РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Деловые коммуникации»
для ООП «38.03.04 – Государственное муниципальное управление»
по циклу Б3 – Профессиональный цикл
Б – Базовая (общепрофессиональная часть)
Очная форма обучения Курс – 1 Семестр – 2 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 20 практические занятия – 24 лабораторные занятия – 0 самостоятельная работа – 64 Зачет – 2 семестр | Заочная форма обучения Курс – 1 Семестр – 2 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 4 практические занятия – 6 лабораторные занятия – 0 самостоятельная работа – 98 Зачет – 3 семестр |
Екатеринбург 2014
Рабочая учебная программа по дисциплине “Деловые коммуникации”
ФГБОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”
Екатеринбург, 2014. – 33 с.
Составитель: Крылова С.Г., канд. психол. н., доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ
|
|
прот. № 1 от 11 сентября 2014 г. Зав. кафедрой_______Максимова Л.А.
Директор Института психологии _________________ /Л.А. Максимова/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Наименование дисциплины (модуля) Деловые коммуникации
1.2. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование у студентов коммуникативной компетентности как одного из профессионально важных качеств государственного служащего.
Задачи дисциплины:
1) изучение основных направлений в исследовании коммуникации;
2) изучение семантики невербальной коммуникации;
3) изучение закономерностей возникновения и преодоления коммуникативных барьеров;
4) анализ специфики коммуникации в деловой сфере;
5) формирование у студентов навыков эффективного делового общения, публичных выступлений, переговоров, проведения совещаний;
6) формирование у студентов коммуникативных навыков и умений в области предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при взаимодействии органов государственной власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации;
7) формирование у студентов системы ценностей гражданского демократического общества как основы профессиональной позиции государственного служащего.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина “Деловые коммуникации” относится базовой (общепрофессиональной части) профессионального цикла.
Для изучения дисциплины необходимы знания по дисциплинам “Введение в специальность”, “Информационные технологии в управлении” и умения использовать различные источники информации, включая ресурсы Интернет, для решения коммуникативных задач.
|
|
Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин, как “Этика государственной и муниципальной службы”, “Социальная психология”, “Основы управления персоналом”.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общепрофессиональной компетенции:
способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
профессиональной компетенции:
коммуникативная деятельность:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
Уметь:
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
анализировать коммуникационные процессы в организации и вырабатывать предложения по повышению их эффективности;
логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
Владеть:
навыками деловых коммуникаций.
навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. В основе программы — результаты теоретических и прикладных исследований в области психологии общения и теории коммуникации.
Формы и приемы преподавания направлены на создание условий для творческой работы студентов и проявление личностных качеств, необходимых для профессиональной работы.
Преподавание дисциплины реализуется в форме лекционных (20 часов) и практических (24 часа) занятий. В программе предусмотрено значительное количество занятий в интерактивной форме (деловых и ролевых игр, тренинговых упражнений), моделирующих реальные ситуации коммуникации в деловой сфере. Это позволяет создать условия для практического применения полученных теоретических знаний и выработки необходимых коммуникативных навыков и умений.
Изучение программы курса завершается зачетом.
1.6. Особенности реализации дисциплины
Дисциплина «Деловые коммунрикации» реализуется на русском языке.
2. Учебно-тематическое планирование
2а. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самост. работа | |||
Всего | Лекционные | Практические | Лабораторные | ||||
Коммуникация: основные понятия | |||||||
1.1 | Коммуникация в структуре общения | ||||||
1.2 | Основные подходы к исследованию коммуникации | ||||||
Знаковые системы вербальной и невербальной коммуникации | |||||||
2.1 | Условия успешной коммуникации | ||||||
2.2 | Семантика невербальной коммуникации | ||||||
Коммуникативные барьеры | |||||||
3.1 | Виды коммуникативных барьеров | ||||||
3.2 | Способы преодоления коммуникативных барьеров | ||||||
Коммуникация в конфликте | |||||||
4.1 | Причины возникновения коммуникативных конфликтов | ||||||
4.2 | Искусство критики | ||||||
Деловая коммуникация: организационный аспект | |||||||
5.1 | Коммуникация в системе управления | ||||||
5.2 | Деловые совещания | ||||||
5.3 | Деловая беседа | ||||||
5.4 | Общение по телефону | ||||||
5.5 | Переговорная коммуникация | ||||||
Практические навыки деловой коммуникации | |||||||
6.1 | Умение слушать и задавать вопросы | ||||||
6.2 | Техники короткого разговора | ||||||
6.3 | Публичное выступление: приемы убеждающей коммуникации | ||||||
6.4 | Международная коммуникация | ||||||
Итого |
2б. Учебно-тематический план заочной формы обучения
|
|
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самост. работа | |||
Всего | Лекционные | Практические | Лабораторные | ||||
Коммуникация: основные понятия | |||||||
1.1 | Коммуникация в структуре общения | ||||||
1.2 | Основные подходы к исследованию коммуникации | ||||||
Знаковые системы вербальной и невербальной коммуникации | |||||||
2.1 | Условия успешной коммуникации | ||||||
2.2 | Семантика невербальной коммуникации | ||||||
Коммуникативные барьеры | |||||||
3.1 | Виды коммуникативных барьеров | ||||||
3.2 | Способы преодоления коммуникативных барьеров | ||||||
Коммуникация в конфликте | |||||||
4.1 | Причины возникновения коммуникативных конфликтов | ||||||
4.2 | Искусство критики | ||||||
Деловая коммуникация: организационный аспект | |||||||
5.1 | Коммуникация в системе управления | ||||||
5.2 | Деловые совещания | ||||||
5.3 | Деловая беседа | ||||||
5.4 | Общение по телефону | ||||||
5.5 | Переговорная коммуникация | ||||||
Практические навыки деловой коммуникации | |||||||
6.1 | Умение слушать и задавать вопросы | ||||||
6.2 | Техники короткого разговора | ||||||
6.3 | Публичное выступление: приемы убеждающей коммуникации | ||||||
6.4 | Международная коммуникация | ||||||
Итого |
|
|