Нарушение мышления

Поражение левой теменно-затылочной области вызывает грубый распад пространственных синтезов, проявляющихся как в непосредственномнаглядном поведении, так и в символической форме. В результате такого нарушения становятся недоступными как логико-грамматические, так и числовые операции. Понимание общего смысла задач нередко остается сохранным. Люди, имеющие патологию левой теменно-затылочной области, как правило, не теряют конечного вопроса задачи и активно пытаются ее решить. Однако выполнение арифметических действий у таких больных невозможно вследствие первичной акалькулии.

Акалькулия (от греч. "a" — отрицание и лат. calculatio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операций. Впервые этот синдром описал Ф.Хеншен. Акалькулия возникает при поражении различных областей коры головного мозга. Первичная форма акалькулии возникает при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и проявляется в нарушении понимания разрядного строения числа (так, например, числа 71 и 17 воспринимаются больными как одинаковые), в нарушении понимания значений арифметических знаков, в трудностях счета при переходе через десяток и т. д. В основе этой формы акалькулии лежит нарушение анализа и синтеза пространственных отношений.

Вторичные формы акалькулии возникают при поражении височных, затылочных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении височных отделов коры левого полушария акалькулия наблюдается при синдроме афазических расстройств (сенсорной, акустико-мнестической афазии) в виде затруднений в устном счете. В основе этой формы акалькулии лежат дефекты акустического восприятия цифр. При поражении затылочных отделов мозга (левого полушария) вторичная акалькулия акалькулии связана с дефектами зрительного восприятия символов, с трудностями различения цифр, особенно сходных по написанию. Разрядное строения числа у таких больных остается сохранным. При поражении префронтальных отделов коры головного мозга акалькулия возникает из-за нарушений целенаправленной избирательной интеллектуальной деятельности и проявляется в дефектах планирования счетных операций и деятельности в целом, в случайно возникающих ассоциациях, в отсутствии контроля за выполнением счетных операций.

Для них характерны также трудности понимания определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и «квазипространственные» отношения. Такие люди испытывают проблемы в тех операциях, для решения которых необходимо выделение наглядных признаков и их пространственных отношений, что наиболее ярко проявляется в пробах на конструктивный праксис (кубики Кооса).

Просто про акалькулию может пригодится к чему-либо

АКАЛЬКУЛИЯ (от греч.α - отрицательная частица и лат. calculus - счёт) - нарушение процесса счёта, возникающее при различных поражениях коры головного мозга. В одних случаях А. проявляется в нарушении понятия числа, в других - выражается в том, что больной, сохраняя понятие о числах десятичной системы, оказывается не в состоянии совершать счётные операции, оперировать разрядно построенными числами, производить операции сложения, вычитания и особенно умножения и деления. В значительном большинстве случаев А. связана с расстройствами речи (см. Афазия), однако иногда А. - своеобразное нарушение, протекающее без речевых дефектов. Различают ряд форм А.: 1) Первичная А., чаще всего появляющаяся при поражениях или недоразвитии теменно-затылочных отделов коры левого полушария головного мозга. В основе этой формы А. лежит нарушение пространственной ориентации, необходимой для счёта, и дефект той системы связей, к-рая необходима для оперирования числовыми значениями. В результате этих нарушений больной оказывается не в состоянии дать полноценный анализ разрядного строения числа, не может показать, какие элементы в многозначном числе выражают сотни, десятки, единицы (поэтому он пишет диктуемое ему число "107" как "100 7"), не может производить вычисление в уме или на бумаге и т. п. 2) А., при к-рой счётные операции нарушаются вследствие невозможности удерживать слуховые следы слов, обозначающих числа, и дефектов речевого мышления; наступает в результате афазии (особенно сенсорной). 3) А. как результат нарушения целенаправленной деятельности; возникает при поражении лобных долей мозга, является следствием патологич. инертности нервных процессов и нарушения контроля за протеканием интеллектуальных операций. В этих случаях больной не может совершать сколько-нибудь сложных арифметич. операций в уме, заменяет их импульсивными, неконтролируемыми ответами или повторяет одно и то же решение арифметич. примера, не исправляя допускаемых ошибок.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: