Отбор на этапе спортивного совершенствования

На этой ступени ставится задача выявить спортсменов, способных к достижению высших спортивных результатов, эффективному спор­тивному совершенствованию как на втором и третьем этапах много­летней подготовки, так и на этапе максимальной реализации индиви­дуальных возможностей. Решение этой задачи возможно лишь на ос­нове комплексного анализа, в котором должны учитываться морфоло­гические, функциональные и психические особенности юных спорт­сменов, их адаптационные возможности, реакция на высокие трениро­вочные и соревновательные нагрузки, особенности тренировки в пре­дыдущие годы.

На втором этапе многолетнего отбора большое значение приобре­тает оценка показателей, отражающих уровень функциональных возможностей различных систем организма.

Особенно прогностичным яв­ляется темп прироста таких показателей, как максимальное потребле­ние кислорода, жизненная емкость легких, минутный объем кровооб­ращения и т. п.

Существенной стороной отбора на данном этапе является оценка техники выполнения различных специально-подготовительных упраж­нений.

Эффективность отбора в значительной мере связана с оценкой у спортсменов основных показателей характеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства.

Уровень раз­вития физических качеств — скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости, возможности системы энергообеспечения, совер­шенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению — постоянно должен находиться в поле зрения тренера, работающего с юными спортсменами.

Оценка перечисленных способностей, наряду со спортивными ре­зультатами, должна занимать большое место в отборе и ориентации спортсменов на втором и третьем этапах многолетней тренировки. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные по­казатели тренированности и спортивных достижений, но и на темпы их прироста от одного тренировочного этапа к другому.

Перспективность юного спортсмена во многом связана с совершен­ством специализированных восприятий — комплексных психофизио­логических характеристик, к которым относятся чувство времени, чув­ство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды у пловцов, чувство света у лыжников, чувство льда у конькобежцев и т. п. Эти характеристики, как известно, отражают уровень восприятия, осознания воспроизведения двигательных действий.

На второй ступени многолетнего отбора увеличивается значение по­казателей, свидетельствующих о личностно психических качествах— психической надежности, мотивации, волевых качествах, целеустрем­ленности, стремления к лидерству и др. Известно, что спортсмены высо­кого класса отличаются настойчивостью, отсутствием мнительности, высокой переносимостью нагрузок. При оценке соответствия юного спортсмена требованиям, предъявляемым к спортсменам высокого классе, особое внимание следует обращать на уверенность в своих силах, устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочных занятий, способность и желание к спортивной борьбе, желание тренироваться и соревноваться с сильными партнерами и соперниками. Как и при первоначальном отборе, на второй ступени многолетнего отбора боль­шое внимание уделяется медицинскому контролю. Поскольку к этому времени уже произошел «отсев» детей, имеющих явные противопоказания к занятиям спортом, особое внимание уделяется выявлению скрытых заболеваний, в частности, очагов инфекции в организме. При их наличии в период проведения тренировочных занятий могут возникнуть обострения и различные осложнения со стороны внутрен­них органов. Важно выявить и специфические болезни, к которым в наибольшей степени склонны занимающиеся тем или иным видом спорта. Существенной стороной второй ступени спортивного отбора является всесторонний анализ предшествующей тренировки, определение того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготов­ленности. Ведь не является секретом, что многие юные спортсмены на втором этапе многолетней подготовки выполняют огромные объемы работы, часто участвуют в соревнованиях, широко применяют занятия с большими нагрузками, тренируются по 2 раза в день и по­этому достигают высоких для своего возраста результатов и показа­телей тренированности. Как правило, спортсмены, прошедшие такую подготовку, являются бесперспективными для дальнейшего совершен­ствования на третьем этапе многолетней подготовки. Предпочтение сле­дует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спортивных результатов за счет тренировки с малым и средним объемом работы, небольшой соревновательной практики, разносторонней технической подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: