(Operational Guidelines..., 1999)
Критерии ценности природного и культурного наследия, установленные ЮНЕСКО для объектов Всемирного наследия | Критерии ценности культурного ландшафта — авторская интерпретация |
Критерии ценности культурного наследия | Критерии ценности культурного ландшафта как объекта культурного наследия |
1. Представляет собой шедевр творчества | 1. Представляет шедевр совместного творчества человека и природы |
2. Демонстрирует смену человеческих ценностей, которая в определённое время или в определённом культурном ареале отразилась на развитии архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна | 2. Демонстрирует исключительные примеры отражения в ландшафте важных культурных процессов и взаимодействий, сопровождавшихся изменением культурных представлений, присущих конкретному историческому времени или культурному ареалу |
3. Содержит уникальное или выдающееся свидетельство культурной традиции или цивилизации, существующих либо исчезнувших | 3. Содержит уникальные или выдающиеся примеры освоения ландшафта или наполнения его символикой, свидетельствующие о формировавших ландшафт культурах |
4. Является выдающимся примером типа сооружений, архитектурного либо технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют собою важные этапы человеческой истории | 4. Представляет исключительную ценность для иллюстрации важных исторических событий |
5. Является выдающимся примером традиционного поселения или формы землепользования, которые представляют определённую культуру, особенно когда она стала уязвимой под влиянием необратимых изменений | 5. Является выдающимся примером традиционных и наиболее характерных для культуры способов освоения пространства, в особенности в отношении реликтовых культур и других потенциально уязвимых культур |
6. Непосредственно или опосредованно ассоциируется с событиями или сохранившимися традициями, с идеями или поверьями (верованиями), с художественными или литературными работами, имеющими исключительную универсальную значимость | 6. Обладает особой ассоциативной ценностью (мемориальной, сакральной, художественной и др.), носителем которой являются как историко-культурные, так и природные объекты и их природно-культурные комплексы |
Культурный ландшафт как объект наследия
|
|
Продолжение таблицы
Критерии ценности природного наследия | Критерии ценности культурного ландшафта как объекта природного наследия |
1. Представляет выдающиеся примеры, иллюстрирующие важнейшие этапы истории Земли, включая следы различных форм жизни, примечательные геологические процессы формообразования земной поверхности, или примечательные геоморфологические и физиографические черты | 1. Представляет выдающиеся примеры сопряжённой (взаимообусловленной) эволюции ландшафта и человеческого общества, отражающие этапы истории освоения Земли, включая особо примечательные географические и социокультурные процессы |
2. Представляет исключительные примеры для иллюстрации важнейших экологических и биологических процессов эволюции и развития наземных, пресноводных, береговых и морских экосистем и сообществ живых организмов | 2. Представляет выдающийся пример взаимодействия социокультурных и природных процессов, определивших развитие ландшафта, его природных и культурных подсистем |
3. Включает выдающиеся природные феномены или территории исключительной природной красоты и эстетической ценности | 3. Представляет выдающийся целенаправленно сформированный ландшафтный феномен исключительной красоты и эстетического достоинства |
4. Включает наиболее важные и значимые природные местообитания для сохранения in-situ биоразнообразия, включая местообитания угрожаемых видов выдающейся универсальной ценности с точки зрения науки или охраны природы | 4. Включает ключевые местонахождения ценных культурных и связанных с ними природных феноменов, важные для сохранения разнообразия культурного ландшафта, включая сохранение находящихся под угрозой исчезновения проявлений культуры |
Обобщённая система критериев ценности природного
и культурного наследия, включая
культурные ландшафты
|
|
1. Общественное признание объекта шедевром творения — творческого гения человека, творческих сил природы или, для культурного ландшафта, — сотворчества человека и природы, приумножающего или преобразующего красоту, разнообразие, продуктивность и комфортность ландшафта. В системе критериев ЮНЕСКО по культурному наследию выделяются шедевры творчества (1-й критерий), а по природному наследию — феномены исключительной красоты и эстетической ценности (3-й критерий). Эти критерии могут рассматриваться как близкие аналоги, поскольку красота природы свидетельствует о её принадлежности к шедеврам творения, в свою очередь шедевры человеческие воспринимаются через красоту, включая творения инженерного или технического гения, которые восхищают человечество красотой мысли.
Методология изучения культурных ландшафтов
2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, наблюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных либо культурных комплексов и их компонентов. В системе критериев ЮНЕСКО этот параметр учитывается как по отношению к культурному (критерий 2), так и природному наследию (критерии 1, 2). В культурном ландшафте особую ценность могут представлять пространственно-функциональные ряды, позволяющие проследить направленную эволюцию геосистем от естественного природного доокультуренного состояния, проследить особенности приспособления создаваемых архитектурных и инженерных сооружений и форм природопользования к природным условиям, а природных биоценозов — к направленному антропогенному воздействию.
3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полнота представленности) природного либо культурного процесса, объекта или явления в отношении эволюции Земли и её регионов, развития национальных и мировой культур. В системе критериев ЮНЕСКО этот показатель непосредственно учитывается при оценке культурного наследия, а именно: культурной традиции, технологии, типа застройки, форм землепользования (критерий 5). В отношении к природному наследию он учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли (критерий 1) и важных экологических или биологических процессов (критерий 2). Целесообразно использование этого критерия как самостоятельного применительно к любым формам наследия, включая природные процессы, биоценозы, формы рельефа и т. п., тем более что он фигурирует в большинстве авторских источников по оценке природных территорий для целей их охраны. Для культурного ландшафта критерий может применяться в отношении к его пространственной организации, компонентному составу, технологиям (способам) освоения территории.
|
|
4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определённый этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий фигурирует при оценке и культурного наследия (критерий 4), и природного (критерий 1). Критерий в полной мере применим к культурному ландшафту, в определении которого содержится указание на его способность «запечатлевать» исторические события, фиксировать их в своем компонентном составе или структуре.
5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое значение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения. В системе критериев ЮНЕСКО данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие (критерий 4), хотя актуальность его для других составляющих природного и культурного наследия нисколько не меньше. Для культурного ландшафта этот критерий особенно значим, так как последний зачастую представляет собой уникальные «места обитания» какой-либо культурной традиции или является средоточием различных типов культуры.
6. Таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определённого типа или класса объектов. Она может быть обусловлена изменением
|
|
Культурный ландшафт как объект наследия
или нарушением условий окружающей среды вплоть до уничтожения местообитаний, либо присущей объекту уязвимостью (стенобионтность, узкие пределы толерантности, низкая резистентность, иные проявления эволюционной неприспособленности, социокультурный консерватизм и пр.), либо разрушающим действием времени (археологические памятники). К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликтовые культурные ландшафты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность. В документах ЮНЕСКО данный критерий однозначно выделяется как самостоятельный только для культурного наследия (3-й критерий). В применении к природному наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия «выдающийся», «превосходный», «исключительный», «универсальный» что содержит указание на редкость явления. Целесообразно выделять этот показатель как самостоятельный для природного и культурного наследия, тем более что он включен в подавляющее большинство авторских источников, где уделяется внимание этой теме.
7. Ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий используется для оценки только объектов культурного наследия (критерий 4) и только в качестве дополнения к другим критериям. Однако необходимо подчеркнуть важность этого показателя, так как в предложенной ЮНЕСКО типологии культурных ландшафтов выделяются ассоциативные ландшафты как претенденты во Всемирное наследие. Ассоциативные ценности в ряде случаев формируют «духовный пласт» ландшафта, причём источником ассоциации и носителем культурной ценности могут быть природные образования (например, «святые» рощи и источники).
Гармонизация оценочных критериев через их объединение — далеко не однозначный вопрос для экспертов ЮНЕСКО. Если такой международный консультативный орган как МСОП полностью поддерживает и даже инициирует идею объединения, то не менее весомая международная инстанция — ICCROM в лице Jukka Jukilehto — считает различия между природными и культурными ценностями достаточно чёткими и раздельный подход к оценке природного и культурного наследия обоснованным, несмотря на некоторые допущения в отношении культурного ландшафта (Jukilehto, 1998). Того же мнения придерживались на встрече в Амстердаме эксперты Индии и Японии (World Heritage Global Strategy…, 1998). Однако в чисто методических целях, давая пояснения к применению критерия аутентичности, J. Jukilehto объединяет вариантные критерии ценности культурного наследия в три группы: дары творчества / creative genius (соотносится с критерием i); свидетельства и репрезентативные примеры / testimony or representative examples of heritage (соотносится с критериями iii, iv, v); ассоциации с ценностями или идеями / association with values or ideas (соотносится с критериями ii, vi).
Система вариантных критериев фиксирует предметную ценность участка. От этого в значительной степени зависит стратегия будущих действий, поскольку они должны быть ориентированы прежде всего на сохранение этих
Методология изучения культурных ландшафтов
ценностей. Если набор критериев не отражает реальной системы ценностей, то едва ли возможно аргументировать предложения по включению новых объектов в Список Всемирного наследия, а также выработать эффективную стратегию сохранения и развития культурного ландшафта.
Применение оценочных критериев для целей
создания особо охраняемых территорий
Основной формой сохранения недвижимого материального наследия является создание особо охраняемых территорий. Обоснованию особой ценности территорий, обладающих некоторыми социально значимыми качествами и нуждающихся в государственной охране, посвящено немало исследовательских работ — как отечественных, так и зарубежных. Территориальные формы охраны наследия получили наиболее широкое распространение в практике охраны природы. В то же время за многие годы в природоохранной сфере сложилась своя система оценочных критериев, которая заслуживает особого рассмотрения, поскольку служит основой для построения иных прикладных оценочных систем, в частности—системы оценки объектов Всемирного наследия. Особо охраняемые природные территории должны быть сопоставимы между собой по определённым обобщающим показателям. Тогда можно было бы судить о роли каждой из них в их совокупной сети, а также о целесообразности расширения этой сети.
В большинстве случаев оценка основывается на трёх базовых показателях: уникальность—разнообразие — репрезентативность, иногда к ним добавляются характеристики сохранности (целостности), аттрактивности (если предусматриваются рекреационные функции), ресурсного потенциала и эдификаторной способности (то есть способности влиять на экологическую или социальную обстановку). Ценность как степень соответствия природного комплекса или объекта всей совокупности перечисленных параметров определяет способность территории выполнять определённые общественно значимые функции. Практически все исследователи, занимающиеся выявлением ценных природных территорий, обязательно используют первые три критерия, а прочие (которых может насчитываться до 25-30) — в зависимости от целевых установок (анализ около двух десятков авторских источников по данному вопросу приводится в диссертации М. Е. Кулешовой «Формирование систем охраняемых природных территорий в составе комплексного территориального проектирования», 1989). В ряду прочих критериев дополнительно могут быть названы:
♦ целостность территории (популяционная, экосистемная, ландшафтная, историко-культурная);
♦ автономность;
♦ типичность;
♦ благоприятность (комфортность) условий обитания (проживания);
♦ устойчивость либо, напротив, уязвимость;
♦ вероятность конфликтных ситуаций;
♦ площадь и конфигурация территории;
♦ положение относительно природных, административных, геокультурных границ;
Культурный ландшафт как объект наследия
♦ возраст геосистем или историко-культурных комплексов;
♦ доступность территории;
♦ дидактическое, эстетическое, научное значение;
♦ возможность охраны и управления;
♦ наличие аналогов и дублёров;
♦ вероятность катастроф и эпидемий;
♦ возможность внедрения нежелательных видов биоты или культурных инноваций;
♦ наличие геосистемных и культурных связей с другими ценными территориями;
♦ степень инсуляризации (изоляции местообитаний);
♦ соотношение видов с R- и К-стратегией (то есть с высокой репродуктивной энергией и с высокими адаптивными возможностями);
♦ минимальная площадь сохранения заданного разнообразия;
♦ минимально необходимые размеры популяции;
♦ эндемизм биоты либо социокультурных явлений.
Многие из названных критериев требуют теоретических и детальных полевых исследований и не могут в настоящее время в полной мере быть использованы для прикладных целей. Следовательно, необходимо ограничить их число таким образом, чтобы были учтены наиболее существенные из них. Если проанализировать вышеприведённый перечень оценочных критериев, то можно заметить, что, хотя все они считаются критериями ценности, по существу состоят из двух разнокачественных групп: критериев информационной ценности (то есть ценности наследия) и критериев уязвимости. Это очень важно с методологической точки зрения, так как наиболее уязвимые природные и историко-культурные комплексы, при условии их высокой информационной ценности, требуют первоочередных мероприятий по их сохранению, но если критерии уязвимости использовать без их разделения с критериями ценности, то общая оценка объекта, комплекса или ландшафта получится заниженной. Некоторые исследователи уделяют особое внимание именно факторам уязвимости (Злотин, Тишков, 1988), к которым относят:
♦ экстремальность условий внешней среды, определяемую дефицитом ведущих экологических факторов или положением на границе ареала;
♦ наличие реликтовых и эндемичных объектов живой природы;
♦ подверженность негативному антропогенному воздействию;
♦ преимущественную зависимость от внешних, а не от внутренних эко-системных связей;
♦ приуроченность к экотонам;
♦ островное положение;
♦ небольшие размеры территории;
♦ отдельные структурные нарушения в популяциях и сообществах.
Для культурных ландшафтов особое значение могут иметь такие факторы, как уязвимость традиционной культуры и производимых ею материальных и духовных ценностей при критически малом числе носителей такой культуры (что особенно важно в местах расселения коренных малочисленных народов, субэтносов и локализованных анклавов старожильческого населения), сокра-
Методология изучения культурных ландшафтов
щении площади угодий традиционного природопользования при развитии горнодобывающих отраслей, хрупкости материалов, используемых для создания традиционных конструкций и сооружений, и пр.
При рассмотрении относительный значимости критериев уязвимости приоритет следует отдать, по-видимому, режиму использования территории, так как он во многом контролирует зависимость уязвимости от других критериев оценки. После режима использования к наиболее существенным следует отнести критерии экологической хрупкости — нарушенность, экстремальность условий среды, степень автономности и функциональной целостности, а также размеры территории — они определяют устойчивость объектов охраны к негативному антропогенному воздействию.
Работа с авторскими источниками показывает, что наибольшее внимание российские исследователи уделяли критериям оценки и отбора природных территорий, подлежащих особой государственной охране, в 1980-х годах, а зарубежные авторы — в 1970-х — начале 1980-х годов. Более поздние работы только интерпретируют, подтверждают, обобщают результаты предшествовавших публикаций. Единственным исключением могут служить работы В. Е. Борейко, в которых автор особо выделяет духовно-этические ценности дикой природы, в числе которых — самоценность (абсолютная, имманентная ценность) природы вне какой-либо полезности для человека. Отметим здесь, что самоценность может рассматриваться как философская категория, но как оценочный показатель вряд ли применима, поскольку исключается субъект оценки — общественный интерес. В то же время роль этических аспектов в процедурах отбора природных ценностей, действительно, остаётся без должного внимания. Возможно, это объясняется сложностью какой-либо количественной интерпретации этических показателей и традиционным преобладанием прагматических мотиваций в охране природного наследия. В отношении к культурному наследию этические аспекты ценности всегда более выражены и могут быть учтены в составе исторической ценности, а также мемориального значения объекта или территориального комплекса.
Триада «уникальность—разнообразие—репрезентативность» в основном определяет информационные функции территорий, видоспецифичные для всех особо охраняемых природных территорий. Для выдающихся историко-культурных территорий может действовать аналогичная система критериев (Кулешова и др., 1994). Однако специфика историко-культурных объектов потребует рассмотреть в их ряду также степень аутентичности (исторической достоверности, подлинности), которая служит аналогом критерия сохранности (целостности) при оценке природных феноменов. Исходя из того, что редкие, в том числе уникальные, объекты природы или культуры ограничены в распространении или не имеют аналогов, а территории репрезентативные и разнообразные в природном и культурном отношениях могут иметь некоторое число аналогов, логично критерий уникальности считать наиболее важным. Свойства репрезентативности и разнообразия могут быть приняты за равнозначные, во всяком случае аргументировать приоритетность какого-либо из них затруднительно.
Рассмотрим более подробно содержание основных критериев информационной ценности живой природы как компонента культурного ландшафта
Культурный ландшафт как объект наследия
(подобный методический инструментарий может использоваться также для оценки целого ряда культурных явлений).
Оценка уникальности. Показателем степени уникальности (редкости) объектов живой природы, как, впрочем, и историко-культурных феноменов, включая культурные ландшафты — окультуренные биогеоценозы, может быть общее число таких объектов с учётом их значимости в иерархии географического пространства. Соответственно следует провести их типологизацию, где могут быть выделены: а) локальные популяции редких видов, включая эндемики и реликты; б) сосредоточение местообитаний нескольких редких видов; в) реликтовый биоценоз; г) биоценоз с ограниченным распространением и площадью либо редкое сочетание ценозов; д) редкий ценотип; е) редкое по сохранности структуры или состава сообщество — антропогенный реликт; ж) сезонная концентрация особей редкого, сокращающегося в численности или ресурсно ценного вида; з) редкая по численности или ключевая по роли сезонная концентрация вида биоты; и) зоны исключительной биопродуктивности; к) местообитания видов и ценозы на границе ареалов или за пределами ареалов (экстразональность) и т. д.
Количественные показатели степени редкости — площадь распространения и численность. Однако привлекать эти характеристики для проведения сравнительной оценки не всегда необходимо, поскольку уже существует их качественная интерпретация, закреплённая в системе существующего природоохранного законодательства статусом Международной Красной книги, Красной книги Российской Федерации, областных Красных книг. Оценить значимость местообитания такого вида можно более точно, если в рамках статуса учитывать ещё и категории редких видов, установленные МСОП — виды исчезающие, испытывающие сокращение численности, естественно редкие. В сфере культуры аналогичный отбор осуществляется при составлении списков памятников различного ранга.
Свойство уникальности (редкости) проявляется в двух основных формах — таксономической и типологической. Таксономическая уникальность означает ограниченность распространения определённого класса объектов — видов биоты, типов ценозов или ландшафтов или форм рельефа и пр. Ограниченность распространения подразумевает: редкую встречаемость при достаточно обширном ареале; узкую пространственную локализацию, что характерно для реликтовых и эндемичных образований. Типологическая уникальность означает исключительность какого-либо из типологических признаков — параметров размерности, структуры, пропорций, состава, временной принадлежности и т. д.
Довольно распространены случаи, когда уникальные объекты живой природы локализуются на режимных территориях не в силу естественных причин, но из-за нарушенности окружающих резерват территорий, и он становится как бы «островом спасения» для многих, главным образом стенобионтных (узко избирательных к условиям среды) видов. Тогда природоохранный режим является не следствием, а причиной высокой информационной ценности.
Заслуживает особого внимания свойство антропогенной реликтовости, что подразумевает редкую сохранность достаточно типичного или распространенного
Методология изучения культурных ландшафтов
природного феномена, как правило, биоценотического уровня. Природный или природно-культурный ценоз может постепенно утрачивать свои характерные свойства в силу изменения условий природопользования, утраты традиций, изменения мировосприятия, что приводит к постепенной элиминации такого ценоза и уникальности его эталонных участков. Антропогенная реликтовость по своему результату сходна с естественной природной. Однако последняя — это всегда уже результат (её характерное время — тысячелетия), а первая — наблюдаемый процесс, который может быть выражен в разной степени, заторможен, прекращён, может получить обратное развитие. Реликтовость указывает не только на уникальность, но и на уязвимость, следовательно — необходимость срочных охранных действий.
Оценка разнообразия. Важным критерием информационной ценности является разнообразие — природное и культурное. Разнообразие как оценочный показатель отражает уровень богатства и пропорциональности образующих территорию структур — биотических, ценотических, ландшафтных, этнических и других. Чем выше уровень исторически сложившегося (системно устойчивого, адаптированного к условиям среды) разнообразия, тем выше информационный потенциал территории. Нередко проблема сохранения разнообразия сводится к сохранению уровня богатства природных или социокультурных комплексов, что не вполне отвечает содержанию понятия «разнообразие». Последнее, как известно, по отношению к живой природе, учитывает не только общее число видов или сообществ, но и значимость вида в сообществе или сообщества в экосистеме. Для его оценки используются различные индексы разнообразия — Шеннона, Маргалефа, Симпсона и др. (Миркин, Розенберг, 1983), где показатели обилия видов (биомасса, численность и др.) и сообществ (количество выделов) соотносятся с их суммарными значениями.
Разнообразие может рассматриваться на биотическом, ценотическом, ландшафтном, а также социокультурном уровнях. Критерий разнообразия живой природы детерминируется целым комплексом показателей. Для проведения сравнительной оценки территории по данному критерию можно привлечь информацию по разнообразию эдафических (почвенных) условий, орографических условий и так далее, поскольку разнообразие местообитаний должно определять разнообразие биоты. Если же проводится оценка ландшафтного разнообразия, то используется вся доступная информация по компонентам ландшафта, в особенности при отсутствии ландшафтных карт и развёрнутых текстовых легенд к ним. Как упоминалось выше, основным показателем биотического разнообразия будет богатство живой природы, то есть общее количество видов или ценозов. Чаще всего, при имеющейся на сегодняшний день информационной базе, это общее количество фитоценозов (таксономического ранга, соответствующего масштабу работы), регистрируемых в пределах оцениваемой территории (обозначим его N1). Дополнительным показателем может быть количество фитоценотических выделов (обозначим его N2), которое, будучи соотнесённым с общим количеством фитоценозов (N2/N1) и в дополнение к нему, дает представление о характере структуры, мозаичности местообитаний и отражает разнообразие природы. Близок к этому показателю индекс Симпсона
Культурный ландшафт как объект наследия
d = (S – 1): lgN,
где S — число видов, N — число особей (Simpson, 1949).
Разнообразие природы, как правило, зависит от площади — чем больше площадь, тем большее количество видов или ценозов на ней должно быть представлено. Зависимость имеет вид степенной функции (Малышев, 1980; Биология охраны природы, 1983; Пузаченко, 1986):
N= bАс,
где N — число видов или сообществ, А — площадь, b и c — коэффициенты, которые могут быть найдены эмпирическим путем (b характеризует уровень видового или ценотического богатства на единицу площади, c — пространственное разнообразие). Вычисленное таким образом N для любой площади может быть принято за норматив разнообразия, а соотношение N1/N (где N1 — реально наблюдаемое количество видов или ценозов в пределах оцениваемой территории) будет отражать соответствие реального разнообразия теоретически возможному: чем больше N1/N — тем выше ценность по названному критерию. Использование показателя N1/N позволяет исключить логическую ошибку — учесть, что при одинаковом числе видов или сообществ большим разнообразием будет обладать меньшая территория.
Оценка репрезентативности. Позволяет отобрать территории, исключительные по своей представительности в отношении слагающих регион природных и историко-культурных комплексов. Она дает представление, насколько данный участок воплощает в себе черты всего региона, может служить его эталонным образцом. Репрезентативность может иметь пространственный и временной аспекты. В последнем случае она отражает эпоху — её стиль, обычаи, ценности. Природные комплексы и объекты могут обладать исторической весомостью — либо по ассоциации с культурным феноменом, либо — отчасти — являясь производными социокультурной деятельности. Пространственная репрезентативность живой природы включает репрезентативность флоры и фауны, то есть присутствие типичных и характерных видов, и репрезентативность растительного и животного мира, то есть присутствие типичных и характерных сообществ. Оценочным показателем может быть процент числа видов или сообществ в границах оцениваемого участка от общего числа видов или сообществ (типичных и характерных), встречающихся в регионе (Нухимовская, 1981). Могут быть использованы и другие, более сложные, многокомпонентные и нелинейные показатели (Амелин, Леонов, 1979; Язан, Леонов, 1979; Малышев, 1980; Милкина, 1985). Но практически во всех случаях учитывается соотношение между значением показателя, фиксированным в пределах выделенной территории, и значением его в целом для региона, который данная территория представляет.
Методология изучения культурных ландшафтов
Примеры обоснования универсальной ценности
ряда культурных ландшафтов России для целей
их отнесения к участкам Всемирного наследия
Процедуры оценки объектов, претендующих на статус объектов Всемирного наследия, не требуют количественных расчетов, аргументирующих исключительность представляемого объекта в той или иной шкале измерений. Тем не менее их характеристика во всех случаях исходит из категории исключительности, которая должна быть подтверждена логикой изложения и засвидетельствована международными экспертами. Однако многие представленные на номинацию объекты не получают искомого статуса — в ряде случаев по причине недостаточно убедительной аргументации исключительной ценности объекта. Возможно, более широкое использование количественных критериев, применяемых для научного обоснования развития систем охраняемых территорий, способствовало бы большей обоснованности таких заявок и решило бы их судьбу иначе.
Российский опыт представления культурных ландшафтов во Всемирное наследие ещё только начинает складываться. Ниже будут рассмотрены некоторые примеры определения предметной ценности культурных ландшафтов для целей отнесения их к объектам Всемирного наследия. В их числе Куршская коса — первый из российско-литовских объектов Всемирного наследия, получивший этот статус по номинации «культурный ландшафт». Соловки — объект Всемирного культурного наследия, прошедший номинацию как историко-архитектурный комплекс и имеющий неоспоримые основания для реноминации и причисления к культурным ландшафтам. Отметим, что в документах на номинацию Соловки были представлены как природно-культурный объект, но их природная ценность не была тогда признана (по мнению автора данного раздела, одной из причин послужила недостаточная аргументированность заявки). Кенозерье — реликтовый культурный ландшафт, заслуживающий отнесения к объектам Всемирного наследия ввиду его исключительных ландшафтно-исторических достоинств. Тексты по Соловкам и Кенозерью представлены в соответствии с формой предварительных заявок, установленной Центром Всемирного наследия для новых рекомендуемых объектов. Они были подготовлены в 2000г. Институтом Наследия и переданы руководству Соловецкого музея-заповедника и Кенозерского национального парка для дальнейшей работы, связанной с возможной номинацией этих территорий.
Куршская коса в качестве объекта Всемирного наследия по номинации «культурный ландшафт» представлена совместно от России и Литвы. Первоначально предполагалось, что этот объект будет отнесён к смешанным, природно-культурным. Российской стороной было подготовлено обоснование, где ведущая роль отводилась природной ценности территории, а литовскими специалистами — соответствующее обоснование с приоритетом историко-культурной (ландшафтно-культурной) ценности. Рассмотрев представленный обеими сторонами комплект документов, Комитет Всемирного наследия признал имеющими универсальное, всемирное значение только историко-культурные
Культурный ландшафт как объект наследия
достоинства данной территории. Живая природа этого уникального участка формировалась под определяющим воздействием человека и в определённом смысле может рассматриваться как производное его драматической истории и культуры.
Культурный ландшафт Куршской косы, его соответствие установленным ЮНЕСКО критериям историко-культурной ценности и стратегия его защиты подробно рассмотрены в книге Юргиса Бучаса «Национальный парк Куршской косы» (2001). Узкая полоска земли, протянувшаяся вдоль восточного берега Балтийского моря, была заселена с IV–II тысячелетий до н. э., а в XVI–XVIII вв. подверглась существенным преобразованиям. Произраставшие на косе леса были уничтожены, а сдерживаемые лесной растительностью пески пришли в движение и стали стремительно завоевывать пространство и формировать ландшафт движущихся дюн. Рыбацкие поселения на косе оказались под угрозой поглощения песком, в течение XVIII века под песками оказалось 14 селений.
План спасения территории в конце XVIII века разработали предложил профессор Виттенбергского университета И.-Д. Тициус. Отдельные защитные мероприятия стали проводиться с начала XIX века, однако широкомасштабная реализация плана Тициуса начала осуществляться Пруссией только во второй половине XIX века, когда стихия ветра и песка стала угрожать уже самому существованию косы. Были проведены уникальные по своим масштабам и методам работы по закреплению песков, их озеленению и лесоразведению на отвоёванной у них территории. В результате создан защитный вал со стороны открытого моря, облесена преддюнная равнина, укреплена и облесена подвижная дюнная гряда. Именно этот ландшафтный комплекс, созданный человеком по единому плану, и представляет сегодня первостепенную ценность как феномен наследия.
Постепенно восстановились благоприятные условия жизни на берегу закрытого залива, и закрепилась система расселения рыбацких поселков. Сложился «симбиоз ландшафта и этнического сообщества», осознаваемый сегодня как особый самобытный мир со своими уникальными историко-культурными чертами. В рыбацких поселках формируется традиционный тип усадьбы с характерным набором жилых и хозяйственных построек, пристанями, планировкой селений, декором зданий, украшениями лодок и даже традиционной окраской сооружений. В конце XIX — начале XX века всё большее значение придаётся рекреационным качествам местности, строятся виллы и гостиницы, переделываются под дачи рыбацкие дома. Во время Второй мировой войны и в послевоенные годы эта своеобразная историко-культурная среда понесла определённые потери, но проблема защиты историко-культурного и природного наследия стала постепенно актуализироваться, что привело к созданию в 1990-х годах национального парка, а в 2001 году — к включению территории в Список объектов Всемирного наследия.
В системе категорий культурного ландшафта, предусмотренных ЮНЕСКО для объектов Всемирного наследия, ландшафт Куршской косы отнесён к планово сформированным ландшафтам, обладающим чертами ассоциативности. В официальных документах на номинацию, представленных российской и литовской сторонами в январе 1999 г., предлагалось признать универсальную ценность объекта по четырём вариантным критериям природной исключительности
Методология изучения культурных ландшафтов
(N-i, N-ii, N-iii, N-iv) и трём вариантным критериям культурной значимости (C-ii, C-iv, C-v), а именно (дословно приводится только формулировка критериев, разъяснения к ним даны в сокращении):
1. N-i — Уникальный пример, характеризующий прошедший этап эволюции Земли, сопровождавшийся высокой интенсивностью геологических и геоморфологических процессов. Крупнейшая форма аккумулятивного рельефа в Балтийском море. Высочайшие в Северной Европе дюны, простирающиеся цепью на 70 км вдоль полуострова.
2. N-ii — Выдающийся пример продолжающихся экологических и биологических процессов эволюции и развития наземных, водных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных. Длительная борьба с движущимися песками создала уникальный полигон для наблюдений за интродуцентами — деревьями и кустарниками — из Северной Америки, Ближнего Востока, Центральной и Южной Европы.
3. N-iii — Наличие ландшафтов исключительной красоты и эстетических достоинств. Уникальный шедевр природы, едва ли сравнимый с чем-либо в Балтике и Северной Европе по своей красоте и живописности. Композиции заросших и перевеваемых песками дюн, создавших контрастный рельеф, мелодичный шум движущихся песков, пространства лесов, лугов, песчаных пляжей, зеркальной синей лагуны и неспокойного Балтийского моря, исключительное разнообразие ландшафтов на маленьком участке суши поражают любого из посетителей.
4. N-iv — Ключевые местообитания для сохранения биоразнообразия, включая виды универсальной ценности с научной и природоохранной точек зрения. Основной путь пролёта для многих видов мигрирующих птиц, связующий северо-восток России, страны Восточной Балтии и Финляндию со Средней и Южной Европой. Высочайшая плотность миграционного потока в периоды пролёта. Среди мигрирующих птиц много редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, включённых в Красные книги МСОП, Европы, России. В растительном покрове отмечен целый ряд редких, реликтовых и эндемичных для Балтики видов растений.
5. C-ii — Выдающийся развивающийся ландшафт, который сохраняет активную роль в современном сообществе и близко ассоциируется с традиционным образом жизни. Эволюционные процессы всё ещё продолжаются.В то же время ландшафт представляет замечательные материальные свидетельства его эволюции во времени. Уникальный пример культурного ландшафта, иллюстрирующий историю драматического сосуществования человека и природы.
6. C-iv — Выдающийся пример типа сооружений и ландшафта, которые иллюстрируют важный этап человеческой истории, в частности, истории рыбацких поселений. Является достоверным свидетельством уникального заселения, своеобразной этнографической и функциональной архитектуры.
7. C-v — Выдающийся пример традиционной планировки поселений и землепользования, которые репрезентативны для культуры, ставшей уязвимой под влиянием необратимых изменений. Свидетельство культурных традиций и традиций обустройства ландшафта исчезнувшим этносом.
В исследовании Ю. Бучаса также названы вышеперечисленные критерии
Культурный ландшафт как объект наследия
культурной ценности, по которым эта территория имеет основания получить статус объекта Всемирного наследия как культурный ландшафт. Кроме того, к числу заслуживающих внимания обстоятельств он относит яркие признаки ассоциативного мемориального ландшафта: духовную, художественную, религиозную взаимосвязь с историческим прошлым, с жизнью и творчеством знаменитых персоналий. Особо отмечается, что Куршская коса очень уязвима. Если эта уникальная территория лишится автохтонного этноса и попадёт в обстоятельства не традиционного и не благоприятного природопользования, то она деградирует.
Обоснование предложения о реноминации
Соловецкого архипелага как объекта
Всемирного природного и культурного наследия
Страна — Российская Федерация.
Название объекта согласно Списку Всемирного природного и культурного наследия — культурно-исторический ансамбль Соловецких островов.
Дата включения в Список — 1992 г.
Название объекта в связи с предлагаемой реноминацией — Соловецкий природно-культурный комплекс (Соловецкий архипелаг).
Местонахождение объекта — Архангельская область, Белое море, при входе в Онежскую губу, 65° северной широты, 35° восточной долготы.
Описание объекта. Архипелаг включает 6 крупных и множество мелких островов, занимающих площадь в 300 кв. км. В геологическом отношении острова относительно молоды — они возникли в последнюю фазу четвертичного периода, в голоцене, после отступления ледника, причём их площадь и конфигурация постепенно менялись и до настоящего времени продолжается их поднятие. Рельеф и покровные отложения сформировались под действием ледника, водно-ледниковых потоков, абразионной и аккумулятивной деятельности моря, морских трансгрессий и регрессий. Преобладают водно-ледниковые, в том числе моренные, холмы и гряды в сочетании с древними ложбинами стока и болотами и обширные приморские террасы с разнообразными остаточными формами морского рельефа. Гирлянды ледниковых озер, которых на архипелаге насчитывается более 500, дополняют ландшафтное своеобразие территории. Основное развитие здесь получили таёжные лесные, псевдотундровые и псевдолесотундровые ландшафты со множеством болот и приморские луга. Список высших сосудистых растений насчитывает более 500 видов. В ряду фаунистических комплексов наибольший интерес представляют орнитофауна (более 200 видов) и морская фауна прибрежной акватории. На островах расположены ключевые местообитания целого ряда видов морских животных и птиц. В процессе освоения островов человеком увеличилась мозаичность ландшафтов, и увеличилось их биоразнообразие. Так, широкое распространение получили флористически богатые луговые экосистемы и сукцессионные лесные комплексы, ряд хозяйственно ценных видов биоты органично дополнил островную флору и фауну.
Первые следы присутствия человека на архипелаге относятся к неолитическому времени (неолитические стоянки). От первых двух тысячелетий до на-
Методология изучения культурных ландшафтов |
Центральный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря, Архангельская область (фото М. Кулешовой) |
шей эры сохранились во множестве (уникальное явление!) каменные выкладки, оградки, груды-курганы, лабиринты, иные объекты, принадлежавшие языческим святилищам. Однако основной тип культуры, который формировал ландшафт в течение последних пяти веков,— это монастырская культура.
Историко-архитектурный ансамбль центрального комплекса монастыря на берегу гавани Благополучия Большого Соловецкого острова — первое и очевидное, с чем встречается приехавший на Соловки. Великолепие храмов и палат и суровость северной крепости соединились здесь в камне. Внутри и вокруг крепостных стен размещалось монастырское поселение со своим укладом жизни и хозяйства, разрушенным в 1920-х годах в период уничтожения религиозных святынь. Соловецкий монастырь был одним из основных культурных и духовных центров России и важным центром православия. Его культурное влияние распространялось на тысячи паломников, ежегодно приезжавших в монастырь со всех концов России и из других стран. Он был транслятором духовной традиции и одновременно первым на российском Севере внедрял новейшие технические достижения — был инновационным центром. Здесь, на Большом Заяцком острове, построена первая в России каменная гавань, а на Большом Соловецком, за крепостными стенами,— один из первых в России сухих доков и одна из первых электростанций. На трёх крупных островах созданы уникальные гидротехнические системы. Многие хозяйственные работы в центральном комплексе монастыря и в скитах были механизированы. Существовал (и по сей день существует) ботанический сад, где выращивались южные тепличные растения. Была разработана оригинальная агротехника северного земледелия, включавшая комплекс мелиоративных работ на торфянистых почвах. Свидетельства всей этой деятельности сохранились в ландшафте. В разные периоды Российской истории мона-
Культурный ландшафт как объект наследия
стырь играл важную политическую, экономическую, стратегическую роль. Влияние его было огромным и служит выдающимся уникальным примером многообразия и значения функций культурного центра в условиях географической периферии.
Межозёрные каналы Большого Соловецкого острова (фото Ю. Веденина) |
От центрального комплекса монастыря во все стороны архипелага идут дороги и водные пути, связующие его с уединёнными отдалёнными скитами и пустынями, со святыми и памятными местами, с хозяйственными усадьбами, рыболовными тонями и иными объектами, составлявшими некогда единое целое — Соловецкий монастырь (уникальный случай — монастырь с площадью в 300 кв. км). Благодаря инерционности ландшафто-образующих процессов и исторической преемственности функций всё это и продолжает оставаться единым целым на уровне культурного ландшафта. От периферии к центру и подцентрам (скитам и хозяйственным комплексам) ведут многочисленные каналы, соединившие сотни озёр, что позволяло монастырской общине использовать гидроресурсы островов для получения механической и электрической энергии. Но не только это служило мотивацией гидротехнического строительства. Острова были сильно заболочены и, следовательно, не очень благоприятны для постоянного проживания. Озёра, лишённые проточности, зарастали. Строительство каналов, дамб, шлюзов, мелиоративных систем изменило островной ландшафт, улучшило влажностный режим, позволило создать обширные луговые угодья. Преобразования затронули и морскую прибрежную акваторию. Один из морских заливов был превращён в гигантский аквариум для разведения в нём рыбы (Филипповы садки), а для сообщения между двумя крупными островами была сооружена километровая морская дамба, изменившая морской ландшафт.
Кроме того, островные ландшафты отразили трагические события недавнего прошлого — существование концентрационного лагеря, затем военного учебного отряда и разведшколы; с ними в немалой степени связана мемориальная ценность архипелага.
Упразднённый в 1920-х годах монастырь был восстановлен в 1990 году, но уже в иных правах по отношению к Соловецким землям и монастырским памятникам. В 1970-х годах на островах был образован историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1992 году историко-архитектурный комплекс Соловецкого архипелага был признан участком Всемирного наследия по номинации «культурное наследие», но целостный культурный ландшафт в качестве объекта наследия не рассматривался, а природные достоинства территории бы-
Методология изучения культурных ландшафтов
ли подвергнуты сомнению. Сегодня любому приезжающему на Соловки специалисту очевидна их исключительная ценность именно как исторического культурного ландшафта, а природные раритеты архипелага приобретают всё большую значимость.
Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага
по категории «mixed property» (смешанное наследие) —
культурные ландшафты и природные комплексы
Наряду с установленной в процессе номинации 1992 г. ценностью историко-архитектурного комплекса Соловецкого монастыря как важного свидетельства российской истории и яркого примера монастырской культуры, исключительную универсальную ценность представляют культурные ландшафты и природные комплексы архипелага. Культурно-исторический ансамбль, значащийся в Списке Всемирного наследия,— неотъемлемая составляющая уникального ландшафта и зависим от ландшафта, занимая в нём предопределённое ландшафтными условиями положение. Здесь сохранились природные достоинства и красоты островов и одновременно всё приспособлено для проживания человека. Архитектурные сооружения взаимодействуют с ландшафтом, подчёркивают его формы и пропорции. Разнообразная сакральная символика заполняет просматриваемую часть ландшафта и обеспечивает непрерывность его семантического наполнения. Эти же функции выполняют и колокольные звоны. Окружающие луга, огороды, дороги, парковые посадки используют преимущества ландшафта, адаптированы к нему с помощью террасированных склонов, подпорных стенок, дренажных сетей. Озёрные зеркала изменили свой уровень и конфигурацию в результате перераспределения стока, и озёра не являются уже чисто природным образованием. Межозёрные каналы, особенно транспортные, стали существенным пейзажным и функциональным элементом ландшафта. Мелиоративные сети строго адаптированы к рельефу, повторяя его линии. С материальными компонентами ландшафта взаимодействуют духовные компоненты. Это выражается, в частности, в топонимике, хранящей имена многих монахов-пустынножителей, исторические предания, названия известных христианских святынь (гора Голгофа, гора Фавор, мыс Эдем).
Если вспомнить о расположенных на островах археологических памятниках I–II тысячелетий до нашей эры, то они также являются неотъемлемой частью ландшафта. Они созданы из материалов, предоставленных ландшафтом. Только геометрия их линий, ритмика, сочетания, приуроченность к определённым местоположениям позволяют глазу выделить их из ландшафта, с которым они почти сливаются. По периферии древних святилищ ещё сохранились отдельные православные кресты, усиливающие сакральное звучание местности. На одном из островов монастырский скит разместился рядом со святилищем. Новая культура не уничтожала здесь предшествующую, но обозначала своё место в культурном пространстве. Соловецкие памятники прошлых тысячелетий являются уникальным собранием свидетельств исчезнувших культур Северной Евразии. По насыщенности ими островной территории и разнообразию форм Соловки вряд
Культурный ландшафт как объект наследия
ли могут сравниться с каким-либо иным районом Севера и представляют универсальную научную ценность.
Важным историческим пластом соловецкого ландшафта стали трагические события нашего века. После упразднения монастыря здесь находился трудовой, а затем концентрационный лагерь, где отбывали срок заключения многие известные представители российской интеллигенции. Во время Второй мировой войны на Соловках размещался учебный отряд военно-морского флота. Диктаторские режимы и войны — знамение нашего времени, отразившееся на многих странах и народах. Это коснулось и Соловков, ландшафт которых хранит память о трагедии, предостерегая будущие поколения.
Среди памятников археологии на Соловках лабиринты — одни из самых загадочных (фото М. Кулешовой) |
На Соловках представлены все обозначенные в Руководящих указаниях (Operational Guidelines…, 1999) типы культурных ландшафтов — рукотворные, естественно сформировавшиеся, ассоциативные. Рукотворным ландшафтам соответствуют усадьбы монастырских скитов и центральный ансамбль монастыря. Их территории полностью спланированы, каждый природный или культурный элемент занимает строго отведённое ему место и выполняет определённую роль. К эволюционировавшим ландшафтам следует отнести луговые угодья и дренируемые каналами озёрно-лесные территории, то есть территориальные комплексы, природные процессы в которых несколько изменены. Так, на месте болотно-лесных экосистем создаются лесо-луговые, а многочисленные озёра соединяются каналами и получают сток в море, что защищает их от зарастания и изменяет гидрорежим всего архипелага. В качестве ассоциативных ландшафтов можно назвать археологические комплексы, памятные, сакральные и иные достопримечательные места. Существенное свойство таких ландшафтов — их историко-культурная самоценность и информативность при сохранении ритмики природных процессов, наличие свидетельств в форме знаков-символов, материальных памятников, топонимов и преданий (то есть семантических свидетельств), напоминающих об историко-культурной значимости места.
Исключительный интерес представляет природа архипелага. Здесь постоянно работают биологи и географы, приезжающие из известных научных центров страны. С позапрошлого века, с открытия при монастыре в 1882 году биологической станции, ведутся исследования морских биоресурсов. Биостанция, но уже другая, созданная при Московском государственном университете, продолжает исследование современных экосистем островов.
На островах очень полно, наглядно и разнообразно представлены формы
Методология изучения культурных ландшафтов
Доверчивая и любопытная нерпа — представитель богатого животного мира прибрежной акватории Соловецкого архипелага (фото Ю. Захарова) |
рельефа голоценового возраста водно-ледникового и морского происхождения. Это и многочисленные покрытые лесом моренные холмы (наивысшая точка — 88 м), и конечно-моренные гряды, и гирлянды ледниковых озёр, подчинившиеся рисунку тектонических разломов и древних ложбин стока, и песчаные водно-ледниковые гряды — озы, и блоковые поднятия рельефа, отмеченные крутыми уступами, и серии уходящих за горизонт морских террас, местами с крупными одиночными дюнами, гигантскими морскими валами, сериями лагун, розовыми пляжами. Продолжающееся поднятие и относительная молодость островов позволяют проследить эволюцию морфоструктур земной поверхности и наблюдать процессы эволюции наземных экосистем, которые особенно наглядно проявляются в сукцессионных рядах переувлажненных (болотных) и приморских биоценозов и приводят к возникновению специфических экобиоморф в растительных группировках. По разнообразию биоценотического покрова Соловки являются редким природным феноменом — здесь на нескольких десятках квадратных километров можно увидеть растительные сообщества нескольких природных зон, включая таёжную, тундровую и лесотундровую, хотя Соловки находятся на широтах, занимаемых северной тайгой. Феноменальность островов проявляется также в наличии здесь ключевых местообитаний редких видов птиц и морских млекопитающих, существовании уникальных птичьих колоний, наличии реликтовых морских биоценозов, развитии аапа-болот вне границ их основного ареала. Наконец, проникновенная красота северной природы в сочетании с её окультуренными вариантами создают яркий образ Северной России, наполненный исключительным эстетическим и этическим содержанием.
Критерии соответствия статусу Всемирного природного
и культурного наследия
Культурные ландшафты Соловецкого архипелага представляют исключительную универсальную ценность по следующей группе критериев:
(I) как редкий пример творческого гения человека, или ряда поколений людей, создавших шедевр гармонии духа и природы в культурном ландшафте, где взаимосвязаны и взаимообусловлены во времени и пространстве многочисленные культурные ценности и достоинства окружающей среды;
Культурный ландшафт как объект наследия
(II) как один из крупнейших ключевых очагов монастырской культуры, определившей тип освоения и преобразования окружающего пространства и развитие технологий гармоничного природопользования, что оказало существенное влияние на северные регионы России, как в формировании культурных традиций и развитии культурных ландшафтов, так и в распространении инноваций;
(III) как выдающееся свидетельство реликтовых дохристианских культур
и православной монастырской культуры, составляющих уникальное сочетание
и сформировавших уникальные культурные ландшафты, представляющие исключительную ценность по полноте представленности, набору и разнообразию
компонентов и сохранности ландшафтных комплексов, на которые дополни
тельное влияние оказала также традиционная поморская культура;
(V) как исключительно репрезентативный участок Северной России, культурные ландшафты которого воплотили в себе основные традиционные черты
сакральных монастырских территорий, промысловых приморских угодий и
сельской местности, где в ландшафте выражена духовная эстетика русского монашества, а в традициях природопользования отражены этические императивы
взаимоотношений человека с природой;
(VI) как выдающийся пример ландшафта, насыщенного материальными
свидетельствами и ассоциациями, связанными с событиями военной истории
России (многочисленные остатки оборонительных сооружений, памятные места, мифологизированные природные объекты), с жизнью и подвигом выдающихся исторических личностей («святые» места, географические топонимы),
с жестокими испытаниями сталинизма (многочисленные мемориальные зоны,
места массовых захоронений), в совокупности составляющими единое информационно-историческое пространство ландшафта.
Природные комплексы Соловецкого архипелага как участка Всемирного наследия отвечают следующим критериям:
(I) исключительно полно и ярко демонстрируют разнообразие морфо-структур земной поверхности, иллюстрирующих историю Земли в последней фазе четвертичного периода (голоцен) и формирование островных геосистем в северных широтах под совокупным действием водно-ледниковых, морских и геотектонических процессов;
(III) обладают исключительной эстетической ценностью, которая выражается в много панорамности и красочности пейзажей, открывающихся с высоких точек рельефа, яркой живописности и типологическом разнообразии морских побережий, цветовых контрастах тундровых пространств, красоте многочисленных уединённых озёр, первобытной глуши таёжного леса и светящихся солнцем боровых террас, вовсё ещё доверчивом и позволяющем близко наблюдать себя царстве животных — оленей, нерп, белух, разнообразных пернатых;
(IV) представляют ключевые местообитания редких видов птиц (одна их основных линных стаций гаги), морских млекопитающих (основная стация размножения беломорского стада белухи, места сезонного скопления тюленей), являются исключительно ценными водно-болотными угодьями (места массовых остановок на пролёте водоплавающих птиц), относятся — в акваториальной части — к основным зонам нагула беломорского эндемика — соловецкой сельди;
Методология изучения культурных ландшафтов
включают редкие природные феномены — реликтовые комплексы аквафауны губы Долгой, крупнейшие колонии клуши и полярной крачки, комплексы аапа-болот вне основного ареала; отличаются уникальным разнообразием биоценотического покрова, характерного для нескольких природных зон; демонстрируют наличие редких и исчезающих видов биоты и редких экобиоморф.
Аутентичность культурных ландшафтов Соловецкого архипелага определяется отсутствием сколько-нибудь значимых попыток их модернизации или преобразования, начиная с 1920-х годов по настоящее время, сохранностью их планировочной структуры, основных функционально значимых компонентов и поддерживающих их существование процессов, что подтверждается документальными источниками и может быть подтверждено экспертно. Правовые гарантии сохранения аутентичности заключены в режиме содержания территории, ответственность за соблюдение которого возложена на профильную организацию — Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Целостность природно-культурного комплекса Соловецкого архипелага определяется геосистемным и культурно-историческим единством территории. Территория включает как наземные экосистемы, так и прибрежную акваторию, необходимую для поддержания важных экосистемных связей и исторических традиционных промыслов. Исторический культурный ландшафт гармонично сочетается с природными комплексами и природными раритетами, не нарушая их структуры и не угрожая их сохранности. Гарантии поддержания целостности
обеспечиваются установленным в границах музея-заповедника и его охранной зоны режимом охраны и утверждёнными нормативно-правовыми документами, регламентирующими характер и интенсивность природопользования.
Монастырский ландшафт Соловецких островов — вид из Исакиевской пустыни на Секирную гору с храмом Вознесения Господня (фото М. Кулешовой) |
Культурный ландшафт как объект наследия
Наличие аналогов. Природно-культурный комплекс Соловецкого архипелага не имеет аналогов в мире. Его уникальность определяется как наличием редких природных и культурных феноменов, так и единственным в своём роде сочетанием целого ряда природных и культурных ценностей, а также результатов гармоничного соразмерного многовекового сосуществования природы и человека, воплотившихся в культурном ландшафте. Территория, природа которой полна очарования и сохраняет свою самобытность и которая одновременно в таком изобилии и полноте представляет свидетельства культур нескольких тысячелетий, обладает выдающейся универсальной ценностью.
Обоснование предложения о включении Кенозерья
в Список Всемирного природного и культурного наследия
по категории «культурный ландшафт»
Страна — Российская Федерация.
Название объекта — Кенозерский национальный парк.
Местонахождение объекта — юго-запад Архангельской области, в границах Каргопольского и Плесецкого административных районов, 62° северной широты и 38° восточной долготы.
Описание ландшафта. Площадь Кенозерского парка — 1396 квадратных километров. Это всхолмленная водно-ледниковая равнина с множеством озёр и разнообразных ледниковых форм рельефа, которая в силу геологических условий образует своеобразное поднятие, окружённое обширными болотами, что и предопределило высокую мозаичность ландшафтных условий и особую привлекательность этого места для возникновения здесь системы крестьянских поселений, тяготеющих к поозерным ландшафтам, и развития общинного земледелия с гармоничным соотношением лесных промысловых, луговых и полевых угодий. Начало истории возникновения разветвлённой сети сельских поселений, вокруг которых формировались ландшафтные комплексы Кенозерья, относится к XI–XII векам. Кенозерье является одним из ранних очагов новгородской колонизации, завершившейся к середине XVI века. В последующие столетия система расселения мало изменилась. Именно здесь сохранился характерный крестьянский ландшафт Русского Севера, вобравший в себя многовековые традиции культуры северорусского крестьянства, сформировавшего этот ландшафт и продолжающего жить здесь до сих пор. На территории парка располагаются уникальные деревянные храмы (в том числе архитектурный ансамбль церкви Св. Георгия XVIII века в селе Порженском и ансамбль из колокольни и двух храмов XVIII века — шатровой церкви Происхождения Честных Древ Христовых и церкви Обретения Главы Иоанна Предтечи в селе Филипповском) и 39 часовен, построенных в XVIII–XIX веках, 26 поклонных и обетных крестов, 31 «священная» роща, 39 памятников археологии. Ценность культурного ландшафта Кенозерь