Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке

Древние мудрецы говорили: «Опыт – учитель жизни».

Произнося слово опыт, мы понимаем под этим «совокупность знаний, навыков, умений, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п.».

Под словом эксперимент мы понимаем «планомерно проведенное наблюдение, планомерную изоляцию, комбинацию и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Производя эксперимент, человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении

Появление эксперимента в медицине обычно связывают с именем великого древнеримского врача Галена (131-201 гг. н.э.). Гален занимался не только лечебной деятельностью, но и проводил много исследований, и тем самым значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии. Без опыта и эксперимента были бы немыслимы открытия знаменитых врачей эпохи Возрождения: А. Везалия, М. Сервета, У. Гарвея, Парацельса. «Теория врача, - учил Парацельс, есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». Известно, что врачи-эмпирики производили вскрытия трупов, а также живосечения животных.

Век XIX – век торжества экспериментальной физиологии и медицины, которые возникли на основе достижений физики и химии, развития гистологии и разработки методики прямого исследования на живых существах путем систематически осуществляемых вивисекций.

Ф. Мажанди перенес эксперимент из лаборатории в аудиторию, используя на лекциях животных, как химик реактивы, и демонстрируя слушателям эксперименты не только по физиологии, но и по патологии. Специально на его лекции приезжали студенты и ученые из всех стран Европы. Ф. Мажанди видел основную задачу научного исследования в накоплении фактов и считавших, что лишь их группировка может раскрыть смысл результатов эксперимента. Однако он отказывался выходить за пределы фактических данных и делать на основании результатов серии экспериментов какие-либо обобщающие выводы.

К. Бернар настаивал на возможности применения эксперимента в медицине как биологической науке. Защищая эксперимент, К. Бернар отводил возражения многих ученых, считавших, что данные, полученные в опытах на животных, не могут быть перенесены на человека. Вивисекционный метод К.Бернара, использованный его исследователями, открыл путь к изучению нормальных функций организма и определению причин их нарушений.

К. Бернар одним из первых поднял вопрос об этических границах сугубо научных медицинских исследований на человеке. Еще в 1869 году в своих знаменитых «Лекциях по экспериментальной патологии» он писал: «В наше время этика справедливо осудила бы самым решительным образом всякий опыт на человеке, который мог бы повредить пациенту или не имел бы целью явной и непосредственной пользы. Так как мы не должны оперировать на человеке, приходится экспериментировать на животных». К. Бернар неоднократно обращается к этой теме: имея в виду применяемые в зарождающейся экспериментальной физиологии методы, когда при исследовании, как правило, предполагали гибель животных, он вполне обоснованно отвергал подобные эксперименты на людях и с позиций врачебной этики, и с позиций социального предназначения науки. «Мы не можем экспериментировать на больных, которые вверяют себя нам, потому, что мы рисковали бы их убить вместо того, чтобы их вылечить… Наука, прежде всего, должна уважать человеческую жизнь». Однако уже к концу XIX века стало ясно, что в условиях все расширяющейся научно-исследовательской деятельности в медицине взгляды К. Бернара, считающего возможным эксперимент только на животном, оказались утопическими. К великому сожалению, страстные протесты врачей-гуманистов против проведения медицинских экспериментов на людях были услышаны далеко не всеми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: