Эмоциональная саморегуляция

Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.

Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе – все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.

Сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные это или отрицательные эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы: различные техники нервно – мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (АТ), медитацию, йогу и др.

Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально яркой, оптимально использовать энергию эмоций для достижения своих целей.

Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависимости от развития волевых качеств, трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних – чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других – чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Контрольные вопросы

1. Что отличает восприятие от ощущений?

2. Приведите примеры целостности, осмысленности, константности и избирательности восприятия учебного материала по одной из специальных дисциплин вашего учебного плана.

3. Какие факторы влияют на характер восприятия?

4. Какие процессы включены в структуру памяти?

5. Как связана память с другими познавательными и регулятивными процессами психики?

6. Покажите на конкретных примерах активное участие мыслительных операций в учебном процессе.

7. Для представителей каких профессий наглядно-образный тип мышления является наиболее важным? Какой тип мышления важен в вашей будущей профессии?

8. Чем визуальное мышление отличается от вербального?

9. Приведите примеры (из жизни, биографических и художественных произведений) поступков, в которых ярко проявляются волевые усилия человека.

10. Дайте характеристику основным волевым качествам личности.

11. Что такое воображение? Чем отличается воссоздающее воображение, от творческого?

12. Приведите примеры из жизни, которые нельзя объяснить в рамках мотивационной теории биологических побуждений.

13. Какое определение понятию «мотив» дается в психологической теории деятельности?

14. Какие существуют виды потребностей и мотивов?

15. В чем сходство и различие между чувствами и эмоциями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: