А. И причинно-функциональный, и логико-смысловой способы интеграции выступают в качестве средства, с помощью которого бесконечное множество бесконечно сложных, явлений социально-культурного мира превращается в рационально постижимые системы.
То, что мы называем социально-культурным миром, состоит из несметного количества отдельных объектов, событий, процессов, фрагментов, имеющих бесконечное множество форм, свойств и связей. С некоторыми оговорками мы можем сказать о нем то же самое, что говорится о всем мироздании: «Вселенная бесконечна: беспредельна во времени и необозрима в пространстве. В своей необъятности она не может быть познана путем непосредственного восприятия»20.
Сказанное справедливо и относительно социокультурного универсума. Он тоже воспринимается нами как сложный и неисчерпаемый хаос бесчисленных, разнообразных и бессвязных на вид фрагментов. В самом деле, никто из нас никогда не воспринимает культуру как нечто целое, полностью и компактно собранное в одной книге, или упакованное в ящик, или же изображенное на одном холсте.
|
|
Один из способов упорядочения хаоса всей Вселенной, равно как и мира культуры, заключается в установлении причинно-функциональных или вероятностных формул интеграции. Они
предоставляют в наше распоряжение образцы единообразия (patterns of uniformity), которое может быть обнаружено во взаимоотношениях множества отдельных компонентов этого бесконечного хаоса. С помощью таких формул мы можем свести хаос к некоторому набору рациональных систем, среди которых нам легче ориентироваться и которые позволяют нам отличать более значительные аспекты от менее значительных. Причинно-функциональные формулы (такие, например, как ньютоновский закон всемирного тяготения) кратко обобщают огромное множество отдельных связей. Они подобны лучу света, пронзающему бездонную тьму хаоса. То же самое, хотя и с некоторыми оговорками, можно сказать о любой причинной формуле: ведь она устанавливает единообразие между рассматриваемыми переменными. Благодаря этому калейдоскоп отдельных событий, форм, объектов и связей превращается в рационально постижимое целое. Когда из формулы видно, что переменные А и В — например, экономическая депрессия и уровень рождаемости, способ производства и формы идеологии, человеческое одиночество и число самоубийств, урбанизация и преступность — более или менее сходным образом соотносятся друг с другом (в том смысле, что В, как правило, следует за А или изменяется вместе с ним), то это единообразие связывает указанные переменные воедино, превращая беспорядок в рационально постижимую упорядоченность. Иной по сути, но сходной по функции является роль логико-смыслового метода упорядочения хаоса. Однако упорядочивающим элементом здесь служит не однообразие, не схожесть связей между отдельными переменными, а тождество смысла или логическое соединение (coalescence]. За эмпирически различными, кажущимися разрозненными фрагментами культурного комплекса скрыто лежит тождество смысла, превращающее все эти элементы в устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы. Таким образом, если единообразие взаимссвязей является общим знаменателем причинно-связанных явлений, то при яогико-смысловом единстве таким общим знаменателем служит главный смысл, или идея.
|
|
Процедура собирания разрозненных страниц научного трактата или бессмысленных по отдельности кубиков головоломки является, как мы уже видели, конкретным примером подобного логико-смыслового упорядочения. Конечно, если элементы с°циокультурной конгломерации (уподобим их разрозненным Страницам научного труда или фрагментам головоломки) не-°единимы по своей сущности, то такая процедура невозмож-