Учет процесса тренировки и запись данных контроля осуществляются спортсменов в дневнике, а вами — в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе и затем постепенно переносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).
Контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:
А. Фиксация фактического выполнения индивидуальной программы по объему, интенсивности, планированию и другим частям тренировочного процесса.
Б. Ежедневное определение состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться, поведения и др. Осуществляется это путем опроса учеников и на основе данных самоконтроля спортсмена, а также ваших наблюдений за ходом тренировки и ее результативности, сопоставления уровней работоспособности в одном и том же упражнении ежедневно и в разные дни и т. д.
В. Измерение уровня компонентов подготовленности (силы, быстроты, выносливости, гибкости, меткости и многих других) путем контрольных упражнений, подобранных применительно к особенностям вида спорта. Это прежде всего выполнение соревновательного упражнения или части его, а также специальных упражнений. Показатели их очень конкретны и убедительны. Вот, например, результаты в контрольных упражнениях у толкателей ядра высшего класса: прыжок в длину с места — 3,40—3,50 м, тройной прыжок с места — 10,30—10,40 м, прыжок вверх с места — 95—110 см, взятие штанги на грудь — 180—190 кг, бросок ядра двумя руками назад через голову — 22—23 м, приседания со штангой — 240—280 кг 5 раз, жим штанги лежа — 230—240 кг.
Велико разнообразие контрольных упражнений, и с их помощью можно измерять уровни многих компонентов. Вместе с тем надо учитывать, что такие показатели большей частью свидетельствуют об уровне комплекса компонентов при ведущей роли основного среди них. Для более подробной характеристики состояния и подготовленности спортсмена, его физических, биомеханических, физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей необходимо применять самые разные методы, в том числе медицинские и научные.
В разделе «Педагогическое обследование» вы познакомились со многими средствами, методами и контрольными упражнениями, используемыми в спорте. Выберите для ваших учеников то, что считаете нужным, применительно к их спортивной специализации и индивидуальным особенностям.
Показатели уровня компонентов выражаются в различных цифрах и баллах. Оценка в баллах используется во всех случаях, когда невозможно выразить показатель в абсолютных значениях (уровень интеллектуальности, многие нравственные и психологические компоненты, совершенство координации движений и др.). Когда это возможно, используйте экспертную оценку.