Особенности продвижения предприятий на виртуальный рынок

Очевидно, что предприятия могут быть одновременно покупателями/потребителями и продавцами/производителями товаров или ресурсов. Розничный сектор электронной коммерции часто называется электронной торговлей или сектором "бизнес-клиент" (англ. business-to-customer, B2C).

Связав свои бизнес-приложения с единой информационной средой Интернет, любое предприятие сразу же получает возможность работы со всеми Интернет-агентами независимо от их числа. Для организации такой деятельности предприятию необходимо наличие четырех составляющих:

  • собственная информационная система (система управления производством, система складского учета, бухгалтерия и т.д.);
  • система взаимосвязи бизнес-процессов и Интернет-технологий (шлюз);
  • виртуальная торговая площадка (Интернет-магазин), которая может быть создана, куплена или арендована;
  • система взаимодействия с финансовыми организациями (платежная система).

Однако отношения между предприятиями большей частью находятся в том секторе электронной коммерции, который называется "бизнес-бизнес" (англ. business-to-business, B2B). Следует подчеркнуть, что некоторая система электронной коммерции будет относиться к классу B2B не потому, что в ней взаимодействуют две организации, а потому, как они взаимодействуют.

Среди главных признаков систем класса B2B можно назвать следующие:

  • наличие автоматического шлюза в Интернет из системы управления, поддерживающей бизнес-процесс на предприятии;
  • интегрированность ввода-вывода данных в информационную систему предприятия;
  • наличие единого стандарта передаваемых сообщений;
  • равноправность предприятий-участников.

В зависимости от идеологии предприятия оно может вести хозяйственную деятельность как в сфере B2C (если у предприятия есть ориентация на прямые продажи потребителям), так и в сфере B2B, если предполагается прямое взаимодействие между бизнес-процессами в разных организациях, то есть взаимодействие, организованное по транзакционной схеме в режиме реального времени. Наибольшие ожидания в сфере электронной коммерции связаны именно с сектором B2B.

Технологии электронной коммерции являются логическим развитием автоматизации деловой инфраструктуры предприятий. Если основные управленческие практики двух (или более) предприятий автоматизированы, то для создания между ними единого информационного пространства достаточно "сцепить" потоки данных. Подобная технология электронного ведения бизнеса существовала и до распространения Интернет. Однако появление мировой сети, на создание которой предприятие не потратило своих средств, дает процессу горизонтальной интеграции новый стимул, радикально снижая стоимость соответствующих решений. Принципиальным отличием создания единого информационно-экономического пространства предприятия в среде Интернет является то, что эта задача становится доступной не только крупным корпорациям, но и среднему и малому бизнесу.

При этом существуют возможности постепенной интеграции хозяйственной деятельности предприятий и организаций в электронную среду Интернет. Соответственно возникают дифференцированные материальные, технические и людские затраты. Для подготовки более осознанного процесса интеграции предприятия в сеть Интернет можно порекомендовать план действий, представленный в табл. 2.3.

После того, как принципиальное решение принято, необходимо определиться с конечной и промежуточными целями продвижения на рынке электронной коммерции.

Конкретная схема интеграции бизнес-процессов предприятия в сеть Интернет позволяет использовать различные технологии. Все основные Интернет-технологии могут быть разделены на две группы в зависимости от того, какую роль в их реализации играет временной фактор. Первую группу составляют так называемые оффлайновые технологии (англ. offline), которые допускают существенную асинхронность при обмене сообщениями. Вторую – онлайновые технологии (англ. online), требующие синхронных коммуникаций в режиме реального времени. Безусловно, онлайновые технологии являются более перспективными, но требуют и больших затрат.

Степень интеграции предприятия в среду Интернет определяет различные модели (таб. 2.4) и формы ведения бизнеса в Интернет. В зависимости от того, какие бизнес-процессы реализуются в информационной среде, различают:

  • информационно-имиджевый сайт;
  • рекламный сайт;
  • торговый сайт;
  • транзакционный сайт;
  • межкорпоративный сайт.

Вопрос интеграции бизнес-процессов предприятия и системы электронной коммерции является ключевым для достижения реальной эффективности всей системы в целом, даже если перед предприятием стоит задача развития только до уровня Интернет-магазина.

Полноценную систему электронной торговли отличает круглосуточное функционирование и ведение всего комплекса торгово-учетных операций в автоматическом режиме. Один из принципов работы такой системы будет рассмотрен далее.

Таблица 2.3.

Мероприятия по подготовке решений о выходе

предприятия на виртуальный рынок.

Описание Затраты Задачи управления
Этап 1. Пробное подключение
Выбирается один сотрудник, осведомленный в компьютерных технологиях, которому поручается работа в Интернет. В результате компания получает представление о потенциальных возможностях использования Интернет в своей деятельности зарплата сотрудника; оплата доступа к Интернет; персональный компьютер; сетевое подключение Необходимо корректировать действия сотрудника
Этап 2. Подключение управления
Локальная сеть управленческого персонала подключается к Интернет. Использование Интернет становится нормой. зарплата сервисному персоналу; дополнительное аппаратное и программное сетевое обеспечение; маршрутизатор (роутер) Разработка внутрикорпоративной инструкции по использованию Интернет. Разделение приоритетов пользователей. Усиление внимания безопасности.
Этап 3. Создание сервера
Разработка и реализация концепции выхода предприятия на сетевой рынок. Интернет используется в полном объеме. Возможность торговли собственными знаниями, умениями, доступом в Интернет зарплата высокопрофессиональному персоналу, обслуживающему сервер; услуги веб-студии(й); покупка или аренда сервера Системы архивирования и контроля данных, обеспечения надежности и безопасности. Создание развитой бухгалтерской службы
Этап 4. Создание корпоративной информационной среды
Объединение предприятий, связанных производственными или коммерческими интересами, в корпоративную сеть распределяются между партнерами в зависимости от степени их готовности Создание новой управленческой структуры

Взаимодействие системы с покупателем осуществляется следующим образом:

1. Первоначально покупатель попадает к витрине, которая может быть оформлена любыми средствами веб-дизайна. Она может располагаться вне магазина и представлять собой часть информационного сайта компании. Очень часто на витрине размещают предложения по новым товарам и товарам повышенного спроса.

2. Затем покупатель может ознакомиться с полным каталогом товаров и услуг, который допускает любую степень вложенности с любой иерархией. Кроме краткого описания товара (услуги), покупателю может быть предложено полное описание, содержащее изображение, аудио и видео информацию и т.п. Можно неограниченно расширять описание товара, добавляя дополнительные атрибуты.

3. Покупатель набирает товар в "виртуальную корзину", которую в любой момент может просмотреть. Более того, зарегистрированный покупатель может посмотреть все набранные им когда-либо корзины. Это позволяет создавать стандартные корзины покупателей.

4. Далее покупатель может либо зарегистрироваться, либо оформить разовую покупку. Зарегистрированный покупатель может просмотреть выписанные ему счета, оформленные заказы и следить за ходом выполнения заказа.

5. Далее происходит выбор метода доставки товаров. Как правило, используется несколько схем доставки в зависимости от местонахождения покупателя;

6. Следующий шаг - выбор способа оплаты.

7. После подтверждения покупателем его выбора производится платежная транзакция или оформляется счет для оплаты. Дальнейшие действия по доставке товара происходят вне Интернет-магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: