Педагогический контроль и учет

Учет процесса тренировки и запись данных контроля осу­ществляются спортсменов в дневнике, а вами — в специаль­ном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе и затем постепенно пе­реносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).

Контроль за ходом подготовки спортсменов осуществля­ется в следующих направлениях:

А. Фиксация фактического выполнения индивидуальной программы по объему, интенсивности, планированию и дру­гим частям тренировочного процесса.

Б. Ежедневное определение состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановле­ния, настроения, желания тренироваться, поведения и др. Осуществляется это путем опроса учеников и на основе дан­ных самоконтроля спортсмена, а также ваших наблюдений за ходом тренировки и ее результативности, сопоставления уровней работоспособности в одном и том же упражнении ежедневно и в разные дни и т. д.

В. Измерение уровня компонентов подготовленности (силы, быстроты, выносливости, гибкости, меткости и многих других) путем контрольных упражнений, подобранных применительно к особенностям вида спорта. Это прежде все­го выполнение соревновательного упражнения или части его, а также специальных упражнений. Показатели их очень кон­кретны и убедительны. Вот, например, результаты в конт­рольных упражнениях у толкателей ядра высшего класса: прыжок в длину с места — 3,40—3,50 м, тройной прыжок с места — 10,30—10,40 м, прыжок вверх с места — 95—110 см, взятие штанги на грудь — 180—190 кг, бросок ядра двумя руками назад через голову — 22—23 м, приседания со штан­гой — 240—280 кг 5 раз, жим штанги лежа — 230—240 кг.

Велико разнообразие контрольных упражнений, и с их помощью можно измерять уровни многих компонентов. Вместе с тем надо учитывать, что такие показатели большей частью свидетельствуют об уровне комплекса компонентов при веду­щей роли основного среди них. Для более подробной характе­ристики состояния и подготовленности спортсмена, его физи­ческих, биомеханических, физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей необходимо применять самые разные методы, в том числе медицинские и научные.

В разделе «Педагогическое обследование» вы познакоми­лись со многими средствами, методами и контрольными уп­ражнениями, используемыми в спорте. Выберите для ваших учеников то, что считаете нужным, применительно к их спортивной специализации и индивидуальным особенностям.

Показатели уровня компонентов выражаются в различ­ных цифрах и баллах. Оценка в баллах используется во всех случаях, когда невозможно выразить показатель в абсолют­ных значениях (уровень интеллектуальности, многие нрав­ственные и психологические компоненты, совершенство координации движений и др.). Когда это возможно, исполь­зуйте экспертную оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: