Для развития коммуникативной, творческой, познавательной деятельности обучаемых преподавателю необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству, раскрепощающей обстановки учебного процесса. Вот несколько полезных советов:
Устраняйте внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы помочь слушателям начать творческий поиск, необходимо создать обстановку, помогающую им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с преподавателем и другими членами группы. Никто не должен бояться сделать ошибку.
Следите за своими словами'. Когда вы реагируете на творческие идеи участников, остерегайтесь ограничивающего эффекта, который могут иметь такие фразы: «Хороший ответ!», «Правильное решение!», «Будьте практичнее!», «Следуйте правилам», «Это нелогично», «И это я слышу от вас?» Когда только возможно, используйте «открытые» фразы. Например: «Хорошо, что мы можем сделать еще?», «У кого есть другие варианты, предложения, идеи?»
Уделяйте внимание работе подсознания. Наше подсознание работает над проблемой незаметно. Важно вовремя зафиксировать любую идею, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать ее.
|
|
Воздерживайтесь от оценок. Это важная особенность деятельности, организованной на творческих началах. Взрослые, и особенно руководители, вообще боятся ситуаций, когда их оценивают, многие из них стараются избежать моментов, где они выглядят не лучшим образом.
Периодически задавайте вопросы: «А что если...». Вот несколько вопросов для начала:
-что если все люди, которым 21 год, через год станут двухметрового роста?
- что если бы у всех людей были маленькие дети?
- что если бы 12 месяцев в году была зима? -Что если бы...?
Давайте возможность умственной разминки. Творческие задания требуют, как правило, игрового взаимодействия, в связи с чем сама обстановка совместного коллективного поиска решений может показаться непривычной, вызвать у отдельных обучаемых робость или растерянность. С этой целью надо помогать адаптироваться и осваиваться в новой для них учебной ситуации. Для этой
цели следует использовать разнообразные игровые или тестовые приемы «погружения» и «релаксации».
Пусть участники занятия подумают, как бы то или иное задание, которое вы даете, выполнили великие люди. Попросите участников назвать 3-5 имен исторических или политических деятелей, вождей, мыслителей, ученых, писателей. Теперь задайте вопрос: как бы эти люди справились с текущей проблемой и как бы они могли заявить о своем успехе.
Поддерживайте живость воображения. Всем хорошо известно, что проявление фантазии, свободного воображения в учебной обстановке способствуют развитию творчества.
|
|
«Дисциплинируйте» воображение, фантазию, контролируйте их. Создавая обстановку внутренней свободы на занятиях, преподаватель должен напоминать обучаемым, что после некоторого «инкубационного периода», «созревания идей» все соображения, как правило, будут отслежены критически и останется только то, что будет способствовать решению поставленной проблемы.
Развивайте восприимчивость, повышайте чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. С этой целью можно включать в учебный процесс специальные упражнения, развивающие наблюдательность, и тренинги на восприимчивость.
Увеличивайте потенциал знаний обучаемых. Объем имеющихся сведений — это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако, как известно из практики, зависимость творческих возможностей от степени осведомленности, информированности обучаемого неоднозначна. Более того, усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать.
Расширяйте горизонты участников игр. Например, попросите участников вообразить следующую ситуацию. Чему научились бы друг от друга следующие специалисты, если бы оказались вместе за обедом: библиотекарь и маркетолог, адвокат и лингвист, психолог и авиадиспетчер, брокер и специалист по связям с общественностью, учитель и менеджер, журналист и продавец магазина и т.д.
Вовлекайте в дискуссию всех. Если во время спора или обсуждения выясняется, что один или три участника интерактивного взаимодействия лучше разбираются в вопросе, чем другие, то не допускайте, чтобы занятие превращалось в ваш диалог с этими участниками. Выясните основные точки зрения и попросите остальных участников выразить свое отношение к обсуждаемым темам.
Помогайте обучаемым видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности. Необходимо объяснять слушателям, что, развивая креативные и интеллектуальные потенции, они смогут в
дальнейшем более эффективно и творчески решать профессиональные и управленческие задачи.
Напомните каждому, что вы всего лишь человек, а не олицетворение власти. Дайте понять всем участникам занятия (особенно во взрослой аудитории), что ваша точка зрения - это только ваше мнение, которое не является автоматически «правильным» или «окончательным». Это позволит участникам раскрепоститься и не бояться высказывать собственные версии и проекты.
Перечисленные рекомендации и советы осуществимы лишь в условиях паритетного, партнерского общения, свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии, что, в свою очередь, требует высокой коммуникативной компетентности самого преподавателя.