Нарушение пятое: адаптация, или конфлуенция

Понятие адаптации у Хэша базируется на наблюдениях за тем, как ведет себя человек с ярко проявляющейся во время импровизации конфлуенцией (конфлуенция — это слияние).

Конфлуенция заключается в стремлении более слабого идентифицировать себя с более сильным или целой группой, для того чтобы чувствовать себя увереннее.

Чрезмерная адаптация, желание слиться с кем-то другим означает отказ от своего подлинного Я, а также состояние, в котором личность не развилась и развиться не сможет.

Такие личности в процессе музыкальной импровизации плывут по течению чужой музыки: кто-то наигрывает ритм — и «приспособленец» тут же подстраивается к его игре. Впрочем, он может и сам исполнить некоторую несложную мелодию, но при прослушивании записи, сделанной во время исполнения, он не сможет узнать, какой из «музыкальных фрагментов» был его творением. Но и других он вместе с тем тоже не слышит.

Границы между внутренним и внешним у таких людей очень сильно размыты; собственная жизненная сила, собственная идентичность не могут развиваться ими либо развиваются искаженно.

В данной форме поведения наблюдаются особенности, характерные для депрессивной силы. Именно она становится музой «приспособленца».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Запишите на пяти листочках названия тех или иных коммуникационных нарушений. На одном будет значиться «осторожность», на другом — «манипуляции» и т. д.

Теперь соберите вместе все инструменты, на которых хотите сыграть вы сами и ваши друзья. Сядьте в кружок так, чтобы видеть друг друга, раздайте товари

щам бумажки с названиями расстройств. По сигналу каждый начнет импровизировать на том или ином инструменте тот образчик поведения, который указан на доставшейся ему бумажке: кто-то сыграет дефлексию, подыгрывая всем и каждому, кто-то исполнит свой «зажим»...

Комментарий.

Кто показался вам во время исполнения необычнее других? Каков будет ваш диагноз? (Не забывайте о том, что вы играли лишь то, что написано на листочке, а вовсе не обязательно «свой собственный характер».)

Как вы чувствовали себя во время игры? Пришлась ли она вам по душе? Или вы чувствовали, что должны играть то, что вам абсолютно чуждо? Каким было ваше восприятие в данный момент? Были ли вы заперты в предложенных рамках? Или у вас оставалось достаточно времени и возможности для того, чтобы воспринимать еще и игру ваших партнеров?

И далее: стоит подумать всем вместе и обменяться друг с другом мнениями о том, в каком «игровом образце» вы чувствуете себя особенно комфортно, а в каком — не очень... В любом случае вы узнаете нечто важное о самом себе...

К примеру, я открываю некоторые стороны своего характера сначала в характере другого человека — и только с его помощью обнаруживаю их у себя.

Активная музыкальная терапия через импровизацию позволяет сблизиться с каждым отдельно взятым человеком, отличающимся от другого манерой исполнения, и вместе с ним уже исследовать, что за этой манерой стоит: положительные силы или тяготящие его страхи и связанные с ними нарушения процессов саморегуляции. Осознав проблему, можно научиться преодолевать эти страхи. Все это также означает, что музыкальный терапевт должен с каждым новым человеком найти новый стиль общения, и поможет ему в этом импровизация пациента, являющаяся оттиском его духовных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: