Причины, механизм, симптомокомплекс.
Традиционное учение: при преимущественном нарушении области коры ГМ ответственной за речевые движения.
Современное представление: ведущими являются языковые нарушения, необъясняемые моторной недостаточностью, т.е. отсутствие речевой мотивации, неумение планировать и контролировать свою речевую деятельность, комплексное нарушение всех языковых подсистем (лексической, грамматической, фонематической).
Моторная Алалия – определяется как системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций, процесса порождения речевых высказываний. При этом нарушаются все уровни языковых высказываний (мотивационно-побудительный, смыслообразующий, реализация программирования контроля).
МА включает комплекс речевых и неречевых симптомов:
1. Речевая симптоматика:
крайняя бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие, не могут ответить на вопрос, спросить; в основном называют предметы, а глаголы и признаки используют редко; с большим трудом используют знакомые слова в разных ситуациях; в момент речи происходит поиск новых слов – наблюдаются их замены, неадекватное использование; ограничение словаря приводит к активному пользованию жестами, особенно вместо глаголов; используют для передачи смысла модуляции голоса.
|
|
Лексическая бедность: стереотипия высказываний; часто используют речевые штампы, но не осознают их. Отсутствие наборов эталонов приводит к смысловым заменам со смешанным значением. Пассивный словарь значительно шире активного.
Грамматический строй формируется поздно и своеобразно: не могут наблюдать, анализировать, обобщать языковые элементы, производить лексические операции над лексико-грамматическим материалом; не сформированы морфологические и синтаксические обобщения, противопоставления; иногда наблюдается телеграфный стиль речи. Несформированность структуры предложения при Алалии является следствием незрелости операций выбора слов и построения плана высказывания. => не могут правильно передать свою мысль, что затрудняет речевое общение.
В активной речи наблюдаются специфические ошибки:
ü - элизии – пропуски предударных, заударных звуков и слогов в слове;
ü - контаминации – слияние элементов 2 и более слогов в одно;
ü - перестановки звуков и слогов в слове;
ü - итерации – добавление лишних звуков или слогов к слову;
ü - персеверации – застревание на предыдущем слоге;
ü - парафазии:
· ситеральные – замена звуков в слове;
· вербальные – замена слов:
|
|
§ по акустическому признаку (белок, белый),
§ по семантическому признаку (чашка, кружка, миска),
§ эхолалии – повторения без осознания смысла за говорящим.
+ Нарушения понимания речи.
Для них играет роль лексическое значение слов, а грамматическая категория не несет смысла.
Г.И. Жеринкова 1957г. выделила 3 уровня понимания речи при МА:
1. Тяжелый – грамматические элементы слов не несут никаких функций при понимании фразы, дети ориентируются лишь на признаки ситуации, с которой связана фраза.
2. Характеризуется: для ребенка начинает приобретать значение грамматическое изменение слова, как носитель определенного смысла – нестабильно и лишь на словах с ударным окончанием. В целом отсутствует осознанное различение грамматических форм.
3. Имеется осознанное различие некоторых грамматических форм: число существительных, глагола, м-ж род глаголов прошедшего времени, но различие грамматических форм является нестабильным.
Недостаточность понимания речи при МА носит вторичный характер. Уровень понимания соотносится с уровнем экспрессивной, активной речи.
1 ур.- отсутствие общеупотребительной речи, лепетная.
§ Активный словарь в зачаточном состоянии, состоит из звукоподражаний, лепетных слов, небольшого количества общеупотребляемых слов, значения слов неустойчивое и не дифференцируется.
§ Пассивный словарь шире активного, понимание речи вне ситуации ограничено, фразовая речь почти отсутствует.
§ Способность воспроизводить звуковые и слоговые структуры слов еще не сформирована.
2 ур.- начатки общеупотребительной речи.
§ Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (качественных) прилагательных и наречий.
§ Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения, наблюдаются попытки изменить слова по роду, числу, падежам, глаголы по временам – но чаще они ошибочны.
§ Появляется простая чаще нераспространенная фраза.
§ Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых грамматических конструкций.
§ Грубо нарушено произношение, слоговая структура; неподготовленность к овладению звуковому анализу и синтезу.
3 ур. – распространенная фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
§ На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточность значений и употребления многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, способы действий. Большое количество ошибок при использовании простых предлогов, почти не используют сложные предлоги.
§ Недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешения форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении способами словообразования – почти не используют.
§ В активной речи преимущественно простые распространенные предложения. Трудности в распространении предложений и построении сложных. У большинства сохраняется недостаточность произношения звуков и слогов структуры слова, трудности в овладении звуковым анализом.
§ Понимание обиходной речи в основном хорошее, иногда незнание отдельных слов, смысловые смешения слов, аграмматизм – особенно в письменной речи.
4 ур. ОНР (НВОНР – нерезко выраженная).
Оральная апраксия (произв. Артикул.) при Алалии => нарушение звукового анализа и синтеза – не сформирован четкий эталон слова.
Эталон возникает при совпадении звучания на слух и при воспроизведении.
2. Неречевая симптоматика:
Включает моторное развитие и развитие ВПФ.
|
|
1. Неврологическая симптоматика разной степени выраженности: от легкого проявления мозговой дисфункции до выраженных неврологических расстройств (парезов). Выявляется общая моторная недостаточность детей с Алалией, дискоординация, замедленность или расторможенность движений, снижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамичного и статичного равновесия.
Проявления: не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носочках, пятках, по бревну (апраксия). Затруднена мелкая моторика пальцев рук. Преобладает левшество или амбидекстрия (Визель Т.Г.). Оральная апраксия или диспраксия – нарушен произвольный уровень движений, а непроизвольный сохранен.
2. Отмечается недоразвитие ВПФ и процессов на уровне осознанности (произвольности).
Работы Власенко И.Т., Соботович Е.Ф., Алле А.Х., Голод В.И. (доменант. Полушарий): умственная отсталость и Алалия не обусловливают друг друга.
Внимание характеризуется неустойчивостью (особенно активное внимание), низкой концентрацией, слабой переключаемостью и недостаточным распределением.
Особенности памяти: сужение объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная (словесная) память (слова, тексты) и произвольно-опосредованная (настроиться на запоминание).
Норма памяти: 7+\- 2 блоков (слоги, звуки, фразы).
У Алаликов от 4-6 лет: 3 – 4 (2-3) слова.
При обращении к ним:
§ Вопрос должен содержать часть ответа.
§ Задание из 2-3 слов (мах 4).
§ Использовать зрительную опору (зрительная память чаще развита лучше).
Мышление: полноценные предпосылки для овладения умственными (мыслительными) операциями. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления. С трудом: анализ, синтез, обобщения, сравнения речевого материала.
Характерно: недостаточная гибкость и динамичность мышления.
Недостатки конструктивного праксиса (не у всех): неумение собрать разрезные картинки, кубики, сложить фигурки из палочек, нарисовать простые предметы, трудности ориентировки на листе бумаги.
|
|
Т.о. наблюдается комплекс речевых и неречевых нарушений, тесно связанных между собой. => Часто возникают сложности в дифференциальной диагностики, определении ведущего нарушения!!!