Преодоление избегания. Внешние и внутренние факторы привлечения внимания. Приемы управления и поддержания внимания: завлечение, контакт глаз, изоляция, навязывание ритма, акцентировка.
Преодоление непонимания. Фонетические характеристики коммуникации. Понятие тезауруса. Приемы структурирования информации: правило рамки и правило цепи. Восходящий и нисходящий способы аргументации как средство преодоления логического барьера. Односторонняя и двусторонняя аргументация и их сравнительная эффективность.
Тема 4. Коммуникация в конфликте
Причины возникновения коммуникативных конфликтов
Ситуативные позиции в конфликте. Анализ коммуникативных конфликтов в транзактном анализе (Э.Берн). Вербальные и невербальные проявления позиций Родителя, Взрослого, Ребенка. Неравные и пересекающиеся транзакции и их роль в возникновении конфликтов.
Структура Я-высказывания. Перефразирующее резюме. Основные формы дифференцирования: конкретизация; абстрагирование; конфронтация.
|
|
Искусство критики
Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Виды критических замечаний. Мотивы конструктивной и деструктивной критики.
Сравнительный анализ возможностей использования различных форм критики.
Тема 5. Деловая коммуникация: организационный аспект
Коммуникация в системе управления
Специфические характеристики деловой коммуникации. Виды внутриорганизационных коммуникаций. Функции нисходящих коммуникаций. Факторы, снижающие эффективность нисходящих коммуникаций.
Трудности в осуществлении восходящих коммуникаций. Меры по созданию системы восходящей коммуникации.
Функции горизонтальных коммуникаций. Концепция коммуникационного мостика (А. Файоль).
Виды коммуникационных сетей в организации: формальные - неформальные, централизованные - децентрализованные.
Деловые совещания
Деловое совещание как форма деловой коммуникации. Цели делового совещания.
Этапы подготовки совещания. Виды совещаний.
Технология подготовки совещания. Проведение совещания. Контроль за выполнением решений совещания.