Использование звука в пользовательском интерфейсе

Звуковой канал недостаточно используется при взаи­модействии человека с компьютером. Это становится еще более очевидным в некоторых (часто критических) ситуациях, когда пользователь визуаль­но немощен из-за перенасыщения визуальной системы, плохого освещения или в связи с возрастом. Поэтому данная область заслуживает и должна получать больше внимания.

По вопросу использования звука в качестве обратной связи всегда велось множество дискуссий. Если все хоро­шо продумано, ненавязчиво, можно по желанию звук вклю­чать и отключать.

Рекомендации по использованию звука, как и цвета, в большей степени основаны на особенностях человеческого восприятия и обучаемости, нежели на программном обес­печении. Дитерэйдж (Daetherage) дает рекомендации, когда стоит применять звуковые и визуальные средства для ото­бражения информации (таблица 6.1). Несмотря на то, что сформулированы рекомендации более 20 лет, назад они ак­туальны и сегодня.

Многие современные рабочие среды являются откры­тыми, т.е. люди не обязательно должны присутствовать в офисах. Когда пользователь окружен другими людьми, звонящими телефонами, работающими компьютерами, то, вероятно, звуковая форма передачи информации ма­лоэффективна. В такой обстановке служащие часто не в состоянии отличить, чей телефон звонит или чей компь­ютер издает какие-то звуки.

Таблица 6.1 – Рекомендации по использованию звуковой и визуальной форм представления информации

Звуковая форма представления информации Визуальная форма представ­ления информации
Сообщение простое Сообщение короткое
Сообщение короткое Сообщение длинное
Сообщение не может быть отложено Сообщение может быть отложено
Сообщение относится к событиям, происходящим во времени Сообщение относится к положению в пространстве
Сообщение призывает к немедленному ответному действию Сообщение не призывает к немедленному ответному действию
Визуальная система челове­ка переполнена Слуховая система человека переполнена
Рабочее место слишком яркое или слишком темное – необходима адаптация Рабочее место слишком шумное – необходима адаптация
Характер работы требует постоянного перемещения пользователя Характер работы позволяет пользователю оставаться на месте

Большинство современного компьютерного программ­ного обеспечения использует звуковую обратную связь, как правило, короткие «бипы», сигнализирующие о допу­щенной ошибке или неправильно выбранном варианте. Даже такие, на первый взгляд, незначительные звуки мо­гут надоедать. Иногда работники просто смущаются, со­вершив ошибку, и, естественно, не хотят, чтобы их колле­ги узнали об этом. В подобных ситуациях пользователь сразу отключает звуковую систему, как только садится за компьютер.

В некоторых программах используются предварительно записанные фразы, информирующие пользователей об их действиях. Информационный менеджер программы Com­puServe при ее открытии говорит: «Добро пожаловать в CompuServe». Такое звуковое приветствие отнюдь не слу­жит укреплению взаимодействия человека с машиной и даже может раздражать.

С другой стороны, когда пользователи работают в Com­puServe, а их ждет электронная почта, то программа со­общает: «Вы получили новую почту». Вот такое звуковое сообщение, весьма полезно. Грань между навязчивыми и полезными сообщениями очень тонка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: