Понятие об организационной структуре и ее типах. (виды)

Структура – внутреннее строение, морфология, архитектоника, наличие частей и связей между ними. Это объединение функциональных частей и уровней управления ими.

Для более эффективной деятельности предприятия его оргструктура должна иметь минимальное, но оптимальное для данного вида предприятия количество частей (подразделений).

Понятие об организационной структуре синонимично системе, так как части структуры – есть подсистемы, находящиеся во взаимосвязи.

Структуру определяет стратегия.

Ключевые понятия организационной структуры: объекты, связи, полномочия, уровни.

Основные типы оргструктур:

- линейная (пирамидальная, бюрократическая),

- функциональная (построена по принципу распределения функций),

- адаптивная (гибкая, способная к быстрым изменениям).

Различают также оргструктуры:

- плоские (линейные):

Допускает наличие вспомогательного управленческого персонала, не дающего указания, а лишь выполняющего отдельные функции руководителя.

- многоуровневые (функциональные):

Здесь руководители в дела друг друга не вмешиваются, каждый из них замыкает на себе только часть функций, может даже отсутствовать между руководителями обратная связь.

- линейно-функциональная оргструктура:

Преимущества: единство и четкость распоряжений, повышенная ответственность руководителя за результаты деятельности всего подразделения, оперативность в принятии решений, получение исполнителями согласованных между собой распоряжений

Недостатки: высокие требования к руководителю, перегрузка информацией, множественность контактов с подчиненными.

- линейно-штабная оргструктура:

Преимущества: привлечение компетентных специалистов, оперативность решений, быстрый рост профессионализма руководителей

Недостатки: нарушение принципа единоначалия, обезличивание ответственности, трудность координации деятельности подразделений

- дивизиональная (отделенческая) оргструктура, ориентирована на конечный результат (продукция, потребитель, рынок), работает в условия сочетаемости централизации и децентрализации подразделений:

Преимущества: быстрое обеспечение оперативности и качества обслуживания клиентов или рынков; привлечение специалистов; создание сплоченного коллектива; оперативность в решении нестандартных ситуаций; повышение персональной ответственности

Недостатки: большой риск спада объема обслуживания; трудность координации деятельности всех подразделений

- проектная оргструктура:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: