Индивидуальная музыкальная терапия

Индивидуальная музыкальная терапия (ИМТ) является психотерапевтическим методом лечения, который применяется в рамках конфиденциальных взаимоотношений между клиентом и терапевтом, в так называемой ситуации «вдвоем», «тет- а-тет». ИМТ ориентирована на переживания пациента. К одному из методов терапии относится (чаще всего коллективная) импровизация на музыкальных инструментах, прослушивание и анализ музыкальных впечатлений данной импровизации и содержательной части терапевтической беседы. На основе импровизаций, представляющих в музыкальной терапии основной путь выяснения инстинктивного (непроизвольного, бессознательного), терапевты пытаются понять концепцию пациента. В процессе импровизаций, их прослушивания и собеседования сценически проигрываются решения ряда проблем пациентов. Таким образом, терапевты пытаются понять, в чем заключались неудачи пациента, в чем причина всех его конфликтов. В лечении может раскрыться не использовавшийся ранее творческий потенциал клиента. Терапевт следит за тем, чтобы лечение проходило в «безопасном, защищенном пространстве». Это значит, что он несет ответственность за само помещение терапии, инструменты, за спокойствие пациентов и соблюдение конфиденциальности.

Сеанс продолжается, как правило, 50 минут. Время и частота лечения определяются, во-первых, условиями учреждения, где осуществляется курс терапии (например, продолжительностью пребывания в клинике), во-вторых, индивидуальными потребностями и возможностями клиента. В клинике осуществляется кратковременная терапия с сеансом по 20 минут каждый. В амбулаторных условиях (дальнейшее лечение или последующий уход) берется несколько большее время.

Кроме этого, в клинике лечение производится в комбинации с другими методами, если это, конечно, непротиворечитметодическимконцепциямколлег-медиков.

ИМТ может, в частности, комбинироваться с групповыми методами (двигательная терапия, психотерапевтические беседы в группе, художественная терапия) и, смотря по обстоятельствам, с групповой музыкальной терапией.

ИМТ в данном случае представлена несколько обобщенно, она может бьггь рекомендована далеко не всем группам клиентов. Некоторые клиенты (например, душевнобольные пациенты и подверженные психозам люди) нуждаются в других терапевтических приемах. В ИМТ речь принципиально идет о работе над «психическим образованием» клиента в рамках защищенной, располагающей к конфиденциальной коммуникации ситуации.

Групповая музыкальная терапия

Групповая музыкальная терапия (ГМТ) является методом, который, как правило, сосредоточен на изучении коммуникативного поведения и переживаний пациента. Групповая динамика рассматривается как движущая сила группового процесса. Группа из 8 участников импровизирует на музыкальных инструментах, которые они сами же и выбирают. Пациенты играют либо вместе, либо по договоренности разбиваются на подгруппы, либо по двое, а то и вообще поодиночке. При этом существуют игры, структура которых не имеет никаких правил.

После игры, которая продолжается в течение 5 минут, исполнители и слушатели проверяют полученный в процессе игры опыт, пытаются описать музыку, рассказывают о своих впечатлениях во время игры, обмениваются воспоминаниями. При этом проясняются определенные темы, иногда становятся понятны некоторые конфликты, в которых отражаются как индивидуальные проблемы, так и динамика отношений в группе. В ходе беседы легче найти выход из создавшегося положения. Часто терапевт предлагает перейти к новой фазе игры, если он считает, что тем самым может интенсифицировать или оживить образы, воспоминания о событиях, затронутых в разговоре с пациентом. При определенных правилах «новой» игры тема переживаний может конкретизироваться.

Групповой сеанс чаще всего продолжается 60-90 минут. В неделю может быть от одного до трех сеансов. Общая продолжительность курса — от четырех недель до трех месяцев.

Часто ГМТ применяется в комбинации с другими формами терапии. Так, например, эффективными оказываются следующие комбинации:

• ГМТ + индивидуальные психотерапевтические беседы;

• ГМТ + художественная терапия;

• два терапевта руководят вместе одной группой.

Данные комбинации имеют смысл только в том случае, если разные концепции лечения подходят друг другу и терапевты обмениваются информацией о своих методах лечения. Для клиента же важным является тот факт, что он сможет в разных ситуациях при контакте с разными терапевтами с большим успехом заниматься самопознанием.

Список использованной литературы

Adorno, Th. W., Einleitung in die Musiksoziologie, Hamburg 1969.

Ammon, G., Gruppendynamik und Kreativitat, Miin chen 1974.

Balint, М., Therapeutische Aspekte der Regression, Reinbek 1973.

Barthes, R, Das Reich der Zeichen, Frankfurt/M. 1981.

Behne, К. E., Horertypologien. Zur Psychologie jugendlichen Musikgeschmacks, Regensburg 1986.

Behrend, Ch. R, Vorlesungsskript im Diplom-Aufbaustudium Musiktherapie, Hamburg 1987.

Berendt, J. E, Das Dritte Ohr, Hamburg 1985.

derselbe: Die Welt ist Klang — Nada Brahma (mit Tonkassette), Frankfurt o. J. Benen- zon, R. O., Einfuhrung indie Musiktherapie, Munchen 1983.

Bolay, H. V., Musiktherapie als Hochschuldisziplin, Stuttgart 1985.

Brocher, Т., Stufendes Lebens, Stuttgart 1985.

ClauB, G, Ebner, H., Grundlagen der Statistik, Frankfurt 1979

Cohn, R. С., Von der Psychoanalyse zurthemenzentriertenlnteraktion, Stuttgart 1975.

Decker-Voigt, H.-H., Diplom-Aufbaustudium Musiktherapie, Modellversuch der Bund-Lander-Kommission, Dokumentation Bd. Ill, Lilienthal 1990.

derselbe (Hrsg.), Handbuch der Musiktherapie, Bremen/Lilienthal 1983.

derselbe: Zum Problem der Lautstarke, in: Bucken, E. (Hrsg.), Diskothek/Mediathek, Wuppertal 1977.

*derselbe: Mit Musik ins Leben. Die Wirkung der Klange in Schwangerschaft und frtiher Kindheit, Munchen 1999.

*derselbe: Pummel — Entwicklungspsychologie am Beispiel eines Nilpferdlebens. Ein Bilderbuch mit Wissensinformationen zur Entwicklung des Menschen, Lilienthal 1998.

*derselbe: Musik und Gesundsein. Selbsthilfe iur Herz-Kreislauf, Hamburg 1998 (2 CD mit Handbuch).

Durner, K., Plog, U., Irren ist menschlich, Lehrbuch der Psychiatrie/Psychotherapie, Rehburg-Loccum 1984.

Dossey, L, Die Medizinvon Raumund Zeit, Reinbek 1987.

Erickson, М. H./Rossi, Е. L., Hypnose — Induktion — Psychotherapeutische Anwen- dung — Beispiele, Munchen 1988.

Eschen, J., Skizze einiger Aspekte musiktherapeutischer Gruppenarbeit..., in: Decker- Voigt, H.-H., (Hrsg.), Texte zur Musiktherapie, Lilienthal 1975.

Freud, S., Vorlesungen zur Einfiihrung in die Psychoanalyse 1916/17, Standard ed.

derselbe: Die psychanalytische Technik, Frankfurt/M. 1982.

derselbe: Das Unbehagen in der Kultur, Frankfurt/M. 1974.

derselbe: zitiert nach Nagera H., (Hrsg.), Psychoanalytische Grundbegriffe, Eine Ein- iuhrung in Sigmund Freuds Terminologie und Theoriebildung, Frankfurt 1974.

Fritz, J., Methodensozialen Lernens, Munchen 1977.

Frohne,J., Das Rhythmische Prinzip, Sonderr. Bd. 5 der Werk Musiktherapie (Hrsg. Decker-Voigt, H.-HL), Lilienth./B. 1981.

Frohne-Hagemann, L., Musikund Gestalt, Klinische Musiktherapie als integrative Psychotherapie, Paderborn 1990.

Gebser, J., Ursprungund Gegenwart, Munchen 1973.

Grootaers, F., Improvisation, in: Decker-Voigt, H.-H., (Hrsg.), Handbuch der Musiktherapie, Bremen/Lilienthal 1983.

Harrer, G., Das «Musikerlebnis» im Griifdes naturwissenschaftlichen Experiments, in: Harrer, G. (Hrsg.), Grundlagen der Musiktherapie und Musikpsychologie, Jena 1975.

derselbe (Hrsg.), Grundlagen der Musiktherapie und Musikpsychologie, Stuttgart 1975.

Hegi, F., Improvisation und Musiktherapie, Paderborn 1986.

*derselbe: Ubergange zwischen Sprache und Musik. Die Wirkungskomponenten der Musiktherapie, Paderborn 1998.

Heiden, U. v. d., Vom Schmetterlingsschlag, der das Gewitter auslost, Hamburg 1990.

Нцгтапп, К,, (Hrsg.), Musik- und Kunsttherapie, Bd 1 der Reihe Musik im Diskurs, Regensburg 1986.

derselbe: Musikwahrnehmung und Farbvorstellung, Empirische Grundlagen iur Un- terricht und Therapie, Weil der Stadt 1983.

Jung, С G., Der Mensch und seine Symbole, Freiburg 1981.

Klee, P., Schopferische Konfession 1018, zit. nach G. di San Klausmeier, F., Die Lust, sich musikalisch auszudrucken, Reinbek/Hamburg 1978.

Kleist, H. V., UberdieallniahlicheVerfertigungderGedankenbeimReden, Munchen 1966.

Knill, P. J., Ausdruckstherapie, Halle 1983/Lilienthal 1991.

Kohler, L, Neuere Ergebnisse der Kleinkindforschung, Forum der Psychoanalyse 1990.

Korner, K, Akustische Reiziiberflutung, Musik als Weg zur Regeneration der angekrank- ten Gesellschaft, Lilienthal 1979.

Kohut, H., NarziBmus. EineTheoriederpsychoanalytischenBehandlungnarziBtischer Personlichkeitsstorungen, Frankfurt 1976.

Kris, E, Psychoanalytic Explorations in Art, New York 1952.

Langenberg, М., Vom Handeln zum Be-Handeln, Stuttgart 1988.

Lasch, Ch., Das Zeitalter desNarziBmus, Munchen 1982.

Lazzaro, Paul Klee, Leben und Werk, Munchen, Zurich 1958.

Leonardo da Vinci, Das Buch der Malerei, Hrsg. von H. Ludwig, Wien 1982.

Lermer, S., Geheimnisse der Kommunikation, Munchen 1982.

Loos, G., Spielraume, Stuttgart 1986.

Lorenzer, A, Zur Begrundung einer materialistischen Sozialisationstheorie, Frankfurt/ M. 1972.

Mahler, M. S., Symbiose und Individuation, Stuttgart 1986.

Maler, Т., Klinische Musiktherapie, Hamburg 1989.

derselbe, Musik und Ekstase in einer ostafrikanischen Medizinmann-Praxis, in: Willms, H., (Hrsg.), Musik und Entspannung, Stuttgart 1977.

Markl, H., Wohin fuhrt uns die Wissenschaft? in: Die Zeit v. 17.8.1990.

Mayr, S., Musiktherapie und Gruppendynamik als Grundlage der Kommunikations- theorie, in: Decker-Voigt, H.-H., (Hrsg.), Texte zur Musiktherapie, Lilienthal 1975.

Meyberg, W., Trommelnderweise. Trommeln in Theorie und Selbsterfahrung, Hem- moor 1989.

Mindell, A, Schltissel zum Erwachen, Sterbeerlebnisse und Bei-stand im Koma, Freiburg 1989.

Monico, М., Labyrinth und Psychotherapie, in: Frauen verlassen die Couch, hrsg. v. Camenzind, E, Steinen, U., v. d., Zurich 1989.

Moog, H., Das Musikerleben des vorschlulpflichtigen Kindes, Mainz o.J.

Motte-Haber, H., de la, Musikpsychologie, Koln 1972.

Mtiri, P., Erfolg durch Kreativitat, Chancen kreativer Selbstentfaltung auf Fuhrung- sebene, Egg/Zurich 1984.

Munro, S., Musiktherapie bei Sterbenden, Stuttgart 1986.

Muthesius, D., Musiktherapie im klinischen Bereich — Eine Untersuchungiiber Arbe- itsbedingungen und Methodik, o. O. 1990.

Niedecken, D., Namenlos — Geistig Behinderte verstehen, Miinchen 1989.

Nocker-Riebaupierre, М., Auditive Stimulation nach Friihgeburt, Diss. Hamburg HfM, eingereicht 1990.

Peris, F., Grundlagen der Gestalt-Therapie, Munchen 1976.

Petersen, P., (Hrsg.), Ansatze kunsttherapeutischer Forschung, Berlin 1990.

Picht, G., Wozu braucht die Gesellschaft Musik? zitiert nach Rauhe, H., Flender, R, Schliissel zur Musik, Munchen 1990.

Pontvik, A, Grundgedanken zur psychischen Heilwirkung durch Musik, Zurich 1958.

Priestley, М., Musiktherapeutische Erfahrungen, Stuttgart 1982.

derselbe: Analytische Musiktherapie, Stuttgart 1983.

Rauhe, H., Reinicke, H.-P., Ribke, S., Horen und Verstehen — Theorie und Praxis handlungsorientierten Musikunterrichts, Munchen 1975.

Rauhe, H., Flender, R, Schbssel zur Musik, Munchen 1990.

Reichelt, R, Aspekte einer Kausalen Musiktherapie mit schizophrenen Patienten. Psychoanalytische, therapeutische und musikalische Grundlagen. Unveroffen- tlichte Diplomarbeit, Hamburg 1989.

Richter, H. E, Eltern, Kind, Neurosen, Stuttgart 1963.

Riemann, F., Grundformen der Angst, Munchen 1986.

Rittner, S., Vortragsskript, Fachtagung Musiktherapie, Hamburg 1990.

Rogers, C. R, Die klientenzentrierte Gesprachspsychotherapie, Munchen 1972.

Ruud, E., Mahns, W., Meta-Musiktherapie, erscheint 1991 inNorwegen Salber, W., Morphologie des seelischen Geschehens, Ratingen 1965.

derselbe: Kunst-Psychologie-Behandlung, Bonn 1977.

Sayers, Dorothy, Die neun Schneider, Roman, Tubingen Scheytt, N., Vegetative Veran- derungen durch Musik, in: Dekker-Voigt, H.-H., (Hrsg.), Handbuch Musiktherapie, Lilienthal/Bremen 1983.

Schmolz, A, Die Wiener Schule der Musiktherapie, in «blatter», Wien 1986.

Schntibbe, O., Paul Tillicb und seine Bedeutung, Hannover 1985.

*Schumacher, K, Musiktherapie und S'auglingsforschung, Diss., Hamburg 1998.

Schwabe, C, Musiktherapie bei Neurosen und funktionellen Storungen, Jena 1974.

derselbe: Methodik der Musiktherapie und derentheoretische Grundlagen, Leipzig 1978.

Seiffert, Н., Einfuhrung in die Wissenschaftstheorie, Mtinchen 1983.

Spintge, R, Droh, R, Musik in der Medizin, Heidelberg 1987.

*dieselben: Musikmedizin, physiologische Grundlagen und praktische Anwendungen, G. Fischer, Stuttgart, 1992.

Spitz, R A, Vom Saugling zum Kleinkind, Stuttgart 1974.

*Stern, D. N., Die Lebenserfahrung des Sauglings, 1992.

*derselbe: Tagebuch eines Babys. Was ein Kind sieht, spurt, fuhlt und denkt, Zurich 1993.

Sutermeister, H. М., PsychophysischeWirkungen der Musik, in: Ztschr. Grenzgebiete der Medizin, II, 1949.

Thomann, C, Schulz von Thun, Fv Klarungshilfe, Hamburg 1988.

Tillich, P., Gesammelte Werke Bd. V. S. 1396ff., zitiert nach Schnubbe, O., Paul Tillich und seine Bedeutung, Hannover 1985.

Timmermann, Т., Klangstrukturen und ihre psychische Wirkung, Miinchen 1983.

Thoma, H., Kachele, H., Lehrbuch der Psychoanalytischen Therapie, Berlin 1986.

Trapp, J., zitiert nachNiedecken,D.,Namenlos-GeistigBehinderteverstehen, Miinchen 1989.

Тьркег, R, Ich singe, was ich nicht sagen kann. Zu einer morphologischen Grundle- gung der Musiktherapie, Regensburg 1988.

dieselbe: Wissenschaftlichkeit in kunsttherapeutischer Forschung, MU II 1990.

da Vinci, L. in: Ludwig, H., Das Buch der Malerei, Wien 1982.

Waardenburg, W., in Wils, L. (Hrsg.), Spielenderweise, Alphen (NL) 1973.

Watzlawick, P., Wie wirklich ist die Wirklichkeit? Miin chen 1977.

derselbe: Beavin, J. H., Jackson, D. D., Menschliche Kommunikation, Bern 1980.

Weymann, E., Anzeichen des Neuen Improvisierens als Erkennt-nismittel und als Ge- genstand der Forschung, in: Petersen, P., (Hrsg.), Ansatze kunsttherapeutischer Forschung, Heidelberg 1990.

derselbe: KunstanalogesVorgeheninder Musiktherapie, in: Frohne-Hagemann, I., Musik und Gestalt, Paderborn 1990.

Winnicott, D., Vom Spiel zur Kreativitat, Stuttgart 1979.

Hans Helmut Decker- Voigt

AUS DER SEELE GESPIELT

EineEinjuhrang in Musiktherapie MitvierBeitragen vonEckhard Weymann

Mosaik

bei GOLDMANN

www.e-puzzle.ru


[1] Названных 3. Фрейдом «вторичным нарциссизмом, извлеченным из отношения к объектам», или Я-либидо. — Примеч. ред.

[1] Музыкальный интервал.

[2] Метр в музыке — симметричное распределение сильных и слабых долей такта.

[3] Так называется самая известная и наиболее часто исполняемая берлинская песенка. Была сочине­на в 1905 году, но популярности ей и ее авторам пришлось ждать более 15 лет, до момента устрой­ства городской канализации... — Примеч. ред.

[4] Отклонения от темпа и метра, подчиненные целям художественной выразительности. — Примеч.ред.

[5] Глава написана Э. Вайманном.

[5] Глава написана Э. Вайманном.

[5] Глава написана Э. Вайманном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: