Тема 1. Предмет, задачи, основные функции и роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

Контрольные вопросы.

1. Разъясните сущность методики обучения праву и ее роль в системе школьного образования.

2. О каких концепциях правового образования Вам известно? Оцените их с Вашей точки зрения.

3. Выделите общеизвестные системы наук и классифицируйте.

4. Что является предметом методики обучения праву? Выделите основные задачи данной науки.

5. Охарактеризуйте и раскройте следующие функции методики обучения праву: практико-организационная, мировоззренческая, прогностическая и эвристическая.

6. Какие цели содержит в себе методика обучению праву? Какие группы целей выделяют?

7. Какие формы обучения праву Вам известны? Раскройте их. Какая форма Вам ближе всего и какую бы Вы предпочли в своей деятельности?

8. На каких принципах базируется современная методика обучения праву?

9. Докажите связь методики обучения праву с обществознанием, правом, историей, психологией и педагогикой.

10. В связи с чем и когда в России возник вопрос о правовом воспитании?

11. Как, на Ваш взгляд, соотносятся правовое воспитание и обучение?

12. В чем трудности организации процесса обучения праву?

13. Что формирует учебные навыки, необходимые для успешного освоения программы любого учебного предмета.

14. С какого года начали проводиться всероссийские олимпиады по праву?

15. Что собой представляет право как учебная дисциплина?

Литература

1. Алексеев С.С. Право. Законы. Правосудие. — Екатеринбург, 1998; Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. — М., 2001.

2. Бочаров И. и др. Права человека. Методика преподавания в шко-ле. 9-11 кл. — Пермь. 2000, с. 16.

3. Дружкина И.Г. Ваши права. Программно-методические материалы к урокам граждановедения в 3 (4) классе. — Тамбов, 2001.

4. Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе. — М.: Просвещение. 1985; Дружкова А.В. Овчинникова И.П. Методи-ка преподавания обществознания. — Л. 1971.

5. Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы Советского государства и права». Пособие для учителя. // А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов и др. — М.: Просвещение, 1987.

6. Крючкова П. и др. Основы потребительских знаний. Методичес-кие рекомендации. М.: Открытое общество. 1997.

7. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». — М.: Вита-Пресс, 1999.

8. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Права человека. Книга для чтения. — М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 2000.

10. Пронькин В.Н. Гутников А.Б. Живое право. Занимательная эн-циклопедия практического права. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского инсти-тута права им. Принца П. Ольденбургского. 2000; Книги для учителя к курсу «Живое право». — СПб. 2001.

11. Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII — начало XXX вв.). // Государство и право, 2000, № 9.

12. Студеникин М.Т. и др. Повышение эффективности обучения «Основам Советского государства и права». — М.: Просвещение. 1989.

13. Теоретические и методические проблемы преподавания права в школе. Методические рекомендации учителям права. М.: Вита-Пресс, 2002.

14. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка. Посо-бие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1997; Антонов В.В. Младшим школьни-кам о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя. — М.; Вита-Пресс, 1998.

Список терминов

Методика обучения, система образования, высшее образование, специалист, бакалавр, магистр.

Практические задания

1. Обучение - это

А) стимулирование деятельности ученика в современном учебном процессе.
Б) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие.
В) установление равноправного партнерства преподавателей и обучающихся в ходе учебного процесса

2. Принципы ­­– это

А) способы деятельности в области правового обучения

Б) подходы к пониманию типов уроков

В) совокупность методических приемов

Г) исходные начала, от которых зависит то, как будет развиваться эта наука дальше

3. Понятие методика обучения праву означает

1) активное взаимодействие субъектов обучения на основе усвоения знаний

2) наука о задачах, содержании, методах обучения праву

3) модель обучения, в которой главной ведущей составляющей является деятельность преподавателя

4) модель самообучения, основанная на прямом, индивидуализированном, двустороннем взаимодействии преподавателя и обучающегося.

4. Верны ли следующие суждения о задачах методики обучения праву?

А. Создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий.

Б. Отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

5. Верны ли следующие суждения о целях правового обучения?

А. Формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права.

Б. Повышение уровня правовой культуры общества.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

6. Право как учебная дисциплина – это

1) наука о задачах, содержании, методахобучения праву

2) комплекс отобранной правовой информации, которая с помощью адекватных возрасту и иным особенностям обучаемых методов передается в процессе обучения

3) наука, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков

4) отрасль правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления.

7. Допишите пропущенную функцию методики обучения праву:

1) Практико-организационная

2) Мировоззренческая

3) Эвристическая

4) _____________

8. Дополните ряд групп юридических наук.

Теоретико-правовые науки, историко-правовые науки, ______­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____, прикладные науки.

9. Ниже представлен список общих целей педагогической деятельности, найдите среди них одну не относящуюся к ним цель.

Усвоение знаний, умений и навыков, организация отдельных мероприятий и уроков, формирование личностных качеств, совершенствование личностных качеств.

Ответ: ­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________

10. Установите соответствие между группой юридической науки и самой наукой

А) Практико-организационная

Б) Мировоззренческая

В) Эвристическая

Г) Прогностическая

1) история государства и права

2) судебная медицина, криминалистика

3) гражданское, уголовное, семейное, трудовое право

4) прикладные науки

А Б В Г
       

11. ­­­­­Найдите в приведенном ниже списке принципов, принципы, на которых базируется современная методика обучения праву, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Принцип вариативности и альтернативности моделей правового обучения

2) Принцип личностно-ориентированного подхода

3) Принцип максимальной системы активизации познавательной деятельности учеников с опорой на их социальный опыт

4) Принцип внедрения исследовательского компонента в систему взаимосогласованных действий учителя и ученика

5) Принцип контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.­­­­

Ответ: _________________________________________

12. Среди приведенных задач правового обучения и воспитания найдите задачи, характерные для Советского периода.

А) формирование уважения к Советскому государству, праву и социалистической законности;

Б) повышение уровня правовой культуры общества;

В) привитие навыков правомерного поведения;

Г) воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям;

Д) формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права

Е) формирование умения противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать.

Ответ:_____________________________________________________

13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Педагоги разработали варианты разновозрастной подготовки «маленьких юристов», существенную помощь которым оказывают объединения профессиональных адвокатов. (2)Совместная работа учителей, детей и родителей позволила организовать творческую деятельность школьников по созданию локальных правовых актов школы. (3)Так, в школе № 3 г. Рязани разработана методика проведения научно-исследовательской работы по праву, самоуправления. (4)В Челябинске развивается проектная деятельность, юридическое краеведение.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

       
       

14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. (2)Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. (3)Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями мудрости. (4)Первыми учителями в общепринятом понимании этого слова и стали писцы, статус которых окружался божественным ореолом.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

       
       

15. Напишите эссе по теме «Правовое обучение-не дань моде!» При этом покажите, для чего, с вашей точки зрения, надо учить праву; что именно из области юриспруденции важно знать школьникам и как можно учить их?

Тема 2. Основные концепции правового образования. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе.

Контрольные вопросы

1. Понятие правового обучения.

2. Группы юридических наук.

3. Основные концепции правового образования.

4. Виды учебной литературы.

5. Структура учебной литературы.

6. Работа с учебной литературой.

7. Ступени школьного образования.

8. Содержание поурочного планирования.

9. Содержание календарно-тематического планирования.

Литература

1. Воронцов А.В., Ильин А.В., Морозова С.А. Сергеев СА, Элиас-берг Н.И. Права человека в свободной стране. — СПб., Спецлит, 1999.

2. Кашанина Т.В. Право и экономика. — М.: Вита-Пресс. 1999.

3. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (Я— Ты — Мы). — М., 1998. Дебаты. Пособие для учителей. / Институт «Открытое общество». - М., 1997; Певцова Е.А. Право. — М., РС, 2001.

4. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». — М., Вита-Пресс, 2000.

5. Микк Н.А Оптимизация сложности учебного текста. — М., 1981.

6. Мушинский В.О. Азбука политики. — М., ЦГО. 1999, Мушинский В.О. Азбука гражданина. — М., ЦГО. 1999 и др.

7. Никитин А.Ф. Право и политика. — М., Просвещение. 2000; Мушинский В.О. Основы правоведения. — М., ЦГО. 1997 и др.

8. Основы правовых знаний (8—9 кл.). — М., Вита-Пресс.2002.

9. Певцова Е.А. Право. Комплект транспорантов для обучения в школе. — М., Центр наглядных средств обучения. МОРФ. 2000.

10. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

11. Права человека. Книга для чтения. // Сост.: Луховицкий В.В. и др. Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. — М., 2000.

12. Программа модульного курса «Права человека». Рекомендована Минобразования РФ в качестве экспериментальной. — М, 1998.

13. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. — СПб., 2000.

14. Ролевые игры в преподавании прав человека. / Сборник — М., «Мемориал», 1995.

15. С.С. Алексеев, В.В. Лазарев и др. См.: Алексеев С.С. Государство: Основные понятия. Государство в нашем мире и в России. / Учебное пособие для учащихся 10 кл. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 1999.

16. Шабуров А.С. Право в нашей жизни. Основы действующего российского законодательства (11 кл). — Екатеринбург, Изд-во «Сократ». 1999.

Список терминов

Учебно-методический комплекс, образовательная парадигма, учебная программа, федеральный компонент, тематическое планирование, поурочное планирование.

Практические задания

1.Учебная программа представляет собой:

А) документ, устанавливающий содержание, объем знаний, умений, навыков

Б) государственный документ, в котором определена максимальная учебная нагрузка, допустимая для образовательной деятельности

В) отбор юридической информации для школьного обучения

2.Учебные пособия представляют собой:

А) книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву

Б) слайды, видеофильмы по праву, транспаранты

В) литературу для учеников, которую можно использовать в учебном процесс

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к учебнометодическому комплексу.

Учебное пособие, НПА, методическая литература, правовые словари, наглядные материалы.

Найдите и укажите термин, не относящийся к УМК

Ответ ________________________________________

4.Соотнесите учебно-методическое пособие и его содержание:

А) Учебное пособие

Б) Методическая литература

В) Наглядные средства обучения

1) литература для учеников, которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии, содержащие извлечения из источников права прошлого и современности, книги для чтения, в которых подобран правовой материал по отдельным темам из литературных, публицистических и других произведений, и проч.

2) слайды, видеофильмы по праву, транспаранты.

3) книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву

А Б В
     

5. Каждый студент должен самостоятельно разработать календарно-тематический план по дисциплине «Обществознания» и сдать в письменном виде. Темы урока могут быть выбраны студентом самостоятельно исходя из того, что урок будет проведен в 9 классе. Календарно-тематический план должен содержать:

1. Номер урока.

2. Дата урока.

3.Тему урока.

4. Элементы содержания урока.

5. Формы учебной деятельности.

6. Домашнее задание.

Тема 3. Методы, приемы и средства обучения праву. Наглядность в обучении праву.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой «методы» и «методические приемы» обучения праву? О каких методах обучения праву вам известно? Что, на ваш взгляд, более результативно и при каких условиях.

2. Соотнесите понятия и объясните их смысл (при необходимости используйте учебник по педагогике):

рассказ упражнение

лекция лабораторная работа, методы

беседа сообщения новых юридических

дискуссии знаний, знаний; методы приобретения

их диспуты новых, закрепления и выработки

экскурсия умений, навыков

3. Что собой представляют способы взаимосвязанной деятельности учителяи учеников, направленные на достижение целей правового образования, образования, воспитания и развития школьников?

4. Назовите разные группы методов и что к ним относится?

5. Какие методы выделили М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, исходя из уровней познавательной деятельности учеников? Какие еще методы Вам известны?

6. Раскройте и охарактеризуйте методы на основании характера познавательной деятельности в правовом обучении.

7. Приведите примеры метода приобретения новых знаний.

8. Какие преимущества есть у наглядного метода обучения праву и что он позволяет конкретизировать? Приведите примеры.

9. В чем заключаются практические методы?

10. Что оказывает влияние на выбор методов правового обучения?

11. Раскройте понятие методического приема и закрепите примером.

12. Что разъясняют с помощью приема рассуждения?

13. Охарактеризуйте приемы словесной коммуникации. Какой, на Ваш взгляд, самый распространенный?

Даются следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

14. Выделить термины, отражающиѳ систему права, и расположить их в дедуктивном порядке.

15. Найти в списке термины, отражающие систему права, и расположить их в индуктивном порядке.

16. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982.

2. Вагин А.А., Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. — М., 1959.

3. Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. — М., Просвещение. 1985.

4. Ильина ТА. Педагогика. — М., Просвещение, 1984.

5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974; Дидактика средней школы. М., 1982.

6. Методика преподавания правовых дисциплин. / Болотова Е.Л. — М., МПГУ. 1999.

7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М., ВЛАДОС, 2000.

8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М., Владос. 2000.

9. Я.А. Коменский. Великая дидактика. // Педагогическое наследие. — М, Педагогика, 1987.

10. Педагогическое наследие. Коменский Я.А. и др. / сост. В.М. Кла-рин, А.Н. Джуринский). — М., Педагогика. 1987.

11. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Список терминов

Метод обучения, формы обучения, проблемное обучение, методический прием, термин, средства правового обучения, внеконтекстное понятие.

Практические задания

1. Методический приём – это

1) Способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.

2) Частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права.

3) Способы выполнения какой-нибудь работы, последовательности действий.

4) Разъяснение отдельных положений, которые подводят учеников к выводам, заключениям.

2. Средство обучения - это

1) совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения.

2) приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний.

3) набор педагогического инструментария для решения познавательных задач.

4) все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.

3. К практическим методам обучения не относится (не относятся)

1) рассказ

2) наблюдение

3) беседа

4) упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой.

4. Найдите в приведенном ниже списке чертысистемы методов, приемов, средстворганизации учебной деятельности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. Рациональность и эффективность использования времени на уроках права.

2. Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток.

3. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.

4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.

5. Доступность материала определенному адресату.

6. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.

7. Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.

Ответ:________________________________

5. Верны ли следующие суждения о словесных методах обучения?

А. Методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Б. Методы обучения праву связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об анализе, как о приеме словесно-понятийного мышления?

А) Анализ – это создание на базе отдельных элементов образ целого.

Б) Анализ – это выделение общего и отличного в изучаемых правовых понятиях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7.Верны ли суждения?

А. Методика обучения праву позволяет четко сформулировать задачи обучения на каждом этапе школьной жизни, обеспечивает учебный процесс современными методами обучения.

Б. Эвристическая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «виды методов обучения праву».

Пассивный, тестирование, исследовательский, практический.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «виды методов обучения праву».

ОТВЕТ:_____________________________________________________.

9.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «словесный метод обучения праву»

Рассказ, беседа, наблюдение, учебная лекция. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «словесный метод обучения праву.

ОТВЕТ:_____________________________________________________.

10. Найдите в приведенном ниже списке виды средств обучения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

2) Сотворчество педагога и обучающегося

3) Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, и т.п.)

4) Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

5) учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

6) Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

ОТВЕТ:______________________________________________________.

11. Найдите в приведенном ниже списке принципы использования средств обучения.

1) Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

2) Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся.

3) Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).

4) Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях.

5) Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

6) Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

ОТВЕТ:_____________________________________________________.

12. Запишите слово, пропущенное в схеме

ОТВЕТ______________________________________________________.

13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Методика обученияправуимеет своим _______ ­­­­­­­­­­­­­(1) совокупность методических приемов, _________(2) обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная ________(3), осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающаяна основе обще дидактической теории методические средства дляформирования правовой _________(4) в обществе. Методика обученияправу позволяет совершенствовать образовательный процесс.Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые _________(5) позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход.

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) знания

Б) методика

В) культура

Г) средства

Д) дисциплина

Ж)цель
З) предмет

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

         
         

14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Т.А. Ильина предлагает учителю права использовать методы____________(1): объяснение, рассказ, лекция; методы____________(2): экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения; методы____________(3); самостоятельную работу. Классификация методов по источникам получения учебной информации позволяет обратить внимание педагога на_____________(4), наглядные и ____________(5) методы.

А) работа с техническими средствами

Б) сообщение новых знаний

В) словесные

Г) приобретение новых знаний

Д) практические

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

         
         

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Многие юридические дефиниции (право, правонарушение, ответственность и др.) учитель раскрывает путем ____________(1). Этим понятием называют важный прием изложения правовой теории. При помощи этого учитель права показывает смысл изучаемых правовых явлений, взаимосвязь его составляющих, представляет оценки, выводы.

При решении правовых задач, в которых требуется разобраться в случившемся, установить суть дела и дать верное пояснение, используется прием ___________(2). С его помощью рассматриваются отдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. ___________(3) — это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие. _____________(4) предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого. При изучении теоретических вопросов используют ____________(5). Оно позволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях. Для того чтобы разобраться в сущности правового понятия, явления, в методике используют прием _____________(6).

А) анализ

Б) объяснение

В) сравнение

Г) синтез

Д) рассуждение

Е) доказательство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

           
           

16. Составьте вариант наглядности по любой юридической теме. Как это можно использовать на уроке в школе? Разработайте задания, вопросы к схеме, рисунку и т. д.

Тема 4.Самостоятельная работа обучаемых по праву. Диагностика результативного компонента правовой обученности.

Контрольные вопросы

1. Этапы самостоятельной деятельности школьников при правовом обучении.

2. В чем заключается исследовательский самостоятельный подход в правовом обучении?

3. Уровни исследовательского обучения.

4. В чем заключается традиционное обучение праву?

5. Дайте сравнительную характеристику традиционного обучения праву и исследовательского, самостоятельного освоения юридической информации и приобретением навыков правомерного поведения.

6. Рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения.

7. Какие требования предъявляют к эссе по правовой проблеме?

8. Правила написания реферата или самостоятельной работы по праву.

9. Примерное содержание реферата и отзыва учителя.

10. Модели защиты реферата.

11. Варианты диагностирования результативногокомпонентаправовойобученности.

12. Функции текущего контроля знаний.

13. Формы и методы текущего контроля знаний.

14. В чем заключается принцип уплотненности времени при проверке знаний?

15. Классическая теория тестов.

16. Различные варианты тестов.

17. Какие критерии необходимо учитывать процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых?

18. В каких случаях ставятся оценки «5», «4», «3», и «2»?

19. В чем заключается итоговая проверка знаний и умений учеников в области права?

Литература

1. Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе. — М., Просвещение. 1985.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., Арена. 1994;

3. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. (8—9). — М., Русское слово. 2000.

4. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М., ВЛАДОС. 2001.

5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Проект новой концепции обществоведческой подготовки школьников. // Боголюбов Л.Н., Кишенкова О.В. и др.

7. Румынина В.В. Тесты как форма текущего и итогового контроля в преподавании права. // Основы государства и права. № 6, 1998.

Список терминов

Модель обучения, самостоятельная работа, эссе, диагностика.

Практические задания

1. Слово «диагностика» означает:

1) все познанное;

2) диагноз;

3) лечение;

4) проверка.

2. Что является логической единицей правового курса:

1) Занятие

2) Лекция

3) Урок

4) Семинар

3. Верны ли следующие суждения об уроке-лекции:

1. Учитель излагает обучаемым содержание определенной правовой проблемы;

2. Является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только В 4)оба суждения неверны

4. Самостоятельная работа представляет собой:

1) Проверка знаний по пройденной теме;

2) познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая заканчивается проверкой результата;

3) форма работы;

4) вид деятельности.

5. Запишите слово, пропущенное в схеме

ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

Классическая защита
Индивидуальная защита

6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «самостоятельная работа».

Проверка, деятельность, человек, результат, познание.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «самостоятельная работа».

Ответ:

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «вводный урок».

Процесс обучения, изучение предмета, познание права, после изучения, общие требования.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «вводный урок».

Ответ:

8. Установите соответствие между понятием и его определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Контрольный урок

2) Урок обобщающего повторения

3) Вводный урок

4) Изучение нового материала

А) Такой урок целесообразно проводить после изучения темы или ряда тем;

Б) Такой урок целесообразно проводить после изучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков, раздела или курса вообще;

В) Целесообразно организовывать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности и проч.;

Г) На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения.

9. Установите соответствие между понятием и его определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) контрольную

2) воспитательную

3) обучающую

4) развивающую

А) посредством такой проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи;

Б) систематизируются и закрепляются знания, умения детей;

В) осуществляется развитие речи, мышления и проч.;

Г) школьник приучается к систематическому выполнению порученных заданий, стремится это сделать как можно лучше.

10. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Каждый учитель за многие годы своей профессиональной деятельности выработал определенную систему требований, предъявляемых к ученикам. (2)Так, на высшем уровне требований работают около 18% педагогов. (3)Они оценивают деятельность и знания учеников на «5», если последние научились решать нестандартные творческие задания, вырабатывать свою собственную позицию по проблеме; «4» — за элементарные умения, сформировавшиеся в ходе занятий; «3» — за понимание тем, воспроизведение услышанной информации. (4)Но какую бы систему оценивания знаний учащихся ни выбрал учитель, важно помнить: уровень требований первичен, а оценки вторичны.

Определите, какие положения текста носят:

А)фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

       
       

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Специалисты доказывали, что при таком подходе целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных представлений и понятий — от начальной школы к средней, а затем возвращаться к ним на последующих ступенях обучения. (2)Важно ставить ученика в позицию исследователя, «первооткрывателя».(3) В самостоятельной работе он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, однако его деятельность осуществляется под контролем со стороны учителя права. (4)Стоит согласиться с мнением коллег, которые пришли к выводу, что «задача современного правового обучения состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

       
       

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Текущая проверка правовых знаний имеет несколько ___________(1):контрольную (посредством такой проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную (школьник приучается к систематическому выполнениюпорученных заданий, стремится это сделать как можно лучше),обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умениядетей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышленияи проч.).

Текущая проверка знаний может осуществляться в форме __________(2)в начале урока, середине или конце. Если проводи по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность логично перейти к изучению новой темы. Многие практики считают, что наиболее эффективным средством проверки формализованных правовых знаний являются ____________(3),которые позволяют провести объективную оценку достигнутого уровня обученности школьников, получить достоверную информацию об овладении ими учебного курса»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) познание

Б) опрос

В) анкета

Г) функция

Д) контрольная работа

Е) тест

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

     
     

13. Напишите реферат на свободную тему по праву, соблюдая при этом все правила написания рефератов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: