Задание №64. «Дебютант на книжном рынке»
Вы - молодой талантливый автор: только что вам посчастливилось написать «Войну и мир». Однако конкуренция на книжном рынке велика, а вы никому пока еще неизвестны. Напишите короткое письмо издателям. Докажите, что ваш роман - особенный и будет выгодно выделятся на общем фоне. Объясните, какие достоинства романа предстоит оценить потенциальным читателям, какие уникальные черты позволят ему стать бестселлером.
В аудитории за благосклонность Издателя могут сражаться также авторы «Евгения Онегина» и «Дворянского гнезда».
9.1.
Уникальное торговое предложение
Потребители весьма избирательны в своих пристрастиях. Задача продавца - найти в своем товаре нечто уникальное (если уникальное не находится, его следует выдумать) и правильно преподнести покупателю. Давайте потренируемся!
Задание №65. «Дебютант в Голливуде»
Нашему автору повезло. Его роман был опубликован и принят благосклонно, а права на экранизацию закупила известная кинокомпания. На роль Наташи Ростовой в будущем шедевре претендуют:
а) Натали Портман;
б) Мена Сувари;
в) Одри Тоту;
г) молодая талантливая российская актриса по вашему выбору.
Вы, агент одной из актрис, должны доказать, что именно ваша протеже обладает необходимыми характеристиками и сумеет наиболее точно воплотить на экране полюбившийся читателю образ.
В аудитории Агенты будут соревноваться за благосклонность Продюсера.
В задании № 65 за главную женскую роль сражались достойные конкурентки, актрисы подходящего возраста и амплуа. Каждая из них имеет соответствующий роли типаж, каждая, несмотря на юные годы, уже является фигурой, так что продюсеру было, вероятно, непросто сделать выбор. Рассмотрим теперь противоположный случай: ушлый агент активно проталкивает на главную роль великовозрастную дебютантку или скандально известную светскую львицу, не обладающую ни актерскими способностями, ни подходящими внешними данными. Каким образом можно «подать» подобную кандидатку, какие ее особенности могли бы оказаться выигрышным в глазах продюсера?
Задание №66. «дебютантки с подвохом»
Вы являетесь агентом:
а) Анны Курниковой;
б) Наоми Кемпбэлл;
в) Моники Левински.
Попробуйте убедить продюсера, что ваша кандидатка способна блистать в роли Натали Ростовой, что именно она придаст этой роли особое очарование.
Если у товара мало достоинств, копирайтеру приходится тяжко. Если же достоинств в избытке, возникает принципиально другая проблема: объявить ли его «спортсменкой, комсомолкой или просто красавицей»?
9.2.
Иерархия достоинств
Пусть у товара наличествуют два замечательных качества. В этом случае проблема иерархизации решается просто: можно упомянуть оба, например «Тает во рту, а не в руках», «Эстетично и практично», «И волки сыты, и бабки целы». Два достоинства легко и изящно сливаются в единое уникальное торговое предложение. Кстати, если принципиальных достоинств не более двух, о них часто (но не всегда!) повествует слоган.
С тремя и более достоинствами - сложнее. Нередко заказчик просит поставить на первое место самое главное достоинство. В этом случае следует спокойно и с достоинством объяснить заказчику, что в конструкции «Иветта, Лизетта, Мюзетта...» та самая «О Мариэтта!» всегда следует последней. Такова логика языка. Да здравствуют мир и труд, но дело происходит в мае. В любой русской сказке последний сын всегда любимый. Это не во всех языках так и не во всех литературах. Если вы пишите на иврите, смело пропускайте этот комментарий мимо ушей, и логика языка подскажет вам, что делать. А так: «Не кипит, не пенится, не пригорает... и микробы убивает». Ох, уж эта Мариэтта!
Впрочем, если клиент попался настойчивый, можно пойти ему навстречу. И текст может выйти вполне приличный и убедительный, другое дело, что в качестве главного потребитель, возможно, будет воспринимать отнюдь не то достоинство, которое имел в виду заказчик.
А теперь давайте поупражняемся в иерархизации.
Задание №67. «Обзорная экскурсия»
Вы рекламируете тур по городу.
1) Пизе с посещением Пизанской башни;
2) Нью-Йорку с посещением статуи Свободы и Эмпайр Стейт
Билдинг;
3) Лондону с посещением Трафальгарской площади, Тауэр-ского моста и Вестминстерского аббатства.
4) Парижу с посещением Эйфелевой башни, Триумфальной арки, Лувра и Монмартра.
Перечислите все достоинства каждого города в одном красивом предложении, иерархизировав их по своему вкусу. В каких случаях это предложение годится на роль слогана?
Чем больше достоинств нам поручено упомянуть, тем меньше возможностей весь этот список упаковать в слоган. Типичная ситуация - перечисление достоинств в тексте объявления (или ролика) и «имиджевый» слоган. Этот тезис плавно подводит нас к следующей теме.
9.3.
Разум и чувства
Расположение товара на шкале «разум - чувства» определяется, прежде всего, двумя ключевыми факторами; возрастом товара и его назначением.
Кока-Кола никогда, вероятно, не станет убеждать потребителей в своей объективной полезности: она уже выросла из соответствующего возраста. С другой стороны, начинающие товары чаще апеллируют к нашему здравому смыслу, пытаются покорить силой аргументации. Обычно по мере взросления товар движется от одного полюса шкалы к другому. Это правило, впрочем, не абсолютно. В некоторых случаях, например если более опытные конкуренты избрали путь убеждения, дебютанту имеет смысл с самого начала «брать обаянием». Опытному же товару зачастую (например, в условиях остроконкурентного динамичного рынка) приходится возвращаться к истокам и предлагать потребителю не образы, но аргументы. Итак, координаты товара во времени не постоянны и, разумеется, зависят от его назначения. Существуют товары сугубо практические и сугубо эстетические, но их не так уж много. Большая часть вещей несет в себе обе составляющие. Самый практический товар можно наделить неоспоримыми психологическими достоинствами, а товар исключительно возвышенный, напротив, приземлить и упростить.
Задание №68. «Учебное пособие»
Какой классический роман можно было бы порекомендовать в качестве пособия для:
1) туристов;
2) молодых родителей;
3) девушек, желающих поскорее выйти замуж;
4) начинающих автолюбителей.
Напишите краткие аннотации романов, излагая их содержание и «назначение» в предложенном узкоспециальном ключе.
Имиджевость и полезность не являются объективными характеристиками: налицо проблема точки зрения. В прошлом задании мы намеренно сужали профиль товара, теперь, наоборот, попытаемся наделить товар новыми ценными качествами.
Задание №69. «Терка для тонких ценителей»
Ваш товар - терки «Факельман», обыкновенные добротные терки европейского производства. От конкурентов отличаются разве что высокой ценой. Придумайте чисто имидже-вую рекламу (плакат для размещения в супермаркетах) этого симпатичного продукта.
А теперь давайте попробуем сменить координаты известного товара.
Задание №70. «Шанель vs. Комет-гель»
Выберите достойных кандидатов в номинациях: «Ч - самая чувственная рекламная кампания» и «Р - самая рассудочная рекламная кампания» (в аудитории выбор можно осуществить путем голосования). Попробуйте сделать ролик товара Ч по модели Р и наоборот.
При первом взгляде на задание № 70 может показаться, что все попытки его выполнить обречены на провал, что ничего путного заведомо не выйдет. Однако после некоторых усилий читатель, я надеюсь, убедится, что эта задача имеет вполне изящные решения. Таким образом, деление товаров на «чувственные» и «рассудочные» (для их разграничения в литературе используются разные термины) в значительной степени условно.
9.4.
Вампиры и зануды
А напоследок вернемся к «теории творческого вампиризма». Может ли все-таки рекламная кампания затмить «собственный товар» или, как мудро заметил Папа Малыша, производителю «безвинно пострадавшего» товара «надо отвечать за свои поступки, а не сваливать вину на какого-то Карлсона с крыши»?