Формы Моторной Алалии

Орфинская, Гуровец Г.В., Маевская С.И., Белова-Давид Р.А.

§ Афферентная

§ Эфферентная

Афферентная МА

Проявляется в затруднении при реализации отдельных артикуляционных движений, соответствующим определенным речевым звукам.

Механизм возникновения: нарушение нахождения и удержания позы речевого звука (артикуляционного уклада).

При этом ведущий симптом – кинестетическая апраксия.

2. Эфферентная МА

Проявляется в затруднении при передаче двигательных (кинетических) мелодий.

Механизм возникновения: нарушение артикуляционных рядов и переключения от одного артикуляционного движения к другому.

Ведущий симптом – кинетическая апраксия. Когда нарушается динамическая линейная последовательность структуры слова и предложения.

Встречается чаще афферентной МА, в 90% случаев – ЭМА.

Орфинская, Усанова: эти формы Алалии различаются характером нарушения фонематической системы.

При АМА затруднено овладение звукопроизношением, преобладают фонетико-фонематические расстройства.

ЭМА: не формируются представления о слоговом составе слова, преобладают лексико-грамматические расстройства.

На первом году жизни независимо от варианта Алалии у детей отмечается позднее развитие локо-моторных функций, т.е. дети начинают позже возрастной нормы ходить, часто отсутствует этап ползания, моторика рук долго недостаточно дифференцирована, артикуляционная моторика вялая. Обращает внимание на себя отсутствие или ограничение лепета, малая речевая активность.

На втором году жизни у детей появляется ограниченный лепет (лепетные цепочки длинные и короткие), лепетные псевдо слова (усеченные), названия имен (короткие), фразовая речь не формируется.

Норма:

1,2 года – 10-12слов,

1,6 – 1,9 г. – фраза простая,

2 года – более 200слов.

С третьего года жизни группа детей с МА начинает расслаиваться, проявляется ведущее нарушение. => Заметны 2 варианта (Афферентная и Эфферентная).

Особенности личности ребенка с Моторной Алалией

Снижена психическая активность, быстрая психическая истощаемость, эмоциональная вялость и возбудимость, в ряде случаев развиваются психопатологические качества личности, невропатические черты характера, часто отмечается замкнутость, напряженность, неуверенность, повышенная раздражительность, обидчивость, вспыльчивость и даже агрессия, если ребенка не понимают.

Другая группа: вялые, аспонтанные, инертные.

Все эти проявления патологичны (на полюсах).

Часто отмечается речевой негативизм (не хотят говорить).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: