На этой ступени ставится задача выявить спортсменов, способных к достижению высших спортивных результатов, эффективному спортивному совершенствованию как на втором и третьем этапах многолетней подготовки, так и на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, особенности тренировки в предыдущие годы.
На втором этапе многолетнего отбора большое значение приобретает оценка показателей, отражающих уровень функциональных возможностей различных систем организма.
Особенно прогностичным является темп прироста таких показателей, как максимальное потребление кислорода, жизненная емкость легких, минутный объем кровообращения и т. п.
Существенной стороной отбора на данном этапе является оценка техники выполнения различных специально-подготовительных упражнений.
|
|
Эффективность отбора в значительной мере связана с оценкой у спортсменов основных показателей характеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства.
Уровень развития физических качеств — скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости, возможности системы энергообеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению — постоянно должен находиться в поле зрения тренера, работающего с юными спортсменами.
Оценка перечисленных способностей, наряду со спортивными результатами, должна занимать большое место в отборе и ориентации спортсменов на втором и третьем этапах многолетней тренировки. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные показатели тренированности и спортивных достижений, но и на темпы их прироста от одного тренировочного этапа к другому.
Перспективность юного спортсмена во многом связана с совершенством специализированных восприятий — комплексных психофизиологических характеристик, к которым относятся чувство времени, чувство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды у пловцов, чувство света у лыжников, чувство льда у конькобежцев и т. п. Эти характеристики, как известно, отражают уровень восприятия, осознания воспроизведения двигательных действий.
На второй ступени многолетнего отбора увеличивается значение показателей, свидетельствующих о личностно психических качествах— психической надежности, мотивации, волевых качествах, целеустремленности, стремления к лидерству и др. Известно, что спортсмены высокого класса отличаются настойчивостью, отсутствием мнительности, высокой переносимостью нагрузок. При оценке соответствия юного спортсмена требованиям, предъявляемым к спортсменам высокого классе, особое внимание следует обращать на уверенность в своих силах, устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочных занятий, способность и желание к спортивной борьбе, желание тренироваться и соревноваться с сильными партнерами и соперниками. Как и при первоначальном отборе, на второй ступени многолетнего отбора большое внимание уделяется медицинскому контролю. Поскольку к этому времени уже произошел «отсев» детей, имеющих явные противопоказания к занятиям спортом, особое внимание уделяется выявлению скрытых заболеваний, в частности, очагов инфекции в организме. При их наличии в период проведения тренировочных занятий могут возникнуть обострения и различные осложнения со стороны внутренних органов. Важно выявить и специфические болезни, к которым в наибольшей степени склонны занимающиеся тем или иным видом спорта. Существенной стороной второй ступени спортивного отбора является всесторонний анализ предшествующей тренировки, определение того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности. Ведь не является секретом, что многие юные спортсмены на втором этапе многолетней подготовки выполняют огромные объемы работы, часто участвуют в соревнованиях, широко применяют занятия с большими нагрузками, тренируются по 2 раза в день и поэтому достигают высоких для своего возраста результатов и показателей тренированности. Как правило, спортсмены, прошедшие такую подготовку, являются бесперспективными для дальнейшего совершенствования на третьем этапе многолетней подготовки. Предпочтение следует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спортивных результатов за счет тренировки с малым и средним объемом работы, небольшой соревновательной практики, разносторонней технической подготовки.
|
|