География в России в XIX- начале XX в

В этот период география развивалась в России очень быстро: были проведены многочисленные исследования в кругосветных экспедициях, путешествиях в Антарктиду, Центральную Азию, Сибирь и др.; формировались самобытные научные географи­ческие школы; яркую страницу в историю географических ис­следований вписало Географическое общество; закладывались основы географического образования.

Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды. В XIX в. территория России значительно расширилась. Русские утвердились на Камчатке, возникла русская колония на Аляске и северо-западном побережье Америки. Необходимость сноше­ния Петербурга с этими отдаленными районами стимулировала организацию крупных морских экспедиций, в том числе и круго­светных.

Первым русским кругосветным плаванием было путешествие И. Ф. Крузенштерна (1770— 1846 "гг.) и Ю. Ф. Лисянского (1773— 1837 гг.). Они должны были установить связь с русски­ми поселениями в северо-западной Америке, посетить Камчат­ку, доставить русское посольство в Японию, а также провести научные исследования. Сразу отметим, что в основном цель была выполнена. Корабли «Надежда» (на нем плыл руководитель экспедиции И. Ф. Крузенштерн) и «Нева» (под управлением Ю. Ф. Лисянского), выйдя из Кронштадта в августе 1803 г., пересекли Атлантический океан, обогнули мыс Горн и направи­лись к северу. В дальнейшем они разошлись, и их совместное плавание было лишь эпизодическим.

Ю. Ф. Лисянский установил связь с русской колонией в Аме­рике, обследовал побережье Аляски, о. Кадьяк и из г. Кантона (ныне Гуанчжоу) через Индийский океан, обогнув Африку, вернулся в Кронштадт в июне 1806 г. Во время плавания был открыт остров в архипелаге Гавайских островов (теперь о. Ли­сянского), проведены исследования морских течений (вместе с Крузенштерном он уточнил их направление и происхождение), а также определены координаты посещенных пунктов.

И. Ф. Крузенштерн отправился к берегам Камчатки, дошел до Петропавловска, потом в Японии простоял семь месяцев в Нагасаки и снова двинулся на Камчатку (надо было доставить посла в Петропавловск), обследовав по пути часть Курильских островов и побережье Сахалина. В дальнейшем, возвращаясь домой, экспедиция проводила гидрографические, астрономиче­ские и другие наблюдения. Были собраны многочисленные ма­териалы по растительности, животному миру, этнографии. Вернулся Крузенштерн в Кронштадт только в конце лета 1806 г.

И Крузенштерн, и Лисянский описали свои кругосветные путешествия. Кроме того, Крузенштерн опубликовал двухтом­ный «Атлас Южного моря» (1823— 1826 гг.). Его именем на­званы ряд островов, проливов, мысов.

После этого путешествия русские совершили 28 кругосветных плаваний. В результате были открыты многие острова, описаны рифы и течения, собран большой материал об островах. Русские мореплаватели пользовались заслуженным авторитетом среди моряков других стран.

Уникальной по замыслу и исполнению была экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778— 1852 гг.) и М. П. Лазарева (1788— 1851 гг.). Цель ее — провести исследования в Южной приполярной области. Экспедиция под руководством Беллинс­гаузена отправилась в 1819 г. на двух кораблях — «Восток» (Беллинсгаузен) и «Мирный» (Лазарев).28 января 1820 г. корабли подошли к неизвестному материку. Этот день записан в летописи географических открытий как день открытия Антарк­тиды. Кроме Антарктиды было открыто еще 29 островов, и рус­ские имена появились на карте этой полярной области: о. Пет­ра I, о. Шишкова, Земля Александра I и др. Корабли экспеди­ции шесть раз пересекли Южный полярный круг и обошли новый материк. Моряки определили координаты мест стоянок, провели магнитометрические наблюдения. Путешествие было описано Ф. Ф. Беллинсгаузеном в книге «Двукратные изыска­ния в Южном Ледовитом океане...» (3-е изд., 1960 г.).

В честь Ф. Ф. Беллинсгаузена названо море в Южном Ледо­витом океане, ледник в Антарктиде, мыс на Сахалине, остров в архипелаге Туамоту. Нашла отражение на карте и фамилия Лазарева — атолл в Тихом океане, мыс в Амурском заливе, остров в Аральском море и др.

Научные географические школы. Под научной школой по­нимается группа ученых, объединяемых общей методологией исследования и общими взглядами на сущность изучаемых яв­лений, владеющих сходными методами работы. Мы уже отмеча­ли, что еще в Древней Греции были школы, правда работав­шие по схеме: учитель — ученик — учитель — ученик. Преем­ственность в научных взглядах и методах работы является показателем жизнеспособности школы. С научными школами связаны наиболее выдающиеся достижения. Конечно, научная школа в наше время — это не древнегреческая школа: мощные коллективы, работающие по одному плану, состоящие из еди­номышленников, имеют преимущество перед двумя-тремя учениками.

Научная школа не может существовать без руководителя, который выступает, особенно вначале, как генератор идей, моз­говой и организующий центр коллектива. Но научная школа — это не обязательно организованный коллектив (институт, ка­федра, отдел). Ученые могут работать в разных учреждениях, но идейно объединяться вокруг одного человека. Руководитель научной школы должен быть не только крупным ученым, но и личностью, щедро делящейся своими мыслями, умеющей на­ладить работу других людей. Не все выдающиеся ученые имели или имеют свои научные школы. Мы знаем продуктивные на­учные школы Л. Д. Ландау, Э. Резерфорда, П. Л. Капицы в физике. Прекрасным руководителем был С. П. Королев, умев­ший сплотить в единый коллектив и ученых, и инженеров, увле­ченных идеей космических полетов.

Возникновение научной школы обычно связано с появлением нового научного направления. Условия для образования школы особенно благоприятны в высшем учебном заведении, где твор­чески работающие преподаватели имеют возможность заразить своими идеями еще не искушенных в науке учеников. Могут единомышленники группироваться и вокруг научного журнала. Постоянно действующая экспедиция, изучающая масштабную географическую задачу, с сильным руководителем во главе тоже может стать основой для организации научной школы.

Научные школы в географии начали зарождаться в XIX в., хотя, конечно, нельзя сказать, что условия для их формирова­ния всегда были благоприятными. Главная трудность заключа­лась в отсутствии географического образования: в Московском университете кафедра географии и антропологии была создана в 1884 г., а в Петербургском университете — в 1887 г. Не была также научных учреждений географического профиля и науч­ных журналов. Вместе с тем М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, участники академических экспедиций будировали теоретическую' мысль и закладывали предпосылки для образования научных школв будущем.

Первая научная географическая школа. Ею следует считать школу Военной академии Генерального штаба, учрежденной в 1832 г. Наряду с другими дисциплинами в Военной академии изучалась военная география, т. е. географические особенности отдельных территорий с точки зрения возможности их использо­вания в стратегических и тактических целях. В 1856 г. было образовано геодезическое отделение, на котором слушателям' читались курсы статистики (география), физической географии, отдельные страноведческие дисциплины, например география стран Азии. В летнее время обучающиеся занимались съемкой местности и самостоятельно составляли географические описа­ния территории площадью 60 км2 (на каждого слушателя). В целом офицеры получали в академии хорошую географиче­скую подготовку и владели методикой составления комплексных географических характеристик отдельных территорий (стран, губерний).

Среди преподавателей академии выделялись профессора П. А. Языков и Д. А. Милютин, трудами которых создана стра­новедческая школа в России. Они полагали, что предмет воен­ной географии следует расширить: истинное комплексное опи­сание должно включать физико-географические, статистические (экономико-географические), этнографические, политические особенности, Д. А. Милютин считал важной задачей науки изучение законов о физических явлениях на поверхности Земли. Ему был близок по духу А. Гумбольдт, а к идеям К. Риттера он относился критически. По образному выражению Милютина, «делать человека зависящим исключительно от влияния природы значило бы унижать его на степень животного, движимого од­ним инстинктом». С другой стороны, Милютин призывал иссле­довать воздействие самого человека на природу. В общем, он отделял географию (в его понимании только физическую) от статистики (общественные явления).

Кроме П. А. Языкова и Д. А. Милютина в Военной академии Генерального штаба физическую географию преподавали Э. К. Гофман и Л. И. Шренк. Слушатели изучали также метео­рологию с ■ климатологией и минералогию. Выпускниками ака­демии были такие видные ученые и путешественники, как Н. М. Пржевальский, А. А. Тилло, М. В. Певцов и др.

Научная школа Русского географического общества. Геогра­фическое общество было учреждено в Петербурге в 1845 г. усилиями Ф. П. Литке, К. И. Арсеньева, К. М. Бэра, В. И. Даля, И. Ф. Крузенштерна и других известных ученых. Президентами Географического общества номинально являлись члены импе­раторской фамилии, но всю тяжесть работы несли на своих пле­чах до революции его вице-президенты: сначала Ф. П. Литке и затем П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Первый руководитель Русского географического общества Ф. П. Литке (1797- 1882 гг.) участвовал в кругосветном пла­вании под командованием В. М. Головнина, возглавлял такое же плавание на шлюпе «Сенявин» (1826 —1829 гг.), проводил исследования в Северном Ледовитом океане и написал книгу «Четырехкратное путешествие в Северном Ледовитом океане на военном бриге „Новая Земля" в 1821—1824 гг.» (1828 г.). Именем Ф. П. Литке названы пролив между п-овом Камчатка и о. Карагинский, гора и залив на Новой Земле и др. Географи­ческое общество учредило в 1873 г. Большую золотую медаль имени Ф. П. Литке, которая до настоящего времени присужда­ется за исследования в области гидрологии и в Северном Ледо­витом океане.

Но особенно много сделал для Географического общества, развития географии, изучения России и зарубежных стран П. П. Семенов (впоследствии Семенов-Тян-Шанский, 1827 — 1914 гг.). Многосторонний ученый, прекрасный организатор науки, видный государственный деятель, П. П. Семенов-Тян-. Шанский с 1873 по 1914 г. возглавлял Географическое обще­ство, которое в дореволюционное время являлось центром ор­ганизации исследований. Поэтому научную школу общества по праву называют и школой Семенова-Тян-Шанского.

Выпускник Петербургского университета, П. П. Семенов сна­чала специализировался в области ботаники (тема его маги­стерской диссертации — «Придонская флора»), но потом зна­чительно расширил сферу своих научных интересов, включив в нее геологию, геоморфологию, энтомологию (науку о насеко­мых), зоологию, статистику. Он переводил на русский язык, дополнял и комментировал риттеровское «Землеведение», был знаком с А. Гумбольдтом. Таким образом, П. П. Семенов был и естествоиспытателем, и экономистом.

Но был П. П. Семенов и прекрасным полевым исследовате­лем: в 1856— 1857 и. 1886— 1887 гг. ученый впервые проделал ряд протяженных маршрутов по горной системе Тянь-Шань. Так, он первым выполнил съемку берегов оз. Иссык-Куль, об­следовал Заилийский Ала-Тау, Джунгарский Ала-Тау, Кунгей Ала-Тау, Терскей Ала-Тау, Центральный Тянь-Шань, первым из европейцев поднялся на склоны высочайшей вершины Хан-Тенгри и открыл группу ледников в бассейне р. Сарыджас. Экспедиция обследовала 23 горных перевала, собрала богатые коллекции горных пород, насекомых, моллюсков, прекрасный гербарий. В результате были выяснены особенности орографии и геологического строения Тянь-Шаня и отвергнуто как несо­стоятельное мнение А. Гумбольдта о его вулканическом проис­хождении. П. П. Семенов изучил также особенности высотной поясности ландшафтов в горах Тянь-Шаня. В общем, он пер­вым выполнил научное описание этой горной страны и за успехи в ее изучении стал называться Семеновым-Тян- Шанеким.

С 1864 по 1874 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский возглавлял Центральный статистический комитет, в котором подготавлива­лась первая перепись населения России, концентрировались экономические материалы и было выполнено районирование. Итогом его деятельности в этой области явился пятитомный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863—1885 гг.).

П. П. Семенов-Тян-Шанский написал многие разделы и был редактором капитальных изданий «Живописная Россия» (1881,— 1885 гг.) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899— 1914 гг.). В этих многотомных работах, обоб­щающих колоссальные материалы по географии, все разделы написаны по одному плану, образно и доступно для широкого1 читателя.

Ученый очень широко трактовал науку «землеведение», в ко­торую включал картографию, орографию, геологию, геогнозию (геоморфологию), гидрологию и гидрографию, метеорологию и климатологию. Но так как «венцом» планеты является чело­век, то в науку, считал он, необходимо включать и антрополо­гию, историческую археологию, этнографию, демографию, по­литическую и историческую географию, статистику (современную экономическую географию). Столь широким взглядом на нау­ку объясняется, почему программы экспедиций, организуемых: Географическим обществом, отличались большим размахом.

П. П. Семенов-Тян-Шанский был также членом Государ­ственного совета (вспомните картину И. Е. Репина в Русском музее) и знатоком живописи. Ему принадлежала прекрасная коллекция из 700 картин голландских мастеров, которая сей­час украшает залы Эрмитажа, он — автор двухтомного труда. «Этюды истории нидерландской живописи».

Этот незаурядный человек и крупный ученый смог сплотить вокруг Географического общества молодых, отважных, обра­зованных людей, будущих исследователей и знаменитых пу­тешественников. Среди них — блестящее созвездие имен, навеки вписанных в анналы истории науки: Н. М. Пржевальский и целая группа его последователей, Н. А. Северцов, П. А. Кро­поткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, И. М. Мушке­тов и др. Остановимся вкратце на их деятельности.

Н. М. Пржевальский (1839—-1888 гг.) составил буквально эпоху в исследовании Центральной Азии и смежных территорий, совершив четыре путешествия. Маршрут его первой экспеди­ции начался в 1870 г. в Кяхте, далее пролегал через Монголию» китайскую провинцию Ганьсу, Северный Тибет, пустыню Гоби, снова Монголию и закончился в Иркутске в 1873 г. Вторая экспедиция (1876 — 1877 гг.) исследовала районы Восточного Тянь-Шаня и бассейн р. Тарим. Во время третьей экспедиции (1879— 1880 гг.) ученый прошел через Джунгарию, Восточный Тянь-Шань, Цайдам и Северный Тибет до верховьев р. Янцзы, но достичь столицы Тибета Лхасы ему не удалось. Четвертая экспедиция (1883— 1885 гг.) обследовала горную систему Куньлунь и оз. Лобнор и закончилась в г. Каракол. Отсюда должна была начаться пятая экспедиция, но Пржевальский внезапно заболел и умер.

Итоги четырех экспедиций впечатляющи: Н. М. Пржеваль­ский со своими спутниками прошел более 30 тыс. км по неиз­веданным пространствам Центральной Азии, выполнил маршрут­ную съемку, правильно обозначил на карте верховья рек Янцзы и Хуанхэ, открыл горные хребты и оз. Лобнор. Кроме того, Пржевальский собрал богатейшие коллекции по ботанике, зоологии и материалы метеорологических наблюдений. Он обнаружил неизвестный вид — дикую лошадь, названную впослед­ствии лошадью Пржевальского, а также вид дикого верблюда. Экспедиция уделяла внимание особенностям быта, уклада, об­щественных отношений населения.

В честь великого путешественника назван город на берегу оз. Иссык-Куль (бывший Каракол переименован в Пржевальск), хребет в системе Куньлуня, ледник на Алтае, мыс на о. Итуруп (Курильские острова), отдельные виды растений и животных. В Ленинграде в Александровском саду стоит памятник Н. М. Пржевальскому, воздвигнутый в 1892 г., его именем на­зван переулок, где жил ученый в 1881—1887 гг. Географическое общество СССР присуждает золотую медаль имени Н. М. Прже­вальского за исследования в области картографии, изучения Азии.

У Н. М. Пржевальского было много последователей, неко­торые из них работали с ним в экспедициях.

В. И. Роборовский (1856—1910 гг.) участвовал в двух по­следних — тибетских — экспедициях Н. М. Пржевальского, вы­полняя обязанности зоолога и ботаника. В 1893 г. он возглавил экспедицию Русского географического общества, направленную в Восточный Тянь-Шань и Нань-Шань и изучившую Труфанскую впадину, Цайдамскую котловину и весьма подробно гор­ную систему Нань-Шань. Во время работ В. И. Роборовского разбил паралич, и обратно исследователи возвращались под руководством его помощника П. К. Козлова. В результате экспе­диции нанесен на карту ее маршрут протяженностью 17 тыс. км, проведены метеорологические и астрономические наблюдения, собран материал по этнографии, особенно тангутов, составлены коллекции горных пород, растений, птиц и др.

М. В. Певцов (1843— 1902 гг.) после смерти Н. М. Прже­вальского возглавил в 1889—1890 гг. организованную им экспедицию в Кашгарию, Куньлунь и Тибет. В результате было положено на карту 10 тыс. км пути, составлена карта Восточ­ного Туркестана и северной окраины Тибета, определены высо­ты многих пунктов и географические координаты.

П. К. Козлов (1863—1935 гг.) — участник четвертой экспе­диции Пржевальского, а также экспедиций Певцова и Роборов­ского, в течение многих лет самостоятельно изучал различные районы Центральной Азии. Так, в 1899—1901 гг. он руководил экспедицией в Монголию и Тибет, в 1907—1909 гг. в Централь­ную и Южную Монголию, Гоби, в 1923—1926 гг. — первой советской экспедицией в Центральную Монголию.

Мировую славу П. К. Козлову принесли раскопки мертвого города Хара-Хото (южная часть Гоби), погребенного в песках и открытого в 1908 г. По заданию Географического общества он сделал план города и произвел пробные раскопки, которые дали богатейший археологический материал. Так, было найдено около 2 тыс. рукописных книг на тангутском, китайском и дру­гих языках. В 1909 г. Козлову удалось раскопать ценный па­мятник буддийской культуры «ступу» с тысячами книг на шел­ке, сотнями скульптур, украшений и др. Экспедиция не смогла вывезти часть вещей и большую скульптуру. Когда П. К. Коз,- лов через 17 лет вернулся, обнаружить уникальные предметы ему не удалось: песчаные бури и барханы уничтожили все ориентиры.

Н. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, М. В. Певцов и П. К. Козлов оставили описания своих путешествий, а также многочисленные материалы и коллекции. Следует подчеркнуть преемственность в их экспедиционных работах, их личные дело­вые контакты.

Г. Н. Потанин (1835— 1920 гг.) свою экспедицию провел еще в 1863— 1864 гг., т. е. до знаменитых путешествий Прже­вальского. Эта, как и другие экспедиции, была организована Географическим обществом для обследования оз. Зайсан и хр. Тарбагатай. В 1876—1877 гг. Г. Н. Потанин, возглавив экспеди­цию в северо-западную Монголию и Туву, изучил орографиче­ский план этих горных территорий и установил самостоятель­ность Тянь-Шаня и Монгольского Алтая, уточнил на карте место­положения хр. Танну-Ола и восточных отрогов Тянь-Шаня. В 1879— 1880 гг. ученый продолжал экспедиционное исследо­вание этой территории, а в 1884—1886, 1892—1893, 1899 гг. занимался изучением Северного Китая, Центральной Монголии, восточного Тибета. Г. Н. Потанин собрал ценные сведения rib геологии, геоморфологии, экономике, этнографии этих малоис­следованных районов. Он подробно и одним из первых изучил фольклор, этнографию, религию многих тюркских и монголь­ских народностей — тангутов, дунган, китайцев, маньчжуров-и др.

В экспедициях ученого принимала участие его жена, А. В. Потанина (1843— 1893 гг.), первая женщина-исследова­тельница Центральной Азии. Она собрала обширный этногра­фический материал, который впоследствии обобщила в рйДе книг, например «Буряты» (1891 г.) и др. s

Г. Е. Грумм-Гржимайло (1860—1936 гг.) путешествовал в 1884 г. по Алайскому хребту и северному Памиру, а в 1887 продолжил изучение Памира, а в 1889—1890 гг. руководил экспедицией в Центральную Азию, во время которой был от­крыт хр. Бейшань и определены высоты в пределах Турфанской впадины. В 1903— 1914 гг. ученый исследовал Западную Мон­голию, Урянхайский край (так раньше называлась Тува), Дальний Восток. Крупный энтомолог, он собрал в путешествиях прекрасные коллекции бабочек, постоянно, занимался глазомер­ной съемкой и уточнил местоположения различных географических объектов — хребтов, котловин, населенных пунктов.

•S3

Таким образом, Русское географическое общество чрезвы­чайно много сделало для изучения труднодоступных районов Центральной Азии, фактически открыв ее для европейцев. Но обществом исследовались и другие района, в частности огромные пространства Сибири и Дальнего Востока.

Среди крупных географов дореволюционной России выде­ляется П. А. Кропоткин (1842—1921 гг.) — ученый, путеше­ственник, знаменитый революционер — теоретик анархизма. Сфера научных интересов П. А. Кропоткина была очень широ­кой. Так, в 1862— 1867 гг.. он, совершив несколько экспедиций по Восточной Сибири и Маньчжурии, составил орографическую схему Восточной Сибири, открыл в хр. Ильхури-Алинь и на се­верном склоне Саянских гор несколько потухших вулканов, изучал Патомское и Витимское плоскогорья. В 1871 г. он ис­следовал направления морских течений в Баренцевом море и неожиданно теоретически доказал существование суши север­нее Новой Земли, сославшись» правда, на П. Л. Шиллинга. Ав­стрийская экспедиция открыла в 1873 г. на этом месте группу островов, назвав ее в честь своего короля Землей Франца-Иоси­фа. Но самое главное, что сделал для географии П. А. Кропот­кин,— это разработка ледниковой теории. Исходя из своих на­блюдений в Финляндии, Швеции, на Патомском нагорье, он пришел к выводу, что формы рельефа этих областей и поверх­ностные отложения имеют ледниковое происхождение, а следо­вательно, материковое оледенение было широко распространено в четвертичное время (последний период геологической истории Земли) в Северном полушарии. Свои взгляды он изложил в классической работе «Исследования о ледниковом периоде» |(1876 г.). Эта теория получила развитие в настоящее время и широко используется при объяснении генезиса рельефа, изу­чении эволюции почв, растительности, ландшафтов.

В личности П. А. Кропоткина органично соединя­лись крупный ученый и видный революционер. Так, в 1876 г. он совершил смелый побег из Николаевского военного госпита­ля в Петербурге, где отбывал арест за свою революционную деятельность, а на склоне лет признал правильность политики партии большевиков. Именем Кропоткина названы хребет на Па­томском плоскогорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Антарктиде, город в Краснодарском крае, набережная, пло­щадь и улица в Москве, улица в Ленинграде.

В историю географии и геологии славная страница вписана В. А. Обручевым (1863— 1956 гг.), на протяжении многих лет изучавшим Сибирь, Среднюю и Центральную Азию. Он прошел длинными маршрутами Закаспийскую область (так раньше на­зывалась равнинная часть Средней Азии) в 1886— 1888 гг., участвовал в экспедиции Г. Н. Потанина, возглавлял исследо­вания в Сибири — главном объекте его научных интересов. В лице В. А. Обручева соединились крупный путешествен­ник, первооткрыватель и выдающийся теоретик. Так, изучая Каракумы, он пришел к правильному выводу об их водном про­исхождении и установил, что сухое русло Узбой является рус­лом древней Амударьи. В Центральной Азии он, с одной сторо­ны, открыл шесть новых хребтов, а с другой — обосновал теорию об эоловом происхождении лесса. Изучая золотоносные районы бассейна р. Лены, ученый дал прогноз поисков россы­пей золота. Исследуя Байкал, он пришел к выводу о сравни­тельно недавнем образовании его котловины. Итоги своих работ он изложил в фундаментальной трехтомной «Геологии Сибири» (1935— 1938 гг.). С 1947 г. В. А. Обручев был почет­ным президентом Географического общества СССР. Широкий читатель хорошо знает его и как автора научно-фантастических романов «Плутония», «Земля Санникова», а также научно-приключенческой повести «В дебрях Центральной Азии». В честь Обручева назван минерал обручевит, его имя но­сят хребет в Туве, оазис в Антарктиде, ледник в Монгольском Алтае и др.

П. К. Козлов, Г. Е. Грумм-Гржимайло, В. А. Обручев — уче­ные, дореволюционные исследования которых получили продол­жение в советское время. При этом они никогда не порывали связи с Географическим обществом.

Почетное место в научной школе Русского географического общества принадлежит Н. Н. Миклухе-Маклаю (1846 —1888 гг.). Основная область его научных интересов — антропология и эт­нография. Ученый снискал себе мировую славу как исследова­тель первобытных народов, в частности туземцев племени папуа. Географическое общество в 1869 г. одобрило план экспедиции Н. Н. Миклухи-Маклая на о. Новую Гвинею. В 1871 г. он вы­садился на северо-восточном берегу этого острова и прожил среди папуасов 15 месяцев, изучая их быт, язык, нравы. Снова вернувшись на Новую Гвинею в 1874 г., он поселился на юго-западном побережье. В 1880 г. ученый обследовал юго-во­сточный берег острова. Постоянно общаясь с туземцами, Ми­клухо-Маклай своей гуманностью добился взаимопонимания и уважения папуасов. И хотя прошло много лет со времени его путешествий, на Новой Гвинее до сих пор передают из рода в род рассказы о смелом и доброжелательном Маклае и иногда называют детей именем Маклай.

Н. Н. Миклухо-Маклай привез из экспедиций ценнейшие материалы, зарисовки, дневниковые записи, этнографические коллекции. Все материалы путешествий хранятся в архиве Географического общества и Музее антропологии и этнографии в Ленинграде. Главная заслуга ученого заключается в том, что он доказал и последовательно отстаивал положение о видовом единстве и родстве человеческих рас, изучал меланизийский антропологический тип человека, неоднократно выступал в за­щиту местного населения от колонизаторов.

С 1878 по 1882 г. великий исследователь жил в Австралии. Там он женился и организовал близ Сиднея биологическую станцию. Сейчас в Австралии есть Общество Миклухи-Маклая, сохраняющее память об этом замечательном человеке. Глубо­чайшим уважением пользуется Н. Н. Миклухо-Маклай и в СССР.

Географическое общество организовывало не только сухопут­ные, но и морские экспедиции. К их числу относятся путешест­вия по исследованию Черного, Каспийского, Карского и других морей. Общество всячески поддерживало также работы по изу­чению европейской части страны. В этой связи нельзя не на­звать А. А. Тилло (1839—■ 1900 гг.), научные исследования кото­рого посвящены геодезии, картографии, земному магнетизму,, метеорологии. Он составил гипсометрическую карту европей­ской части страны в масштабе 24 км в 1 см, измерил длину главных рек России, определил разность уровней Аральского и Каспийского морей, дал сводку всех магнитных определений на территории России.

Таким образом, Географическое общество и его бессменный руководитель в дореволюционное время П. П. Семенов-Тян-Шанский сумели объединить вокруг себя многих талантливых ученых-путешественников — открывателей новых земель, теоре­тиков науки, моряков, военных. Русское географическое обще­ство организовывало разнообразные географические исследова­ния не только в России, но и в зарубежных странах.

На формирование научных школ, как уже отмечалось, боль­шое влияние оказывают высшие учебные заведения, готовящие кадры научных работников. Особенно важную роль в этом деле играли и играют университеты, в которых возникли пер­вые кафедры географии, географические факультеты и ин­ституты.

Научная школа Д. Н. Анучина в Московском университете. Выдающееся место в истории создания первой кафедры геогра­фии (1884 г.) в Московском университете, организации всей системы подготовки молодых специалистов принадлежит Д. Н. Анучину (1843— 1923 гг.). Этот чрезвычайно разносторон­ний ученый, сфера научных интересов которого охватывала ан­тропологию, этнографию и археологию, физическую географию, геоморфологию, гидрологию и страноведение, первоначально читал на кафедре все курсы: общую физическую географию, физическую географию России, географию зарубежных стран, историю землеведения, этнографию России, общую этнографию и антропологию.

Основным объектом географии, по Д. Н. Анучину, является поверхность Земли, а главная задача науки состоит в изучении «пространственных отношений между местностями и точками». Но в отличие от К. Риттера, А. Геттнера и некоторых других представителей хорологического направления Д. Н. Анучин подчеркивал, что для понимания современного состояния по­верхности Земли необходимо уяснить ее развитие. Никто и сей­час не сможет возразить против такой принципиальной основы определения задач географии.

По мнению Д. Н. Анучина, география не является единой наукой, в процессе развития она распалась на комплекс наук. Этот комплекс прежде всего включает общую географию (об­щее землеведение) и частную географию (страноведение), при­чем особое место занимает история географии. Общее землеве­дение подразделяется на астрономическую (математическую) географию, геофизику (или физику земного шара), физическую географию, состоящую из орографии, океанографии, климато­логии, и биологическую географию, слагающуюся из географии растений, географии животных и географии человека.

Д. Н. Анучин участвовал в путешествиях на Кавказ (1891 г.), а также к истокам крупнейших рек России (1890, 1894, 1895 гг.). Особенно плодотворными были итоги его экспедиций к вер­ховьям Волги. Он впервые подробно изучил оз. Селигер и группу Верхневолжских озер, определил их глубины, составил карты, описал берега и др. Итоги своих экспедиционных исследований ученый подвел в ряде работ, в том числе «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины» (1897 г.). Д. Н. Анучина справедливо считают основоположником науки об озерах (лим­нологии) в России.

Из других многочисленных трудов Анучина можно выделить «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений» (1895 г.), который и сейчас не потерял научного значения. Образцом страноведческой работы является его «Япония и японцы» (1907 г.). Кроме того, Д. Н. Анучину принадлежит много работ по истории географии, антропологии, этнографии. Он создал учебники «Курс физиче­ской географии» (1907 г.) и «Землеведение» (1895— 1909 гг.). В 1894 г. ученый организовал и долгое время был редактором журнала «Землеведение».

Глубина и разносторонность интересов Д. Н. Анучина, его внимательное отношение к ученикам, смелое отстаивание инте­ресов кафедры, поразительное трудолюбие повлияли на форми­рование научной школы Московского университета, которую справедливо называют и «анучинской научной школой в гео­графии».

Научная школа Анучина велика, и многие представители ее стали выдающимися учеными в различных областях геогра­фии, создавшими впоследствии свои школы. К ним относятся прежде всего Л. С. Берг, А. А. Борзов, А. С. Барков, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, И. С. Щукин, А. Н. Джавахишвили и др. Отметим вкратце основные исследования в дореволюцион­ное время.

Л. С. Берг (1876—1950 гг.) вначале работал преимуществен­но в области физической географии и зоологии. В предоктябрь­ский период он изучал озера Сибири и Средней Азии и написал классическую монографию «Аральское море» (1908 г.). Заин­тересовавшись проблемой «иссушения Азии», которая активно обсуждалась как зарубежными, так и русскими учеными, Л. С. Берг выступил против гипотезы прогрессирующего иссуше­ния этой территории с целым, рядом статей. Кроме того, он за­нимался геоморфологическим районированием и, используя данные по тектонике, разработал теорию происхождения лес­са (он считал, что эта порода возникает в результате выветрива­ния и почвообразования), а также изучал ихтиофауну бассейна р. Амур. Большое значение для теории ландшафтоведения имела работа Л. С. Берга «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913 г.). В совет­ское время Л. С. Берг существенно углубляет свои работы в об­ласти ландшафтоведения и создает свою научную школу.

В предоктябрьский период А. А. Крубер (1871 — 1941 гг.) занимался изучением карста на Русской равнине (в Тульской губернии), Кавказе, в Крыму, Югославии и написал труд «О карстовых явлениях в России» — первую сводку о карсто­вых формах рельефа европейской части. Будущий видный страновед Б. Ф. Добрынин (1885— 1951 гг.) совершил в это время путешествие в Средиземноморские страны, особое внимание уделив геоморфологии. Виднейший советский геоморфолог И. С. Щукин (1885— 1985 гг.) начал свои геоморфологические исследования, основной чертой которых является взгляд на рельеф как на неотъемлемую часть ландшафта. А. Н. Джавахишвили (1875 — 1973 гг.), унаследовав от своего учителя Д. Н. Анучина интерес к антропологии и географии, написал двухтомный труд, по антропологии Грузии, а в советское время занимался вопросами геоморфологии и ландшафтоведения. Научная деятельность А. А. Борзова и А. С. Баркова разверну­лась в послеоктябрьский период.

Таким образом, работы учеников Д. Н. Анучина посвящены геоморфологии, озероведению, антропологии, страноведению, т. е. тем научным направлениям, в которых он работал и сам.

География в Петербургском университете. В этом универси­тете находятся истоки знаменитой докучаевской научной шко­лы, в нем работал выдающийся географ А. И. Воейков, здесь образовалась и вторая в России кафедра географии.

Глава одной из самых значительных научных школ В. В. До­кучаев (1846— 1903 гг.) был одновременно естествоиспытате­лем широкого профиля, прекрасным организатором экспедиций и блестящим педагогом. Первые исследования ученого касались геоморфологии и истории четвертичного периода. В дальнейшем он связал исследования новейших отложений с изучением почвен­ных образований и в 1877 г. совместно с В. И. Чаславским со­ставил почвенную карту европейской части России. Постепенно формируется учение В. В. Докучаева о почве как самостоятель­ном естественноисторическом теле.

Таким образом, первая и очень важная заслуга Докучаева состоит в создании почвоведения как самостоятельной науки. Почва является результатом взаимодействия различных факто­ров почвообразования — климата, рельефа, материнских горных пород, растительности, животных организмов. Большое влияние оказывает и время, в течение которого происходит ее формиро­вание. Следовательно, почва — это важный компонент ландшаф­та, от которого ее отделить нельзя. В. В. Докучаев рассматри­вает почву как «зеркало ландшафта», отражающее многие особенности природных систем. Например, типичная подзоли­стая почва формируется под хвойным лесом, распространенным в области умеренно холодного климата, для которого характер­но преобладание осадков над испаряемостью. Многие свойства этой области отразятся в подзолистой почве. Типичный подзо­листый горизонт — это результат воздействия кислой среды, образующейся при разложении остатков хвойных пород, и про­мывного режима, обусловленного климатом. Но на накопление влаги влияет и рельеф, значит, мощность подзолистого горизон­та может указывать и на особенности рельефа. Типичная под­золистая почва состоит из нескольких горизонтов, и все они не случайны: они отражают природные особенности территории, в том числе и состав материнских пород.

Основные теоретические положения почвоведения освещены Докучаевым в фундаментальной работе «Русский чернозем» (1883 г.). Он разработал классификацию почв, дал им названия, известные во всем мире. Теория о почве, факторах почвообра­зования— это не плод кабинетных размышлений, а результат кропотливых изысканий, проведенных в экспедиционных условиях. В 1882—1885 гг. Докучаев руководил экспедицией по оценке земель Нижегородской губернии, а в 1888—1892 гг. — Пол­тавской. Очень важной была третья, так называемая Особая экспедиция для испытания и учета лесного и водного хозяйства в степях России, которая была организована после сильнейшей засухи 1891 г. и работала с 1892 по 1896 г. В процессе экспеди­ции были не только изучены особенности природы степей, но и внесены предложения по улучшению водного хозяйства, со­зданию лесных полос и др. Откликом ученого на засуху явилась также работа «Наши степи прежде и теперь» (1892 г.), пред­ставляющая собой образец регионального анализа степного ландшафта в практических целях.

Итак, почвоведение Докучаева выросло из широкой естествен­нонаучной концепции о взаимозависимости всех компонентов природы и отражает запросы практики ведения сельского хозяйства.

Вторая крупнейшая научная заслуга В.В. Докучаева состоит в разработке учения о зонах природы. Еде до Докучаева были известны отдельные факты зонального распространения климата (скорее, тепловых поясов) и растительности (и по широте, и по высоте), но в качестве универсального закон зональности сформулирован не был. Получив оригинальные материалы о зональном распределении почв и обобщив данные о распространении других компонентов природы, Докучаев изложил сущность зональности следующим образом: «… благодаря известному положению нашей планеты относительно Солнца, благодаря вращению Земли, ее шарообразности климат, растительность и животные распределяются по земной поверх­ности, по направлению с севера на юг, в строго определенном порядке, с правильностью, допускающей разделение земного шара на пояса — полярный, умеренный, подтропический, эква­ториальный и пр.»[8]. Работа «К учению о зонах природы» стала настольной книгой всех, занимающихся естественной историей, географией. В конце жизни Докучаев мечтал создать науку о взаимосвязях между различными природными явлениями и процессами. Фактически функции этой науки выполняет со­временная физическая география.

Третья крупная заслуга В. В. Докучаева состоит в создании научной школы, объединившей будущих видных ученых нашей страны. Основными предпосылками возникновения этой науч­ной школы явились следующие:

1. Стройная концепция Докучаева о взаимосвязях и взаимо­действиях в природной среде, требующая комплексного анализа всех факторов при изучении даже одного природного компонен­та, например растительности, увлекла учеников, позволила им другими глазами взглянуть на природные объекты.

2. Докучаев был профессором, в течение 25 лет преподавал в Петербургском университете и имел возможность обучать тео­рии студентов.

3. Докучаев — прекрасный полевой работник — умел на мес­те «распутывать сложные клубки» природных взаимосвязей и учил своих преемников «читать книгу природы» во время эк­спедиций.

4. Докучаев был деятельным патриотом, служил примером в работе. Так, говоря о положительном влиянии леса на водный режим территории, он собственными руками заложил в Воро­нежской губернии лесные полосы, которые и сейчас образуют в степи лесной заповедный остров — Каменную степь.

Среди многочисленных представителей научной школы В. В. Докучаева мы выделим лишь тех крупных ученых, кото­рые были его учениками по университету и участниками его эк­спедиций.

А. Н. Краснов (1862—1914 гг.) — географ, ботаник, путеше­ственник, принимавший участие в экспедициях Докучаева, ис­следовал юг Русской равнины, Кавказ, Тянь-Шань, Алтай, посетил Японию, Индию, Цейлон (теперь Шри-Ланка) и др. Ученый является автором фундаментальной работы «Травяные степи Северного полушария» (1894 г.), в которой отразилось до кучаевское понимание природного комплекса, и университетско­го учебника «Основы землеведения». Работая в Харьковском университете, он заведовал кафедрой географии и много сделал для акклиматизации культуры чая в России. В 1912 г. А. Н. Крас­нов переехал в Закавказье и по ландшафтно-географическому принципу организовал знаменитый Батумский ботанический сад, имеющий большую коллекцию экзотических растений. В своем детище на возвышенном месте и похоронен этот замечательный ученый.

Г. И. Танфильев (1857—1928 гг.), участник Полтавской и Особой экспедиций Докучаева, был крупным ботаником-гео­графом и физико-географом. Он изучал ландшафты Тиманской тундры, лесостепи, Барабинской низменности (Западная Си­бирь), Крыма, Черноморского побережья Кавказа. Танфильеву принадлежит первое научное физико-географическое райониро­вание Европейской России, в котором он использовал зональный принцип. Он является автором четырехтомного труда «Геогра­фия России» (1916—1924 гг.), а также работ по обоснованию границ лесной зоны на севере и юге. С 1905 г. и до конца своей жизни Г. И. Танфильев был профессором Новороссийского уни­верситета и, так же как и А. Н. Краснов, способствовал распро­странению идей В. В. Докучаева.

Будущее светило науки В. И. Вернадский (1863—1945 гг.) участвовал в Полтавской экспедиции Докучаева. Впоследствии он стал разносторонним ученым — геологом, геохимиком, кри­сталлографом, радиогеологом. Но главная научная заслуга' В. И. Вернадского — это разработка основ геохимии и учения о биосфере. Можно высказать предположение, что импульс к ис­следованию геохимических и биосферных проблем В. И. Вернад­ский получил от В. В. Докучаева. Правда, в дореволюционное время он в основном занимался минералогией. Впоследствии В. И. Вернадский обратил внимание на большую геологическую роль живых организмов и жизни вообще в формировании оса­дочных горных пород, образовании газового состава атмосферы и др. Под влиянием работ ученого биосферой стали называть всю область Земли, в которой не только существует жизнь, но которая и сформирована или видоизменена жизнью. В резуль­тате развития биосфера переходит в ноосферу, характеризуемую ведущей сознательной деятельностью человека.

Ученым широкого профиля был и Г. Н. Высоцкий (1865— 1940 гг.). По приглашению В. В. Докучаева он участвовал в Осо­бой экспедиции. Свои теоретические исследования Высоцкий со­четал с практической деятельностью. Так, работая на Велико-Анадольском опытном участке (Приазовская возвышенность), он изучал вопросы степного лесоразведения. И при этом, хоро­шо зная почвоведение, ботанику, гидрологию, физическую гео­графию, подходил к решению практических задач на основе комплексного географического метода, составлял типологиче­ские карты мест произрастаний растительных группировок

К. Д. Глинка (1867—1927 гг.) и Н. М. Сибирцев (1860— 1900 гг.)^ продолжили разработку учения В. В. Докучаева о поч­ве, пройдя школу его экспедиционных исследований. Так, К. Д. Глинка в 1908—1916 гг. возглавлял почвенно-ботанические экспедиции, направляемые Переселенческим управлением в Си­бирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1911 г. он орга­низовал Докучаевский почвенный комитет, а впоследствии был первым директором Почвенного института имени Докучаева. Н. М. Сибирцев развивал учение В. В. Докучаева о почвенной зональности. Вместе с Г. И. Танфильевым он участвовал в со­ставлении Почвенной карты Европейской России (1900 г.), удо­стоенной Большой золотой медали на Парижской выставке. Н. М. Сибирцев — автор учебника «Почвоведение» (1899 г.), в котором серьезное внимание уделяется происхождению почв.

Среди учеников К. Д. Глинки были Л. И. Прасолов, С. С. Неуструев, А. И. Бессонов, в будущем тоже крупные ученые-поч­воведы и физико-географы. Таким образом, можно говорить о нескольких поколениях последователей В. В. Докучаева. Но' научную школу Докучаева представляют также ученые и прак­тики, которые не были его учениками или учениками его учени­ков. К их числу относится Г. Ф. Морозов, который под влияни­ем идей В. В. Докучаева стал рассматривать лес как своеобраз­ный природный комплекс, связывающий в единое целое дере­вья, кустарники, мхи, почвы и другие компоненты. Он создал учение о лесе, понимая последний как «явление географическое».

Особое и очень почетное место в истории географии занимает профессор Петербургского университета А. И. Воейков (1842— 1916 гг.), который был и активным деятелем Географического общества. Он не принадлежал к какой-нибудь научной школе, не создал и своей школы. Вместе с тем трудно назвать географа, работы которого были бы такими актуальными в настоящее время, как труды А. И. Воейкова. Прежде всего он много путе­шествовал, посетил Западную Европу, Америку, Южную и Пе­реднюю Азию, Японию, Индию, а также Крым, Кавказ и другие регионы России.

Но главное — А. И. Воейков явился основоположником кли­матологии в России. Его перу принадлежит великолепная кни­га «Климаты земного шара, в особенности России» (1884 г.), в которой он показал взаимосвязь климата с другими природ­ными компонентами, вскрыл физическую сущность процессов климатообразования, впервые в географии использовал метод балансов (например, баланс влаги в воздухе, баланс воды в ледниках). Он создал в Географическом обществе метеороло­гическую комиссию и основал в 1891 г. журнал «Метеорологи­ческий вестник» — первое издание подобного типа в России. Вы­дающийся теоретик, А. И. Воейков много внимания уделял прак­тическим вопросам. Так, он фактически является основополож­ником сельскохозяйственной метеорологии, агроклиматологии.

Очень современны идеи Воейкова о воздействии человека на природу. Приведем в качестве примера названия некоторых его работ: «Земельные улучшения и их соотношения с климатом и другими естественными условиями», «Человек и вода: спосо­бы пользования водой и их географическое распределение», «Че­ловек и пески», «Хлопководство и климат» и др. Воейков уме­ло применял исторический метод, старался предвидеть возмож­ные последствия воздействий человека на природу.

А. И. Воейков был принципиальным, но резким человеком, особенно когда ему приходилось рецензировать слабые работы. Он обращал на себя внимание окружающих своей экстравагант­ностью, чудачествами. Но это был человек огромного таланта и колоссальной работоспособности. Достаточно сказать, что ему принадлежит 1700 книг и статей. Отдавая дань первенства кли­мату, А. И. Воейков умело использовал комплексные географи­ческие методы и по праву считается одним из выдающихся гео­графов XIX—начала XX в.

В 1887 г. в Петербургском университете была организована кафедра географии, но научная школа на этой кафедре в до­революционное время не сложилась. В. В. Докучаев и А. И. Воей­ков не привлекались к решению вопроса о заведовании вновь созданной кафедрой. Более того, участие Воейкова в препода­вании ограничивалось чтением лишь спецкурса. Докучаев пре­подавательской деятельности по кафедре вообще не вел.

Заведовать кафедрой географии был приглашен Э. Ю. Пет­ри (1854—1899 гг.), занимавший кафедру географии и антро­пологии в Бернском университете. Кандидатура эта была не очень удачной, так как Петри, антрополог по специальности отношение к географии имел лишь косвенное. Правда, он ратовал за улучшение преподавания географии в России, редактиро­вал один из лучших атласов своего времени — «Большой все­мирный настольный атлас Маркса» (1905 г.). Э. Ю. Петри чи­тал курсы общей географии, географии Западной Европы и географии России. К необязательным для студентов курсам отно­сились география Кавказа, география Центральной Азии, гео­графия Средней Азии.

После смерти Э. Ю. Петри заведовать кафедрой было пору­чено П. И. Броунову (1852—1927 гг.). По специальности он был метеорологом, изучал движение циклонов и антициклонов в Ев­ропе. Поэтому курс «Общая физическая география», который он читал, носил отпечаток его интересов. Структура курса была следующей: общие сведения о Земле, метеорология суши, воды, суши, океаны и моря. Разделы о растительности, животном ми­ре, почвах, человеке отсутствовали. Главная заслуга Броунова заключается в том, что он предложил считать объектом геогра­фии наружную оболочку Земли. В 1916 г. П. И. Броунов пере­шел на кафедру физики, а через год обязанности заведующего кафедрой географии стал исполнять Л. С. Берг. Итак, повторим: в дореволюционное время научная школа на кафедре географии не образовалась. Но еще раз напомним, что в университете работали В. В. Докучаев, А. И. Воейков и А. Н. Бекетов, а это с лихвой компенсировало слабость ка­федры. Несколько слов о Бекетове.

А. Н. Бекетов (1825—1902 гг.) был крупным ботанико-географом и хорошо дополнял В. В. Докучаева. Он оказал влияние на формирование научных интересов А. Н. Краснова и Г. И. Танфильева и сам создал русскую школу ботанико-географов, в ко­торую входили будущий президент АН СССР В. Л. Комаров, исследовавший растительность Дальнего Востока, Средней и Восточной Азии, Н. И. Кузнецов, изучавший растительность Кавказа, и др.

Подводя итоги развития географии в XIX—начале XX в., мы можем сказать, что в этот период она достаточно окрепла, в ней появились отдельные отрасли, сформировались научные школы. Основоположниками физической географии по праву считаются Д. Н. Анучин, В. В. Докучаев, А. И. Воейков. Слож­нее обстоит дело с экономической географией. Мы уже отметили заслуги П. П. Семенова-Тян-Шанского в развитии географии, в том числе и экономической, которая в прошлом называлась ста­тистикой. Одновременно с ним работал и один из основополож­ников русской экономической географии — К. И. Арсеньев.

К. И. Арсеньев (1789— 1865 гг.), два года занимавший дол­жность профессора в Петербургском университете и уволенный в 1821 г. за критику крепостного права, в дальнейшем возгла­вил статистические работы в министерстве внутренних дел. Ему принадлежит книга «Краткая всеобщая география» (1818 г.), которая неоднократно переиздавалась и была един­ственным руководством по географии в России на протяжении 30 лет. В 1848 г. ученый опубликовал «Статистические очерки России», явившиеся важной вехой на пути развития экономи­ческой географии. Он составил первую схему географического районирования страны, подразделив ее территорию на отдель­ные полосы (лесную, сухих песчаных степей и расположенную между ними) и пространства (Низкое, Степное, Окское, Ураль­ское, Сибирское и др.). К. И. Арсеньев уделял внимание харак­теристике природных условий и ресурсов, влияющих на разви­тие хозяйства.

Большое воздействие на экономическую географию оказали работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, посвященные анализу путей общественного развития.

§ 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Современным воззрениям на географию как науку, ее ме­ тодам, методологии, значению для практики, особенностям деятельности географа посвящены последующие главы. По­этому здесь мы остановимся только на главных вехах истории географической науки. В советское время было продолжено изучение географии нашей замечательной страны, создавались новые научные школы, развивались научные школы, основы­вающиеся на славных традициях русской географии. Традиции и новаторство — таковы важнейшие черты советской географии.

Основные достижения в изучении территории страны. После Октябрьской революции молодой Советской республике требовались ресурсы для развития экономики и осуществления плана электрификации России (ГОЭЛРО). В изучении природ­ных ресурсов и состояла задача географии, как и ряда других наук, особенно геологии. Но сразу обнаружилась главная труд­ность — отсутствие карт. Фигурально выражаясь, без знания своего дома нам трудно найти запрятанные в нем вещи. Точно так же без карт разного масштаба, с различной нагрузкой не­возможно не только обнаружить подземные сокровища, но и вообще составить правильное представление о них.

Поэтому картографическим работам с самого начала уде­ляется особое внимание. Уже в 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет об учреждении Высшего геодезического управления, в 1921 г. дал указание о составлении первого советского геогра­фического атласа. Была проведена гигантская работа по созданию карты миллионного масштаба территории всей страны, которая началась в 1918 г., а закончилась в 1946 г. Всего было, составлено 180 листов карты! Создание карты потребовало организации и постоянного совершенствования съемочных ра­бот на огромной территории. Одновременно уточнялось расположение многих географических объектов. Так, была заново положена на карту береговая линия Северного Ледовитого океана. При этом, с одной стороны, были открыты новые остро­ва в архипелаге Северной Земли (в Карском море), а с дру­гой — обнаружено исчезновение о. Васильевского, находивше­гося к западу от Новосибирских островов. Этот остров в 1912 г. был нанесен на карту известным полярным исследователем Б. А. Вилькицким, а в 1936 г. на месте острова оказалась мель. Было также установлено, что легендарные острова «Земля' Санникова» (к северу от Новосибирских островов) и «Земля Андреева» (к западу от о. Врангеля) не существуют.

В горных странах были определены высотные отметки (открыты высочайшие вершины СССР-пик Коммунизма, 7495 м; пик Ленина, 7134 м), выявлены новые хребты, уточне­но расположение горных систем. Особенно важными достиже­ниями ознаменовались работы на Северо-Востоке страны: было установлено, что так называемый хр. Черского на самом деле представляет собой систему из девяти параллельных цепей; впервые положен на карту хр. Сунтар-Хаята; открыт обшир­ный ледниковый район. В Средней Азии подробно изучалась «крыша мира» — Памир и были засняты труднодоступные об­ласти хр. Академии наук, самого длинного в СССР ледника Федченко (71,2 км), названного в честь известного исследова­теля этих районов А. П. Федченко. Подробно исследовалась Камчатка: впервые были составлены точные карты, открыт уникальный район гейзеров, в 1931 г. осуществлено восхожде­ние на вулкан "Ключевская сопка. В общем, вся страна с ее разнообразной природой стала ареной деятельности советских геодезистов, которые нередко являлись первопроходцами. В на­стоящее время, «а всю территорию СССР имеются точные карты, значение которых для народного хозяйства очень вели­ко. Современные подробные специальные карты создаются на основе аэрофотосъемки и космической съемки (см. гл. 4). Так, все колхозы, совхозы, лесхозы обеспечены специальными картами почв, севооборотов, лесов и т. д. масштабов 1:10 ООО или 1:25 ООО.

Грандиозная, имеющая важное народнохозяйственное зна­чение работа выполнялась по изучению Советской Арктики — освоение северных отдаленных районов требовало знания при­родных ресурсов, надежного транспортного обслуживания. Но для этого необходимо было знать особенности природы север­ных морей: климата, направления течений, дрейфа льдов и др. Может ли Северный морской путь, о котором мечтал еще ве­ликий М. В. Ломоносов, быть надежной транспортной маги­стралью? Такой вопрос встал перед учеными, специалистами полярного мореплавания.

Первым положительным ответом на него был сквозной рейс «Сибирякова» в 1932 г. В 1934 г. из Владивостока в Мурманск за одну навигацию по Северному морскому пути прошел ле­докол «Литке». А в 1939 г. состоялся первый в истории двой­ной сквозной рейс ледокола «Иосиф Сталин».

В изучении Арктики целая эпоха связана с дрейфующими станциями, получившими романтическое название «Северный полюс». Историю открыла в.,1937 г. станция «Северный полюс». Ее возглавил легендарный человек, герой Арктики и Великой Отечественной войны И. Д. Папанин (1894—1986 гг.), в дрейфе принимали участие геофизик Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов, радист Э. Т. Кренкель,. Станция получила массу интересных данных о дрейфе льдов, глубинах океана, особенностях морских вод (соленость, температура и, др.), изучала магнитные явления и т. д. Но главное — ее успешная работа показала возможность и необходимость ис­пользования дрейфующих станций для исследования аквато­рии Северного Ледовитого океана. С тех пор прошло много времени, но по-прежнему дрейфуют во льдах станции, и в 1987 г. это уже была двадцать девятая.

Огромную роль в исследовании севера сыграли и продол­жают играть летчики. Подвижные «прыгающие» отряды не без риска садились на лед, проводили комплекс наблюдений, а затем опускались в другом месте океана. Напомним, что в 1937 г, В. П. Чкалов совершил перелет через Северный по­люс; а и 1941 т. И. И. Черевичный осуществил полет на «полюс относительной недоступности» (к северу от о. Врангеля).

Практически вся акватория Северного Ледовитого океана стала доступной для плавания ледокольных судов после со­здания атомных двигателей. Как известно, успешные рейсы на географический Северный полюс выполнили атомные ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь».

Сейчас в Арктике работает целая система наземных и дрей­фующих станций, наблюдения проводятся также со специально оборудованных самолетов, ледокольных и других судов. Спут­ники и ракеты контролируют состояние погоды. Эта огромная информация автоматически обрабатывается с помощью элек­тронно-вычислительных систем. Всю научно-организационную ра­боту в Арктике координирует Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, которым в течение 25 лет руководил выдающийся "советский полярник А. Ф. Трешников.

С Арктическим бассейном связали свою судьбу и многие другие" известные русские и советские ученые. Так, В. Ю. Визе (1886— 1954 гг.). с 1912 г. (экспедиция Г. Я. Седова) и до конца своей жизни проводил исследования в Арктике, совершенствовал на основании огромного фактического материала методику ледовых прогнозов, значение которых для обеспечения плавания по Северному морскому пути чрезвычайно вели­ко. P. JI. Самойлович (1881 — 1940 гг.), как и В. Ю. Визе, начавший изучение Арктики в дореволюционное время (уча­стие в экспедиции В. А. Русанова на Шпицберген в 1912 г.), внес весомый вклад в, ее исследование и в советский период. Можно, было бы назвать и еще многих полярников, изучавших Арктику, но этого не позволяют сделать рамки данного учебного пособия. Однако надо сказать, что при всей современной технике, кото­рая служит исследовательской работе, труд полярника остал­ся нелегким и требует знаний, энергии и здоровья.

Важным достижением в изучении природной среды СССР является заново созданная за годы Советской власти система наблюдений. К ней относится сеть метеорологических станций, обсерваторий, гидрологических постов на разных реках и озёрах страны. На специальных площадках изучается сток воды, а на береговых станциях — влияние морского волнения на бе­рег. Об исследованиях, ведущихся в заповедниках, речь пой­дет в гл. 5.

Обобщающими итогами работ советских географов по изу­чению страны являются прежде всего такие комплексные карто­графические произведения, как атласы. Еще в 1937 г. был издан Большой советский атлас мира, в 1350—195 3 гг. — трехтомный Морской атлас, в 1964 г. — Физико-географический атлас мира. Кроме того, составлены Климатический атлас, Атлас сельского хозяйства и многочисленные другие специаль­ные атласы как страны в целом, так и отдельных республик, краев и областей.

Большим достижением географов явилось создание «Вод­ного кадастра СССР», в котором обобщены данные о всех реках и озерах страны, справочников по климату различных территорий. Масштабные работы выполнены и обобщены водному балансу, агроклиматологии. По климату, рельефу, почвам, растительности и другим компонентам природной среды созданы обобщающие монографии. Изданы серии книг, содержащие комплексную физико-географическую или эконо­мико-географическую характеристику как страны в целом, на­пример серия «Советский союз», так и отдельных регионов.

Научно-географические школы в СССР. После установле­ния Советской власти, как отмечалось, продолжали развивать­ся отдельные научные направления и школы, существовав­шие в дореволюционный период, и начали формироваться новые научные школы, связанные с прогрессом науки.

Анучинская школа в Московском университете развивалась преимущественно в двух направлениях. Это, во-первых, страно­ведческие исследования и, во-вторых, геоморфологические. Школу страноведения в физической географии возглавил пре­емник Д. Н. Анучина Б. Ф. Добрынин. В МГУ составляются многочисленные характеристики стран и отдельных регионов СССР, разрабатываются вопросы физико-географического районирования и его применения в практике сельского хозяй­ства. Последнее направление возглавил Н. А. Гвоздецкий, который одновременно является крупным карстологом страны. Видными страноведами стали и ученики Добрынина — М. П. Забродская, работающая в Воронеже, и географ-писа­тель Ю. К. Ефремов.

Продолжателем анучинских традиций является также А. А. Борзов. Прекрасно понимая большую науковедческую роль географического синтеза, картографического метода, вза­имосвязи геоморфологии и палеогеографии, А. А. Борзов руково­дил в довоенные годы Калининской экспедицией МГУ, изучав­шей рельеф области последнего оледенения. Участники экспедиции, в будущем известные специалисты Н. Е. Дик, А. И. Спиридонов, М. В. Карандеева и другие стали преемни­ками научного направления А. А. Борзова. Из школы Борзова вышли и крупные советские ученые, академики К. К. Марков и И. П. Герасимов, много сделавшие для изучения эволюции рельефа, его генезиса. Впоследствии они расширили сферы своих научных интересов и встали во главе крупных научных коллективов (так, И. П. Герасимов долгое время был директором Института географии Академии наук СССР). Школа Борзова дала географии и таких видных ландшафтоведов, как Н. А. Солнцев, Д. Л. Арманд, К. И. Геренчук.

Докучаевская научная школа разветвилась, образовав кол­лективы почвоведов, ботанико-географов, географов и др. Син­тетические идеи, относящиеся к природному комплексу, полу­чили развитие в научной школе Л. С. Берга, который всю свою судьбу связал с Ленинградским "университетом и Зоологиче­ским институтом АН СССР.

Л. С, Берга справедливо называют отцом ландшафтоведения. В советское время он продолжал развивать зональную •концепцию и издал фундаментальный двухтомный труд «Гео­графические зоны Советского Союза» (1947—1952 гг.), в ко­тором, как и в других работах этого исключительно разностороннего ученого-академика, представлены современные подходы — системный, исторический, экологический и др. Последователем. Л. С. Берга был С. В. Калесник, связавший концепции общего землеведения с ландшафтной географией. Одновременно он является одним из основоположников гля­циологии в СССР. Продолжил дело Л. С. Берга его ученик А. Г. Исаченко, который обогатил ландшафтоведение новыми методами исследования, в частности картографическим. В на­стоящее время ландшафтная концепция рассматривается в ка­честве ключевой на кафедре физической географии ЛГУ.

Развитие ландшафтоведения сопровождалось появлением новых идей, которые создавали предпосылки для формирова­ния новых научных школ. Достаточно плодотворной оказалась научная школа Б. Б. Полынова по геохимии ландшафта. Докучаевец по духу, Б. Б. Полынов (1877— 1952 гг.) ввел в нау­ку понятие о геохимическом ландшафте, т. е. об участке тер­ритории, для которого характерен определенный тип миграции химических элементов и соединений. Учениками и продолжа­телями идей Б. Б. Полынова являются М. А. Глазовская, А. И. Перельман и др.

Научная школа А. А. Григорьева оформилась как школа •по геофизике ландшафта. Акад. А. А. Григорьев (1883 — 1968 гг.) считал важнейшей задачей географии изучение физико-географических процессов, формирующих как географическую, оболочку в целом, так и ее отдельные участки — пояса, зоны, ландшафты. Большое внимание он уделял роли тепла и влаги в процессе ландшафтообразования, и действительно, трудно переоценить роль энергетики в этом процессе. Кроме того, А. А. Григорьев занимался физико-географическим райониро­ванием, историей науки. Будучи директором Института географии АН СССР, он организовал целый ряд крупных исследова­ний. Учениками А. А. Григорьева являются В. И. Прокаев Ф. Н. Мильков, Ю. Л. Раунер и др. '

В ландшафтоведении большую роль сыграла также науч­ная школа В. Б. Сочавы, который разработал учение о геоси­стемах (см. гл: 1 и 4) и организовал в Восточной Сибири сеть уникальных физико-географических стационаров.

Проблемы антропогенного изменения ландшафтов в связи с возрастающим воздействием на них человека изучают науч­ные коллективы, сложившиеся в Воронеже (руководитель Ф. Н. Мильков), МГУ (А. М. Рябчиков) и др.

Кроме школ в ландшафтоведении за советское время сфор­мировались научные школы и в других отраслях физической, географии. Назовем их руководителей. Одним из основоположников геоморфологии является Я. С. Эдельштейн, профессор Ленинградского университета с 1925 г., автор учебника «Осно­вы геоморфологии» (1947 г.). Географо-гидрологические шко­лы развивались в Ленинграде (руководитель — крупный орга­низатор гидрологических исследований в стране В. Г. Глушков, принимавший участие в разработке плана ГОЭЛРО) и в Москве (под руководством С. Д. Муравейского, рассмат­ривающего сток как важный географический фактор). Одним из основоположников советской океанологии и создателем" научной школы является Ю. М. Шокальский (1856— 1940 гг.). Он впервые в нашей стране разработал курс океанографии и читал его в Военно-Морской академии и Ленинградском университете. Ученик Ю. М. Шокальского — акад. А. Ф. Тре­шников — сам имеет многочисленных учеников и последовате­лей. Создателем ав


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: