IV. Логико-смысловая интеграция и методы ее изучения

А. И причинно-функциональный, и логико-смысловой спосо­бы интеграции выступают в качестве средства, с помощью которо­го бесконечное множество бесконечно сложных, явлений социально-культурного мира превращается в рационально постижимые системы.

То, что мы называем социально-культурным миром, состо­ит из несметного количества отдельных объектов, событий, про­цессов, фрагментов, имеющих бесконечное множество форм, свойств и связей. С некоторыми оговорками мы можем сказать о нем то же самое, что говорится о всем мироздании: «Вселен­ная бесконечна: беспредельна во времени и необозрима в про­странстве. В своей необъятности она не может быть познана путем непосредственного восприятия»20.

Сказанное справедливо и относительно социокультурного универсума. Он тоже воспринимается нами как сложный и неисчерпаемый хаос бесчисленных, разнообразных и бессвязных на вид фрагментов. В самом деле, никто из нас никогда не вос­принимает культуру как нечто целое, полностью и компактно собранное в одной книге, или упакованное в ящик, или же изоб­раженное на одном холсте.

Один из способов упорядочения хаоса всей Вселенной, равно как и мира культуры, заключается в установлении причинно-функциональных или вероятностных формул интеграции. Они

предоставляют в наше распоряжение образцы единообразия (patterns of uniformity), которое может быть обнаружено во вза­имоотношениях множества отдельных компонентов этого бес­конечного хаоса. С помощью таких формул мы можем свести хаос к некоторому набору рациональных систем, среди которых нам легче ориентироваться и которые позволяют нам отличать более значительные аспекты от менее значительных. Причинно-функциональные формулы (такие, например, как ньютоновский закон всемирного тяготения) кратко обобщают огромное мно­жество отдельных связей. Они подобны лучу света, пронзающему бездонную тьму хаоса. То же самое, хотя и с некоторыми оговор­ками, можно сказать о любой причинной формуле: ведь она уста­навливает единообразие между рассматриваемыми переменными. Благодаря этому калейдоскоп отдельных событий, форм, объек­тов и связей превращается в рационально постижимое целое. Когда из формулы видно, что переменные А и В — например, эко­номическая депрессия и уровень рождаемости, способ производ­ства и формы идеологии, человеческое одиночество и число са­моубийств, урбанизация и преступность — более или менее сходным образом соотносятся друг с другом (в том смысле, что В, как правило, следует за А или изменяется вместе с ним), то это единообразие связывает указанные переменные воедино, превра­щая беспорядок в рационально постижимую упорядоченность. Иной по сути, но сходной по функции является роль логико-смыслового метода упорядочения хаоса. Однако упорядочиваю­щим элементом здесь служит не однообразие, не схожесть свя­зей между отдельными переменными, а тождество смысла или логическое соединение (coalescence]. За эмпирически различны­ми, кажущимися разрозненными фрагментами культурного комплекса скрыто лежит тождество смысла, превращающее все эти элементы в устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы. Таким образом, если единообразие взаимссвязей явля­ется общим знаменателем причинно-связанных явлений, то при яогико-смысловом единстве таким общим знаменателем служит главный смысл, или идея.

Процедура собирания разрозненных страниц научного трак­тата или бессмысленных по отдельности кубиков головоломки является, как мы уже видели, конкретным примером подобно­го логико-смыслового упорядочения. Конечно, если элементы с°циокультурной конгломерации (уподобим их разрозненным Страницам научного труда или фрагментам головоломки) не-°единимы по своей сущности, то такая процедура невозмож-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: