Инновационная деятельность в социокультурной сфере

Анализ определений терминов новация, новшество, инновация, данных известными российскими и зарубежными учеными в области управления и образования позволяет сделать некоторые обобщающие выводы:

НОВАЦИЯ – (лат. novatio — изменение, обновление) – новая идея, модель.

НОВШЕСТВО (НОВОВВЕДЕНИЕ) – продукт инновационной деятельности.

ИННОВАЦИЯ – действий, способствующих трансформации новации (новое, небывалое) в явление.

Таким образом, три звена новация – инновация – новшество (нововведение) представляют собой законченный цикл получения новшества, в том числе социокультурного.

При этом под СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НОВАЦИЯ – это идея, модель, способная реализоваться в социокультурную технологию, методику, услугу.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИННОВАЦИЯ – это процесс трансформации социокультурной новации в нововведение.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ НОВШЕНСТВО (НОВОВВЕДЕНИЕ) представляет собой продукт инновационной деятельности (инновации) в виде социокультурной технологии, методики, услуги.

Это может быть не только принципиально новая методика, но и новый ее элемент, методический прием, который способен изменить содержание.

При этом главным условием зарождения и развития инновационных методик в социально-культурной среде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей

В силу этого любая из общепринятых социально-культурных методик, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняют или изменяют в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной методики.

Суть альтернативных методик, используемых в социально-культурной сфере, во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов и замена их другими, альтернативными.

Однако, инновационные методики в социально-культурной сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

Социально-культурные инновационные методики имеют ряд особенностей. К таким особенностям можно отнести:

• инновационные методики социально-культурной деятельности представляют собой результат коллективного творчества;

• применение инноваций в социально-культурных методиках не приносит быстрого результата, не всегда имеет ярко выраженный конкретный характер;

• применение инноваций в социально-культурных методиках обусловлено внешней средой и необходимостью внутренних изменений;

• инновации социально-культурных методик обладают широкой сферой применения.

ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ:

- методики с инновациями глобального характера, направленные на решение общечеловеческих социокультурных проблем

- инновационные методики с региональными или локальными нововведениями

- инновации, осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные на несколько или многие объекты (диффузные)

- продуктные инновации, охватывающие действия по внедрению новых или усовершенствованных продуктов (услуг)

- процессные (технологические) инновации, охватывающие действия по освоению новых форм и методов организации производства при выпуске нового товара (услуги)

- кризисные инновации

- инновации развития

Приведите примеры инновационных методик в социокультурной практике.

Инновационный технологический процесс базируется на использовании научных знаний и практического опыта с целью получения нового или совершенствования уже существующего социально-культурного обслуживания населения.

Процесс внедрения инновационных методик в практику социально-культурной деятельности состоит из нескольких этапов :

1. Анализ предстоящего нововведения, включающий в себя такие действия, как поиск и обозначение проблем, формализация инновационной идеи, предполагающая обозначение её названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде.

2. Разработка нововведений, определяющей цели и направленности нововведений. На данном этапе происходит сбор и обработка необходимой информации, анализ альтернативных решений. На этом этапе соединяются в единое целое все компоненты нововведения, проводится «привязка» нововведения к реальным условиям, решаются процедурные вопросы, оговаривается форма описания способов использования нововведения;

3. Развитие нововведения, включающей апробирование нововведения, проверку его адекватности реальным задачам, доработку или переработку (в зависимости от необходимости);

4. Оценка нововведения, которая является исходным пунктом дальнейшего распространения и внедрения нововведения. На этой фазе происходит оценка произведенных затрат, эффективности и, в случае достигнутых позитивных результатов, решается вопрос дальнейшего использования инновации;

5. Распространение и внедрение нововведения, включающее подготовку материалов по распространению нововведения.

Хотя с социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика [1] появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных методик никогда не является легким и для всех долгожданным.

Перечисленные этапы работы над нововведениями – возникновения до внедрения в практику – представляют собой инновационный цикл, на оптимальность которого влияют факторы, вызывающие его торможение. Среди них можно выделить:

o группу факторов социально-экономического характера: дефицит финансирования, нехватка высокопрофессиональных кадров, распространение безработицы, низкий уровень жизни населения.

o группу факторов психологического характера, обусловленных наличием разнообразных барьеров мировоззренческого или информационного плана. К этой группе можно отнести консерватизм мышления работников социально-культурной сферы, отсутствие у них инициативы и творческого подхода к решению возникающих в ходе профессиональной деятельности проблем

С целью преодоления факторов, сдерживающих процесс внедрения инноваций в практику, разрабатываются специальные программы, обеспечивающие позитивное восприятие нововведений.

Механизмы, ослабляющие факторы торможения инноваций.

Одним из механизмов, ослабляющих факторы торможения инноваций, является стимулирование творчества работников. Для этого:

- создаются условия, поддерживающие творческую атмосферу в организации;

- поощряется инновационная деятельность молодых специалистов;

- проводятся регулярные конкурсы инноваций;

- оказывается материальная и моральная поддержка творческим работникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: