Печат. по арх. 123. Декларация советской делегации на VI сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению

123. Декларация советской делегации на VI сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению

19 апреля 1929 г.

Принятие сегодня Подготовительной комиссией резолюции, положившей конец только что начатому обсуждению советского проекта частичного сокращения вооружений

* См. док. № 123.


и лишившей делегации возможности высказаться определенно по основным вопросам разоружения, побуждает советскую делегацию сделать следующее заявление.

1. Советская делегация начала сотрудничать с Подготовительной комиссией около \1;2 лет тому назад, начиная с IV сессии. Хотя не было внесено на рассмотрение этой сессии других вопросов, касающихся непосредственно разоружения, обсуждение представленного советской делегацией проекта конвенции о всеобщем и полном разоружении было отложено до следующей, V сессии59.

2. V сессия занялась обсуждением упомянутого проекта конвенции, причем мнения высказаны были значительным количеством делегаций, но уже при поднятии основного вопроса о желательности проведения полного разоружения советский проект был отклонен. Никаких существенных доводов против проекта не было выставлено, за исключением указании на необходимость содержания войск для подавления гражданских войн и народных восстании, а также делались ссылки на статуты и инструкции Лиги наций, якобы не позволяющие Подготовительной комиссии заниматься вопросом о всеобщем разоружении.

3. Советской делегацией был тогда внесен новый проект конвенции, на этот раз о частичном разоружении*. Предложение советской делегации о немедленном обсуждении ее проекта было отклонено, хотя в аналогичных случаях вносившиеся другими делегациями в Подготовительную комиссию предложения подвергались немедленному обсуждению. Без всякой мотивировки V сессия решила отложить обсуждение советского проекта до VI сессии **, хотя никаких других вопросов, касающихся разоружения, в порядке дня V сессии не было.

4. Вопреки требованию советской делегации для следующей сессии не было намечено никакого определенного срока, И созыв ее был предоставлен на усмотрение Председателя и поставлен в зависимость от исхода некоторых переговоров, которые тогда велись между двумя государствами. По прошествии 5 месяцев мною был послан запрос Председателю Подготовительной комиссии о причинах несозыва VI сессии***. Этот же запрос был мною повторен через дальнейшие 4 месяца **** ввиду того, что комиссия не созывалась, несмотря на то что вышеупомянутые переговоры, в зависимость от которых, как предполагали, был поставлен созыв сессии, оказались уже законченными.

* См. т. XI, док..Y«98. ** См. т. XI, прим. 74. *** См, т. XI. док. №279. **** См. т. XI. док. № 365.


5. VI сессия была созвана Председателем спустя лишь 13 месяцев после V сессии. Советский проект конвенции о частичном сокращении вооружений был подвергнут обсуждению в течение 3 заседаний, причем в прениях приняли участие всего 7 делегатов, из которых некоторые высказались за дальнейшее обсуждение проекта, другие же, высказавшись против, ие могли выдвинуть никаких существенных доводов ни против основных принципов проекта, ни против проекта в целом. Советская делегация предложила остальным делегациям определить свое отношение к таким вопросам, без решения которых никакой план сокращения вооружений не может быть составлен. Со стороны некоторых делегатов были сделаны попытки обосновать отклонение голосования по этим вопросам статутами Лиги наций и ограниченной компетентностью комиссии. Хотя по требованию этих же делегатов бюро комиссии дало заключение о полном соответствии поставленных советской делегацией вопросов полномочиям комиссии и характеру ее работ, тем не менее голосование, которое отражало бы мнение делегаций и их правительств, произведено не было, вследствие чего несколько заседаний, занимавшихся обсуждением советского цроекта, оказались затраченными без всяких результатов. Более того, вся IV, V и часть VI сессии оказались совершенно бесплодными, не приняв ни одного окончательного решения, которое хотя бы иа один шаг приблизило нас к разрешению проблемы разоружения. Это было неизбежно ввиду отклонения обоих советских проектов и всех вообще предложений советской делегации при отсутствии у комиссии каких бы то ни было других проектов, по которым она могла бы с какой-либо пользой продолжать свою работу. Разработанный III сессией комиссии проект конвенции52 вызвал, благодаря своей неопределенности и отсутствию в нем каких-либо объективных критериев для разоружения, такие разногласия, которых заинтересованным правительствам ие удалось разрешить в течение свыше двух лет и которые не обещают исчезнуть и в ближайшее время.

6. В своих заявлениях от 30 ноября 1927 г. * иа IV сессии и от 19 марта 1928 г. ** на V сессии советская делегация дала исчерпывающую оценку работам, проделанным комиссией до означенных дат. Под эту же Оценку подпадает и вся работа комиссии до настоящего времени. Эта оценка полностью подтверждает тот скептицизм, с которым Советское правительство приняло приглашение Лиги наций к участию в Подготовительной комиссии. Советская делегация вынуждена, к сожалению, констатировать на основании опыта сотрудничества

* См. т. X, док. № 272, 273, 274, 275. ** См. т. XI, док..Ns 84.


с Подготовительной комиссией, что и предстоящая работа комиссии вызывает в ней такой же скептицизм. Советская делегация в настоящее время более, чем когда-либо, убеждена в том, что намеченные Подготовительной комиссией пути и методы не могут привести ее к разрешению стоящей перед нею задачи. Комиссия уже два года топчется на одном месте и даже по намеченным ею самой путям двигаться дальше не может вследствие встретившихся препятствий, каковые она сможет обойти или преодолеть лишь для того, чтобы неизбежно натолкнуться на новые. Советская делегация убеждена, что, идя по этим путям. Подготовительная комиссия не сумеет подготовить для конференции по разоружению необходимого материала или такого материала, который позволил бы конференции по разоружению принять какие-либо полезные решения. Единственным результатом подобной деятельности Подготовительной комиссии окажется лишь затягивание на бесконечное время дела разоружения или же подготовка провала конференции по разоружению. Но эта деятельность имеет еще и то отрицательное значение, что она скрывает от взоров широких народных масс, требующих разоружения, политику правительств, представленных в Подготовительной комиссии, направленную в большинстве случаев к недопущению какого бы то ни было сокращения вооружений. Таким образом, Подготовительная комиссия как бы служит ширмой, скрывающей нежелание правительств сокращать свои вооружения, снимая с них ответственность за сопротивление разоружению.

7. Сознание этих фактов могло бы оправдать уход советской делегации из Подготовительной комиссии. Если она решает, однако, оставаться в Подготовительной комиссии, то главным образом по тем же соображениям, по которым Советское правительство при всем своем отрицательном отношении к Лиге наций и к ее органам послало делегацию в Подготовительную комиссию по разоружению, а именно чтобы не давать никому повода приписывать безуспешность и безрезультатность работ Подготовительной комиссии н самой конференции по разоружению неучастию в них представителей Советского правительства. Общественное мнение всего мира должно знать, что советская делегация с первого же дня своей работы в Подготовительной комиссии приняла в ней самое активное участие, внося конкретные и вполне осуществимые предложения в направлении максимального разоружения, критикуя всяческие доводы, которые приводились против разоружения, разоблачая всех тех, кто под различнейшими предлогами и при помощи софистических рассуждений мешает делу разоружения. Эту свою задачу советская делегация намерена выполнять и впредь, отдавая себе полный отчет в со-


вершенной несерьезности и бесполезности той работы, которой комиссия будет заполнять свои заседания и сессии до тех пор, пока будут игнорироваться конкретные предложения, сделанные советской делегацией. Советская делегация остается в Подготовительной комиссии в надежде на то. что представленные в ней другие правительства под давлением общественного мнения и главным образом требований рабочих организаций будут вынуждены дать свое согласие если не на полное разоружение, то на существенное сокращение вооружений, когда их представителям в Подготовительной комиссии неизбежно придется вновь обратиться к тем самым советским предложениям, которые онн в силу нынешних инструкции своих правительств до сих пор отклоняли.

Председатель делегации СССР

Литвинов

Печат. по кн. «Делегации СССР hz VI сессии комиссии по разоружению», 1А-, 1529, ар, 37—40.

124. Предложение по вопросу о химической войне, внесенное советской делегацией в Подготовительную комиссию конференции по разоружению

20 апреля 1929 г.

Ввиду того, что основные пункты главы IV предварительного проекта 1927 г.52 повторяют протокол о химической и бактериологической войне, подписанный в Женеве 17 июня 1925 г. *, Подготовительная комиссия по разоружению постановляет в интересах скорейшего введения в силу указанного протокола исключить главу IV из проекта 1927 г. н принять следующее постановление:

Подготовительная комиссия конференции по разоружению обращается ко всем государствам, подписавшим протокол от 17 июня 1925 г., но еще не ратификовавшнм его, с призывом ратифнковать указанный протокол в кратчайший срок.

Подготовительная комиссия также обращается ко всем государствам, подписавшим названный протокол, с предложением подписать дополнительный к нему протокол, который будет состоять из следующих статей;

Ст. I. Все средства и приспособления химического нападения (все боевые отравляющие вещества, а также все средства для их выпуска, как-то: газометы, распылители, баллоны, огнеметы и другие приборы) н бактериологической войны, находящиеся в войсках, в запасе и в производстве,

* См. т. X, док. ЛЬ 278.


подлежат уничтожению в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего протокола.

Ст. 2. Промышленные предприятия, занятые производством указанных в ст. 1 средств химического нападения и бактериологической войны, прекращают производство со дня вступления в силу настоящего протокола.

Ст. 3. На предприятиях, могущих быть использованными для изготовления предметов химичееко-бактернологнчеекон войны, фабрично-заводскими комитетами или другими органами профессиональных союзов, действующими на данном предприятии, организуется постоянный рабочий контроль в целях ограничения возможности нарушения соответствующих статей настоящего протокола.

Печат. по кн. еДгмгация СССР ча VI сессии комиссии по разоружению*. М., 1923, С7р. 43—44.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: