Обзор теории Б.Ф. Скиннера
Параметры
| Содержание
|
Основные идеи
| Суть оперантного научения состоит в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение неподкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.
Поведение человека может меняться в течение жизни.
Поведение формируется исключительно внешними подкреплениями.
Личность – это набор форм поведения, которые характерны для данного человека.
|
Основные понятия
| Поведение, респондентное и оперантное научение, подкрепление, поощрение, наказание.
|
Методы исследования
| Наблюдение, лабораторный эксперимент, экспериментальный анализ поведения
|
Факторы развития
| Социальный фактор, научение
|
Индивидуальные различия
| Индивиды отличаются своим поведением в силу различий прошлого подкрепления.
|
Развитие личности
| Дети постигают, какое поведение приведёт к позитивному подкреплению, а какое к наказанию, и соответственно реагируют. На это научение влияют контроль над стимулами и режимы подкрепления. Взрослое развитие объясняется в соответствии с теми же принципами, что и детское. Оно строится на более раннем научении.
|
Достоинства теории
| Признаёт значительное влияние ситуации и параметров среды на поведение
Систематические эмпирические исследования
Уважение к научной методологии и доказательности
Привела к созданию важных процедур для изменения поведения
|
Направления критики теории
| Упрощённое понимание личности и её поведения
Отрицание внутренних источников поведения личности
Разрыв между теорией и практикой
|
Таблица № 17