Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность

Меняется поведение (приобретает «вектор»): Поисковое → направленное

Мотив – это то, ради чего совершается действие.

Мотив – это опредмеченная потребность.

Виды мотивов:

Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Например, человек может работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворять и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

• 1 класс: осознаваемые мотивы

- мотивы-цели (жизненные цели);

- интересы (мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности). С.Л. Рубинштейн отмечал, что: – Когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Потребность выражается в желании обладать предметом, интерес – в желании ознакомиться с ним. Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек.

- идеалы (Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральное представление о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение… Вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Идеал человека – это и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития). (С.Л. Рубинштейн).

• 2 класс: неосознаваемые мотивы (не означает, что никак не представлены в сознании) – представлены в сознании как эмоции и личностные смыслы.

- эмоции возникают по поводу событий, которые связаны с мотивом. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотив. В теории деятельности эмоции это отражение результата деятельности к ее мотиву.

- личностные смыслы это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива (дисциплина в группе начинает задевать, если вас назначают старостой).

Важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив, мотивы-стимулы порождают только эмоции, но не смыслы (Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект начинает переживаться как субъективно важный: география, если собираемся в путешествие, человек, если мы влюбились).

Существуют и другие классификации мотивов (Рис.8.4)

Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов, когда требуется сделать выбор: материальная выгода – или интересы дела, самосохранение – или честь, короче говоря, «Париж – или месса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: