С 60-80г. 20 века усиливается интерес к междисциплинарным исследованиям речевых нарушений.
3 классификации.
1962г. – М.Зееман => 2 формы Алалии
Делит центральные расстройства речи детского возраста (тогда еще называет - дисфозии) на 2 группы:
· Экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной Алалии (аграфия, аслексия), с сохранным пониманием.
· Рецептивные дисфатические нарушения внешне сходные с сенсорной Алалией.
Подчеркивает отличие от афазии взрослых: у детей нарушения не такие чистые и постоянные как у взрослых, т.к. детский мозг находится в постоянном развитии. => Быстро возникают новые связи и замещаются функции.
1985г. – В.А. Ковшиков – 2 формы:
· Экспрессивная – расстройство – нарушена структурная функциональная сторона языка (фонематические, лексические, грамматические операции в процессе порождения речи)
· Импрессивная – нарушен процесс восприятия и понимания речи.
1981г. – Е.Ф. Соботович – 2 формы:
· С преимущественным нарушением парадигматической системы языка (род, число, падеж) – не вычленяют из потока речи слова, морфемы, не определяют грамматическое значение.
· С преимущественным нарушением синтагматической стороны языка (согласование слов, паузы) – не устанавливают линейные связи между значениями и грамматической формой выражения.
Формы Алалии
· Моторная
· Сенсорная
· Смешанная