Святой человек

Каждый человек, согласно примитивным представлениям, в определенных состояниях наполняется освящающей его силой: на войне и охоте, во время менструаций, полового сношения и зачатия, рождения и смерти. Некоторые люди обладают святостью в силу оп­ределенных обстоятельств: отец – глава семьи и одновременно жрец в своем доме; вождь и король – видимый бог или его посланник и поэтому сам божество, окруженное много­численными табу; наконец, жрецы или священники – видимые представители бога, кото­рые служат ему и через которых изливается на людей божественная сила и благо­дать. Од­новременно они выражают интересы человека, чьи просьбы и жерт­венные дары передают божеству. Их вторичной задачей является иная дея­тельность, связанная с правосудием или наукой (астрологией, историей). У многих народов возникают целые жреческие касты во главе с верховным жрецом. Достоинство и власть жрецов или священников основыва­ются на происхождении, способности толковать предсказания оракула, принадлежно­сти к посвященным. В некоторых религиях нет института священников: в джайнизме и в ис­конном буддизме, в иудействе после разрушения храмов, в первоначальном христианстве. Большая часть реформаторского христианства отстаивает общий институт священства всех верующих и отвергает сакра­ментальный институт священников по должности. Но почти во всех еванге­лических церквах и общинах есть духовные служители, которые по­средством рукоположения и молитвы “вводятся в должность”.

Святость монашества есть результат свободы выбора в отрешении от мир­ской жизни. Мо­нахи принимают обеты безбрачия и отказа от собственности, подчинения старшему, по­стоянной аскезы, совместной трудовой жизни. На­ряду с этим они нередко бывают энер­гичными проповедниками, духовными наставниками; в иудействе, христианстве и позд­нем буддизме на них возла­гается ремесленная и культурная работа. В Индии уже в дохри­стианское время возникают большие общины ниргрантов, яджайнистов и буддистов, во­круг которых объединяются ученики-последователи. Христианское мона­шество изна­чально имеет эремитический (отшельнический) характер и лишь позднее принимает кой­нобитическую форму (совместная жизнь под духов­ным руководством). В западной церкви образуются крупные, носящие имена основателей, монашеские ордены, каждый из них имеет свои особенности. В исламе также появляются мужские и женские религиозные общины. Другие религии отвергают монашество как путь к достижению совершенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: