Теория административного управления

Согласно этой концепции, управлять – значит предвидеть, прогнозировать, распоряжаться, организовывать, согласовывать, контролировать.

По мнению А.Файоля, задачи любого предприятия:

  • техническое снаряжение (осуществление производственного процесса);
  • коммерческая (закупка необходимых средств для создания товаров, услуг и сбыт готовой продукции);
  • финансовая;
  • бухгалтерская;
  • административная;
  • защиты жизни работников.

Каждая из задач в решении нуждается в управлении. Функциями управления Файоль видел: планирование, организацию, подбор и расстановку кадров, руководство (мотивация), контроль.

Теория человеческих отношений

В сущности данной теории лежит мысль о том, что мотивами поступков людей в трудовой деятельности являются потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Вывод получен в результате проведения социального эксперимента – если управление проявляет заботу о трудящихся, то производительность труда возрастает. Приемы: сглаживание конфликтов, беседы с рабочими, консультации, предоставление возможности общения.

Планирование и прогнозирование в менеджменте.

Планирование — это решение о том, какими должны быть цели организации и что должны сделать члены организации, чтобы достичь целей. По сути это ответ на вопросы: «где мы находимся в настоящее время», «куда мы хотим двигаться», «как мы собираемся сделать это».

Планирование осуществляется непрерывно, так как это постоянная неопределенность будущего. Причинами непрерывного планирования являются ошибки в суждениях и их устранение, изменения в окружающей среде и реорганизация, реконструкция, реформирование подсистем.

Планирование – это процесс разработки плана, определяющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходима разработка цели (желаемого результата) организации. В советское время (в командно-административной системе) планирование имело

Планирование коррелирует с успехом организации. Наибольший успех от планов – в показателях отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал.

Планирование согласуется и с процессом контроля. Контроль основывается на планировании.

Ключевые компоненты организационного планирования:

- определение миссии и целеполагание (основная общая цель организации – четко выраженная причина или миссия)

- принятие решений.

Принципы планирования: своевременности, комплексности, рациональности.

Процесс планирования (этапы):

- прогнозирование;

- выяснение и выбор вариантов развития;

- формулирование целей;

- разработка программы действий и составление графика работ;

- формирование бюджета (бюджетирование).

Методы планирования:

- матричное (на основе нормируемых единиц)

- оптимальное (на основе определенного критерия)

- адаптивное (учитывающее изменения)

- балансовый (достижение баланса доходов и расходов)

- планирование от достигнутого уровня (на основе данных за отчетный период)

- планирование с ориентацией на конкурентов

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Стратегия (от греч. strategos) – детальный и всесторонний комплексный план, направленный на достижение целей организации и выполнения ее миссии. Военное происхождение термина принадлежит Александру Македонскому.

Стратегическое (формальное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Оно является тем зонтиком, под которым укрываются все функции управления. Не имея стратегического плана, организации и отдельные специалисты не будут иметь четкого представления о предприятии и его функционировании.

Главный принцип стратегического планирования – адаптивность, условия – рыночная экономика.

Разрабатывается стратегический план ни для отдельного специалиста, а для всего коллектива. При этом используется систематический анализ огромного количества информации об отрасли, рынке, конкурентах и др.

Этапы стратегического планирования: анализ среды; определение миссии и выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения.

Для стратегического планирования характерно:

- небольшой плановый отдел (менее 6 человек);

- функция осуществляется менее, чем на 10 лет;

- разработка и утверждение происходит ежегодно;

- годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом;

- функция может быть усовершенствована.

Прогнозирование – это метод предвидения возможных направлений развития.

Прогнозирование – это фактор планирования, которое бывает: долгосрочным (свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет), краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна.

Виды прогнозов: экономические, развития конкуренции, развития технологии, состояния рынка, социальный.

Методы прогнозирования:

- неформальные (наглядная информация, письменная информация, промышленный шпионаж);

- количественные (экстраполяция – повторение прошлого, временные ряды, причинно-следственное моделирование);

- качественные методы (мнение, ожидание потребителя, экспертной оценки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: