Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

4 марта 1930 г.

Сегодня вручил Гендерсону наш меморандум в ответ на английский меморандум от 3 февраля **, Ближайшее свидание по моему настоянию намечено предположительно через два дня*** д.^я информации Гендерсона о позиции Советского правительства по вопросу о претензиях. Гендерсон заявил, что английское правительство толкует протокол от 3 октября 1929 г.**** в том смысле, что переговоры должны предварительно вестись в смешанной комиссии. Он отклоняет предварительные перегозоры между советским послом н форин офисом и настаивает на назначении теперь же экспертов не менее пяти с каждой стороны, После моих возражений о необходимости определить предварительно компетенцию и метод работ комиссии Гендерсон заявил о готовности обсудить наши предложения относительно процедуры немедленно после следующего

* См. £ок. ХэоЭ.

** См. дек. Кз Б5 и стр. 126—127, *** См. док. Кг 93. **** См, т. XII, док. ХзЗОЗ.


моего свидания с ним. Впечатление от этого свидания — кабинет хочет заявить палате возможно скорее о состоявшемся образовании комиссии и затем свалить работу и ответственность на нее. Считаю, что теперь после нашего документального заявления в сегодняшнем меморандуме о том, что Советское правительство связывает удовлетворение претензий с предоставлением кредитов, следует назначить наших экспертов с тем, чтобы до фактического начала работ комиссии втянуть Гендерсона в переговоры, как это отчасти удалось сегодня. Срочно сообщите согласие*. В положительном случае сообщу вам предложения о кандидатах. Так как «религиозная кампания»22 вновь усилится к 16 марта, отражаясь отрицательно на торговых и кредитных отношениях, то было бы желательно к этому сроку опубликовать назначение экспертов, что в деловых кругах сразу улучшит положение. Мы уже достигли максимальной оттяжки по этому вопросу. Дальнейшее откладывание даже формального назначения будет несомненно вредно. Наш меморандум посылаю почтой.

Полпред

Пекат. по арх.

85. Меморандум Правительства СССР Правительству Великобритании **

4 марта 1930 г.

После обсуждения меморандума Правительства Его Величества в Соединенном Королевстве от 3 февраля 1930 г., Правительство Союза Советских Социалистических Республик имеет честь сообщить следующее,

1) Правительство Союза Советских Социалистических Республик констатирует, что переговоры о временном торговом соглашении, бывшем предметом переписки в предыдущих меморандумах, уже начаты между Послом СССР и борд оф трейд, и выражает надежду, что их завершение даст возможность затем в ближайшее же время приступить к переговорам о постоянном торговом договоре.

2) Как уже было указано в § 6 меморандума Союзного Правительства от 25 января 1930 г.***. Союзное Правительство не возражает против того, чтобы немедленно приступить к обсуждению соглашения касательно применения старых договоров и конвенций.

* См. док. Ле 91. ** Вручен полпредом СССР в Великобритании министру иностранных дел Великобритании Гендерсону. *** См. док. ЛЬ 2S.


3) Исходя из тех соображений, что в 1924 г. переговоры о рыболовной конвенции и подписание рыболовной конвенции имели место одновременно с переговорами о постоянном торговом договоре и принимая во внимание, что в настоящее время Правительство Его Величества сочло необходимым приступить к переговорам о заключении лишь временного торгового соглашения. Союзное Правительство выражает свое согласие на приступление к переговорам о модус вивенди по вопросу о рыбной ловле с тем, чтобы его действие продолжалось на то время, в течение которого будет применяться временное торговое соглашение. Союзное Поавительство в ближайшее время предложит Правительству Его Величества проект временного соглашения о рыбной ловле *.

4) Что касается § 6 британского меморандума относительно комиссий экспертов, то Союзное Правительство считает необходимым обратить внимание на то, что. согласно протоколу от 3 октября 1929 г.**, образование комиссий предусматривалось по мере необходимости, причем их задача должна была бы заключаться в оказании помощи главным негоциато-рам. Союзное Правительство готово теперь же приступить к пег>е!"0°о^ам по этому п\;нкту поотокпла. однако, поскольку эти переговоры еще не начаты между Послом СССР и Министром Иностранных Дел, в данный момент трудно сказать, в какой форме и когда окажется необходимой помощь экспертов. Если бы, как первоначально предлагало Союзное Правительство, был восстановлен в силе договор 1924 г.. то работа предусмотренных этим договором комиссий могла бы начаться на базе договора. В настоящее время какая бы то ни было база для плодотворной работы комиссий по вопоосам претензий и контрпретензий отсутствует. Союзное Правительство считает, что такой общей базой является принцип связи между удовлетворением претензий и предоставлением кредитов, и полагает, что работа любой комиссии экспертов может сопровождаться успехом исключительно в том случае, если такая комиссия поставит своей задачей найти тот или другой практический способ урегулирования спорных вопросов, руководствуясь этим принципом. Итак, Союзное Правительство считает, что з том случае, если представится необходимым перенести часть работы по достижению соглашения по вопросам, затронутым в § 6 британского меморандума от 3 февраля 1930 г., в комиссии, предварительно должна быть достигнута договоренность между главными негоциаторами о пределах компетенции, предмете и методах работы комиссии. Что касается заключительной части § 6 британского меморандума,

* См. док. № 112. 127 188. ** См. т. XII, док. №303.


которая трактует зопрос об отношении обеих сторон к ст. 11 и 12 общего договора 1924 г.*. то Союзное Правительство, не оспаривая свободы действия обеих сторож в этих вопросах, обращает внимание на изложение позиции Союзного Правительства, сделанное зыше.

5) Союзное Правительство полагает, что вопрос, затронутый в свое время з ст. 15 общего договора 1924 г.. может быть поставлен в ходе дальнейших переговоров, и считает, что в данное время он может оставаться открытым.

6) Что касается пункта «с» § 8 британского меморандума от 3 фезраля 1930 г., то Союзное Правительство, не возражая против предварительного обмена мнениями между советским Послом и канцлером казначейства по зопросам. сзязанным с межправительственными долгами и претензиями, зместе с тем считает необходимым оговорить, что этот обмен мнениями не должен быть интерпретирозан как согласие Союзного Правительства на раздельное ведение в данный момент перегозоров, которое предложено з пунктах «Ь» и «с» § 8 британского меморандума от 3 февраля 1930 г.

Печс~. по арх.

В упоминаемом меморандуме правительства Великобритании от 3 февраля 1930 г. говорилось:

«1, Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве в настоящее зремя рассмотрело меморандум от 25 января с. г., в котором Правительство Союза Советских Социалистических Республик определяет свою позицию по отношению к договору, подписанному в 1924 г., и излагает свое мнение относительно урегулирования вопросов, упомянутых в ПР°' токоле от 3 октября.

2. Правительство Его Величества с удовлетворением отмечает, что между обоими Правительствами в принципе достигнута большая стег.еяь договоренности относительно незамедлительного урегулирования политических и торговых отношений между обеими странами.

3. Правительство Его Величества с удовлетворением принимает к сведению, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик готово немедленно заключить временное торговое соглашение. В свчзи с этим оно предлагает, чтобы между Послом Союза в Лондоне и председателем Торговой палаты или их соответствующими представителями были незамедлительно начаты переговоры о заключении временного торгового соглашения. Председатель Торговой палаты будет готов представить предложения с тем, чтобы Правительство Союза высказало по ним свои замечания,

4. Что касается применения бывших договоров и конвенций. Правительство Его Величества с удовлетворением отмечает, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик согласно как с его предложениями, изложенными з п. 6 англпнсксго меморандума от б января **. так и с сопровождающей их оговоркой. В соответствии с этим з ближайшее время на рассмотрение Правительства Ссюза будет представлен проект конвенции по этому вопросу.

5. В п. 7 своего меморандума от 6 января Правительство Его Вели чества сообщ ило о своей готовности заключить с Правительством Ссюза

* См. т. VII, прил. 3 ** См- стр. 46—47.


конвенцию о рыболовстве и высказала предположение о том, что глава 11 общего договора 1,924 г. может служить, с оговоркой с г носитель но пределов территориальных вод, подходящей основой для обсуждения такого документа, По =*тому вопросу Правительство Союза не высказало конкретных замечаний, в связи с чем Правительство Его Величества не уверено, подходит ли его предложение Правительству Союза или нет. Хотя Правительство Его Величества отдает себе отчет в значимости оговорки, содержащейся в пункте 3 меморандума Правительства Союза от 25 кнваря. оно хотело бы знать точно, согласно ли Правительство Союза с его предложением, касающимся вопроса о рыболовстве.

6. Поскольку нет никаких замечаний Правительства Союза по п. 8 английского меморандума от 6 января и учитывая мнение Правительства Союза о ст. И общего договора 1924 г., Правительство Его Величества делает вывод, что Правительство Союза согласно с его мнением о том, что, хотя претензии и долги язляются предметом отдельного соглашения между соответствующими Правительствами, условия такого соглашения не могут быть обсуждены до начала переговоров, которые предусмотрены протоколом от 3 октября. Правительство Его Величества в связи с этим было бы радо узнать, готозо ли в настоящее время Правительство Союза передать весь вопрос о частных претензиях и долгах на рассмотрение смешанного комитета эг-сепертоз, который, в соответствии с пп, 4-, 5 к 6 протокола от 3 октября, представит своим соответствующим Правительствам доклад с целью заключения соглашения между ними. Что же касается оговорки по эгсму вопросу, сделанной з п. 7 меморандума от 25 января. Правительство Его Величества хотело бы обратить внимание Правительства Союза [[а замечания по ст. 12 общего договора, содержащиеся з его меморандуме от 6 января, которые, по его мнению, согласуются с оговоркой общего характера, сделанной в п. 3 меморандума Правительства Союза от 25 января.

7. Правительство Его Величества с сожалением отмечает, что Правительство Союза не считает возможным согласиться с методом, предложенным для рассмотрения ст. 15 общего договора, и было бы радо узнать, каким образом Правительство Союза предполагает обеспечить возвращение ценных букаг их владельцам.

8. Предложения Правительства Его Величества можно кратко сформулировать следующим образом:

a) Немедленно начать переговоры о заключении (I) временного торгового соглашения; (2) соглашения о рыболовстве и (3| конвенции о применении старых договоров и т, п.;

b) С целью подготовки урегулирования вопроса о долгах и претензиях предложить смешанному комитету экспертов рассмотреть проблемы. возникающие в связи с частными претензиями и т. п.г и представить свои рекомендации;

c) Начать обсуждение между советским Послом и министром финансов или их соответствующими представителями вопросов, возникающих в связи с межпр^вительствеЕгнымн долгами, претензиями и контрпретензиями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: