Отбор на начальных этапах многолетней подготовки

Методика спортивного отбора наэтапе начальной подготовки опре­деляется основной задачей первой ступени отбора — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффек­тивности работы детско-юношеских спортивных школ, отдельных тре­неров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и увереннос ть в собственных силах, являются путем самоутверждения- Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной пози­ции в любых сферах деятельности. Одним из основных моментов, оп­ределяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является воз­раст начала занятий спортом

Необходимым условием первоначального отбора детей в ДЮСШ является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта. Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 занятий. Это обеспечивает не только овладение детьми по­лезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей.

Уже при начальной оценке перспективности детей необходимо опи­раться на те качества и способности, которые обуславливают успех в спорте высших достижений.

В процессе начального отбора следует широко использовать прос­тые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигатель­ных способностей детей. При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризует двигательные способности, в значитель­ной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно определить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического ри­сунка упражнений, умения быстро менять темп движений в соответ­ствии с командой.

Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортив­ные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие наруше­нии в нормальной деятельности организма — одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям спортом, например, болезни сердца, диабета, бронхиальной астмы и др. Необходимо также проверить наличие заболеваний и травм, которые могут стать тормозом в спортивном совершенствовании спортсмена.

Важным моментом медицинского осмотра отбираемых для занятий спортом детей является сопоставление паспортного и биологического возраста детей. Известно, что от темпов полового созревания зависит широкий диапазон различий уровня развития детей одинакового пас­портного возраста.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет пси­хических показателей предрасположенности к спортивной деятельнос­ти. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий; решительность и напорис­тость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Необходимо подчеркнуть, что при первоначальном отборе мало прогностичной является ориентация на показатели определения физиче­ской работоспособности. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе начального отбора. Практически бесполезными при начальном отборе являются неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые зачастую используют недостаточно квалифицированные тре­неры.

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортив­ный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена,

Вопросы для контроля усвоенного материала

1 Дать определение - спортивный отбор

2 Спортивный отбор, как длительный, многоступенчатый процесс.

3 Дать определение спортивная ориентация

4 Дать определение способности

5 Система отбора в спортивную школу (табл.)

6 Отбор на начальных этапах многолетней подготовки

7 Основными задачами 1 этапа отбора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: