Методика спортивного отбора наэтапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы детско-юношеских спортивных школ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и увереннос ть в собственных силах, являются путем самоутверждения- Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности. Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом
Необходимым условием первоначального отбора детей в ДЮСШ является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта. Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 занятий. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей.
Уже при начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на те качества и способности, которые обуславливают успех в спорте высших достижений.
В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей. При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризует двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно определить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнений, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.
Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушении в нормальной деятельности организма — одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям спортом, например, болезни сердца, диабета, бронхиальной астмы и др. Необходимо также проверить наличие заболеваний и травм, которые могут стать тормозом в спортивном совершенствовании спортсмена.
Важным моментом медицинского осмотра отбираемых для занятий спортом детей является сопоставление паспортного и биологического возраста детей. Известно, что от темпов полового созревания зависит широкий диапазон различий уровня развития детей одинакового паспортного возраста.
Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий; решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.
Необходимо подчеркнуть, что при первоначальном отборе мало прогностичной является ориентация на показатели определения физической работоспособности. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе начального отбора. Практически бесполезными при начальном отборе являются неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые зачастую используют недостаточно квалифицированные тренеры.
Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена,
Вопросы для контроля усвоенного материала
1 Дать определение - спортивный отбор
2 Спортивный отбор, как длительный, многоступенчатый процесс.
3 Дать определение спортивная ориентация
4 Дать определение способности
5 Система отбора в спортивную школу (табл.)
6 Отбор на начальных этапах многолетней подготовки
7 Основными задачами 1 этапа отбора