­ра включает в себя развернутое изложе­ние сущности игры и последовательнос­ти ее реализации. Даются подробные инструкции организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необ­ходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учеб­ных групп.

Этапы ведения деловой игры

В любой деловой игре можно выде­лить следующие этапы ее про­ведения:

· введение в игру (участников знако­мят со смыслом, целями и задачами про­водимой игры, общим регламентом);

· разделение слушателей на группы (оптимальный размер группы 5-7 чело­век; в каждой выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игро­вые роли. Например, в игре Н. Борисо­вой "Доклад и дискуссия" у команды 7 ролей: "докладчик", "провокатор", "оп­понент", "визуалист", "эксперт", "реги­стратор" и "организатор", а в игре А. Панфиловой "ЗАПРОС" каждая группа получает коллективную роль: "инноваторы", "оптимисты", "пессимисты", "реалисты" и т.п.);

· погружение в игру (слушатели полу­чают "игровое задание", например: раз­работать "визитную карточку команды", подготовить мини-презентацию, сде­лать комплимент партнерам по игре и т.д. или участвуют в тренинге на совмес­тимость и срабатываемость);

· изучение и системный анализ ситуа­ции или проблемы в каждой группе (участ­ники получают материалы для анализа, установки поведения и правила игры);

· игровой процесс (в соответствии с принятой в каждой группе стратегией вырабатывается решение, разрабатыва­ется и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются необходи­мые документы;

· общая дискуссия или пленум (про­исходит межгрупповое общение, каждая группа презентирует и обосновывает свои решения или проекты, идет обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы);

· подведение итогов игры (необходи­мость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и про­екты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффек­тивность и конкурентоспособность. Кроме того, подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, вы­являются лучшие команды, игроки, про­екты. Именно на этом этапе игра полу­чает логическое завершение, особенно, если ее итоги подводит не только препо­даватель — организатор игры, но и спе­циалисты по исследуемой проблеме);

· рефлексия (важный фрагмент иг­ры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетво­ренности, достижения, потери и приоб­ретения);

· "выгружение из игры" (с этой целью командам предлагается разработать "Памятку", или "Уроки, которые можно извлечь", или "МАСТАК").

Требования к преподавателю

Роль преподавателя при проведении деловых игр многогранна — организа­тор-инструктор до игры, аудитор-консультант во время игры, руководитель дискуссии и эксперт-аналитик при подве­дении итогов, фасилитатор при разреше­нии конфликтов, возникающих в про­цессе игры. Такое разнообразие ролей требует от преподавателя не только про­фессиональной, но и психолого-педаго­гической и коммуникативной компе­тентности.

Кроме того, очень важен этический аспект взаимодействия со взрослыми слушателями, так как преподавателю приходится оказывать им психолого-пе­дагогическую поддержку при стрессогенных и фрустрационных ("крушение на­дежды") ситуациях, связанных с непра­вильным решением, непониманием, ин­теллектуальным или физическим пере­утомлением, находя для участников игры адекватные слова и демонстрируя по­зитивные чувства.

Корректность должна демонстриро­ваться на всех этапах игры: при вмеша­тельстве организатора в игровой про­цесс, при оценке деятельности, при "ту­пиковых" ситуациях и эмоциональной напряженности.

Деловая игра должна проходить в творческой атмосфере, при эффектив­ном и конструктивном взаимодействии всех деловых партнеров, на эмоциональ­ном подъеме и достижении взаимопони­мания. Только в этом случае ДИ стано­вится не просто инструментарием, эф­фективной педагогической технологией, но и может быть полезна для привития навыков принятия решений и руковод­ства, развития способности к сотрудни­честву и групповой работе, самокоррек­ции и личностного развития.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте понятие деловой игры.
  2. Какие существуют виды деловых игр? Охарактеризуйте один из них.
  3. Какие этапы Вы можете выделить в деловых играх?
  4. Назовите этапы ведения деловой игры.

Вопросы для размышления:

  1. Почему игровую технологию игры можно назвать одной из наиболее эффективных?
  2. Назовите причины, по которым технология игры редко применяется на практике.
  3. При каких условиях, на Ваш взгляд, игра будет проведена успешно?
  4. Возможно ли применение в деловой игре других, известных вам технологий обучения студентов? Аргументируйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы:

Разработайте учебное занятие с применением деловой игры и проведите письменный анализ ее проведения на этом занятии.

Примерные темы рефератов и курсовых работ.

1. Технология деловой игры и развитие профессиональных компетенций будущих специалистов.

2. Психолого-педагогические условия применения технологии игры.

3. Технология игры и профессионализм преподавателя ВУЗа.

4. Спектр применения деловых игр.

5. Игра как одна из форм интерактивного обучения студентов в ВУЗе.

Рекомендуемая литература

  1. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Деловая игра "Доклад и дискуссия в научно-техни­ческой пропаганде". — М., 1981.
  2. Борисова Н.В.Конструирование деловой игры./Новые методы и средства обучения.№2(б).-М.,1989.
  3. Дудченко B.C. Инновационные игры.— Таллин, 1989.
  4. Емельянов С.В., Бурков В.Н., Ивановский А.Г. и др. Метод деловой игры. Обзор.М., 1976.
  5. Кларин М.Б.Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика.-1994.-№5.
  6. Комаров В. Ф. Управленческие имита­ционные игры. — Новосибирск, 1989.
  7. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. — М., 1989.
  8. ЛевитесД. Современные образовательные технологии. М.2000.
  9. Новик М. Современные технологии в образовании./Новые знания.-1999.-№3,4.
  10. НъюстромДж.У., Сканнел Э.Е. Дело­вые игры и современный бизнес. — М., 1997.
  11. Панфилова А. П. Деловая коммуника­ция в профессиональной деятельности./Учебное пособие. — СПб., 1999.
  12. Панфилова А.П. Технология деловой игры./Новые знания.-2001.-№3.С.35.
  13. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г.Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.М.: Педагогическое общество России, 1999.
  14. Платов В.Я. Деловые игры: разработ­ка, организация и проведение. Учебник. — М., 1991.
  15. Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры. — М., 1999.
  16. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
  17. Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г.П.Синицыной.- Омск, 2002
  18. Хачатурян А. П. Игровое имитацион­ное моделирование./Методическое посо­бие. - М., 1989.
  19. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. — М., 1991.
  20. Чернилевский Д.В.Дидактические технологии в высшей школе. М.: 2002
  21. Энциклопедия профессионального образования: В 3х т./ Под ред. С.Я. Батышева. Т 2. М.: АПО, 1999. – 488. – С. 34-35.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: