Конфликт - это столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, а так же столкновение целей, интересов или взглядов двух или более людей.
Из это определения следует, что конфликты могут быть внутриличностными (обусловлены внутренними противоречиями человека) и могут происходить между несколькими людьми: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Причины возникновения конфликтов в организации можно разделить на 2 группы:
- производственные – возникают в процессе труда, могут быть обусловлены различиями в целях отдельных подразделений организации, взаимозависимостью задач, нерациональным распределением ресурсов и обязанностей, плохими коммуникациями и др.
- э моциональные – связаны с индивидуальными особенностями работников и психологической несовместимостью людей (различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, темпераменте, манере поведения и др.).
Если время растраченное на конфликт принять за 100%, то
- по вине руководителя – 52%
|
|
- из-за психологической несовместимости -33%
- по причине неправильной расстановки кадров -15%
Конфликт – это динамически развивающийся процесс.
Для того чтобы произошел конфликт необходимо чтобы:
1) сложилась соответствующая ситуация (конфликтная ситуация), когда сформировывается явное противоречие между сторонами, вызывающее напряжение отношений;
2) случилось событие (инцидент), являющиеся толчком к конфликту – к столкновению оппонентов.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Стадии развития конфликта
Стадия | Проявления | Рекомендации |
Начальная стадия «Искра» | Косые взгляды, молчание, повышение тона, недовольное лицо | Прояснение ситуации, уточняющие вопросы, согласование общей позиции |
Острая стадия «Огонь» | Избегание, язвительные высказывания, построение коалиций | Разрешение ситуации, прояснение, помощь третьей стороны |
Хроническая стадия «Пожар» | Отказ работать вместе, изоляция, утаивание информации, физические столкновения | Разведение в разные стороны, увольнение |
Конфликты – это естественные процессы общественной жизни. Руководитель примерно 70-80% своего рабочего времени находится в ситуациях со скрытыми или явными противоречиями, которые могут привести к конфликту. Участие в различных конфликтах занимает до 20% рабочего дня менеджера.
Важно знать, что конфликты имеют не только отрицательные последствия для организации в виде ухудшения морально-психологического климата, снижение производительности труда и удовлетворенности работой, роста текучести кадров и др. Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку:
|
|
1) дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения – информационная функция конфликтов;
2) способствуют образованию групп, укреплению отношений в них и усилению социальной активности – интеграционная функция;
3) с помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального и духовного развития коллектива – инновационная функция.
Для того чтобы конфликты способствовали эффективному функционированию организации их необходимо своевременно выявлять и регулировать.
Для разрешения конфликта менеджер может использовать несколько способов воздействия на его участников:
Убеждение - возможно, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого.
Навязывание норм извне со ссылкой на общественные интересы. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции.
Материальное стимулирование - используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери.
Использование власти часто сопровождается недозволенными силовыми приемами, запугиванием, шантажом и т.д. Поскольку, как правило, проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой.
Компромисс - соглашение, в рамках которого выгоды и потери между оппонентами делятся примерно поровну. Поскольку при этом обе стороны оказываются не в проигрыше, такая стратегия широко используется на практике, но оптимального решения при этом принять, как правило, не удается.
Сотрудничество (интеграция) - это поиск удовлетворительного решения для всех участников конфликта. Благодаря совместным усилиям находится нелегкое, но эффективное решение проблемы. Трудности окупаются тем, что может быть найдено нечто новое и ценное, устраивающее конфликтующие стороны.
План семинарского занятия
по курсу «Менеджмент»
для студентов 2 курса ИЭиУП
направления подготовки «Экономика»
профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций (АПК, ПП)»
Тема 6: Групповая динамика и лидерство в системе менеджмента
План:
1. Групповая динамика в менеджменте
2. Факторы эффективной работы группы
3. Личность менеджера
4. Руководитель и лидер
5. Стиль управления
6. Руководство: власть и партнерство
7. Управление конфликтами
8. ТЕСТ
9. Разбор управленческих ситуаций
Литература:
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М, 2010.
2. Основы менеджмента. Учебное пособие. / Под ред. Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. - М: «КНОРУС», 2007.
3. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: Изд-во Проспект, 2006.
4. Менеджмент в АПК. / Под ред. Ю.Б. Королева. – М.: Колос, 2007.
5. Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник - М., 2011.
6. Менеджмент: электронный учебник. / Под ред. М.Л. Разу – М.: КНОРУС, 2010.
7. Бесплатный доступ к электронным библиотечным системам СГЭУ:
СГЭУ / Об университете / Научная библиотека / Удаленные электронные ресурсы
ibooks.ru – учебная литература
· Основы менеджмента. /Исаев Р.А. – М.: ИТК “Дашков и Ко”, 2010.
· Менеджмент. Учебник для ВУЗов. / Коротков Э.М. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
· Менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Глухов В.В. – СПб.: Питер, 2010.
· и др.
Журнальные статьи по менеджменту: база данных издательского дома «Гребенникон”
Темы докладов:
1. Личность в системе менеджмента
2. Личность менеджера – точки зрения различных школ менеджмента
3. Обучение и профессионализация менеджеров
4. Теории лидерства
|
|
5. Ситуационные модели стилей руководства
6. Партнерство в системе производственных отношений
7. Стратегии управления конфликтом
8. Переговоры как способ разрешения конфликтов