Параметры | Содержание |
Основные идеи | Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Человеческая жизнь есть активное стремление к совершенству. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает им возможность распоряжаться своей жизнью. Всё поведение человека происходит в социальном контексте. У каждого человека есть социальный интерес – врождённое стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Главная цель теории личности служить экономным и полезным ориентиром на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. |
Основные понятия | Комплекс неполноценности, компенсация, стиль жизни, стремление к превосходству, фикционый финализм, социальный интерес, творческое «Я». |
Методы исследования | Индивидуально-биографический метод |
Структура личности | Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определил как стиль жизни. Стиль жизни включает уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида. |
Индивидуальные различия | Индивиды отличаются по своим целям и тому, как они пытаются достичь их, «стилю жизни». |
Развитие личности | Родительское влияние велико, и лучшим техникам родительского поведения можно научить. Представлены многочисленные рекомендации по воспитанию детей, основная из которых – не допускать избалованности ребёнка. Взаимосвязь с братьями и сёстрами очень важна: порядок рождения влияет на личность. На протяжении жизни люди создают свои личности, ставя перед собой жизненные цели. |
Достоинства теории | Психоанализ вместе с А.Адлером сменил ориентации с биологической на гуманитарную, социокультурную. Высокая практичная ценность теории. Утверждение активности разума и ответственности человека. Идея демократизации образования (воспитание социального чувства) |
Направления критики теории | Недостаточность внимания к научному методу. Теоретическая концепция недостаточно полно систематизирована. |
Таблица № 16