Ведущие специалисты рекламного дела довольно определенно классифицируют рекламную деятельность по следующим признакам и видам (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Признаки | Виды |
По ориентации на потребителя | Потребительская Деловая |
Но рекламному объекту | Товарная Нетоварная |
Но территориальному признаку | Зарубежная Национальная Региональная Местная |
По средствам передачи | СМИ Специальные |
По отношению к прибыли | Коммерческая Некоммерческая |
По отношению к рекламодателю и товару | Непосредственная Косвенная |
По отношению к искажению содержания, времени, места и способа распространения | Недобросовестная Недостоверная Неэтичная Заведомо ложная Скрытая |
По целям, стоящим перед рекламой | Информирующая Увещевательная Напоминающая Подкрепляющая Имиджевая Политическая |
Основной целью рекламы является стимулирование продаж рекламируемого товара. В этих рамках есть несколько частных целей: формирование важных сведений о товаре или о фирме-производителе; разработка благоприятного образа товара имиджа фирмы; утверждение общественной потребности в данном виде товара; увеличение продаж и др.
|
|
Рекламные цели могут меняться в зависимости от изменения жизненного цикла товара. На стадии выхода на рынок — это информация о новинке; на стадии роста — развитие спроса; в период зрелости — напоминание о товаре, его цене, скидках и распродажах. На этапе "заката" (ухода с рынка) реклама нецелесообразна, возможна лишь информация о распродаже товара.
Цели рекламы реализуются через ее функции. Важнейшая функция рекламы — экономическая. Умелая реклама способствует популяризации товара, повышению спроса и, как следствие, товарооборота. Реклама развивает экономику и в итоге влияет на уровень жизни людей.
В рамках информационной функции реклама дает потребителям сведения о товарах и услугах. Ее роль велика на этапе вывода товара на рынок, когда стоит задача создания и развития первичного спроса на товары и услуги.
Коммуникативная функция рекламы используется при создании имиджа товаро- и услугопроизводителей, для привлечения внимания потребительской аудитории.
Реклама может изменять стереотипы восприятия товара, корректируя сбыт (корректирующая функция).
По мнению одного из ведущих рекламистов современности Жака Сегелы, реклама в настоящее время — это «один из распространенных видов информации и коммуникации. На пороге третьего тысячелетия общество потребления, характеризующее нынешний век, превращается на наших глазах в общество пользователей информации. Именно информация станет своеобразной валютой будущего, в котором коммуникация будет основным видом деятельности Изобретение телефона, компьютера, телевизора — краеугольные моменты в истории создания мира коммуникации. Именно они станут основными масс-медиа следующего тысячелетия. Уже в ближайшем будущем коммуникации станут осуществляться как в режиме on line, так и виртуально. Реклама в этом будущем мире займет свое достойное место. Ведь она всегда отражает состояние души народа его психологию, менталитет. Реклама — это своеобразный перископ, через который мы можем смотреть в ближайшее будущее с его новыми продуктами, услугами»[12].
|
|
По мнению социолога и историка Даниела Бурстина, реклама в середине XIX в. прошлого века создала американскую нацию, унифицируя потребности и вкусы населения, определяя потребительские приоритеты и в то же время превращая товары в символы страны. В сознании жителей многих стран США ассоциируется с такими товарами-символами, как кока-кола, жевательная резинка, джинсы — товарами, которые широко рекламировались по всему миру. Унификация потребительских приоритетов американцев привела к унификации духовных потребностей.
Важнейшим аспектом социальной функции рекламы является то, что своими предложениями она стимулирует труд, усиливает мотивацию деятельности человека для достижения позитивных целей: улучшения уровня жизни своей семьи, самообразования, решения ряда социально-значимых проблем.
Реклама распространяет социальные ценности. Она способствует формированию стиля жизни, стереотипов, которые отражают культурные особенности стран и народов.
Жак Сегела считает, что "реклама должна быть основанана уважении к людям, к конкурентам, к потребителю и к тому, кто, не являясь адресатом рекламного сообщения, все же подвергается его воздействию".[13] Главное, что подчеркивает Жак Сегела, — реклама делает общественную жизнь разнообразной, насыщает ее красками, поскольку она создает красивую историю товара и сказочный миф о нем.
Образовательная функция рекламы заключается в том, что по мере появления новых товаров, которые являются результатом внедрения технических и технологических открытий, она знакомит потребителей с правилами пользования этими новшествами. Она формирует представления, не всегда|, впрочем, верные, о нормах и правилах поведения людей в различных ситуациях и, таким образом, выполняет задачу социализации, приобщения человека к общественной жизни. Она, наконец, диктует моду на те или иные товары.