Обзор теории Б.Ф. Скиннера

Параметры Содержание
Основные идеи Суть оперантного научения состоит в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение неподкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Поведение человека может меняться в течение жизни. Поведение формируется исключительно внешними подкреплениями. Личность – это набор форм поведения, которые характерны для данного человека.
Основные понятия Поведение, респондентное и оперантное научение, подкрепление, поощрение, наказание.
Методы исследования Наблюдение, лабораторный эксперимент, экспериментальный анализ поведения
Факторы развития Социальный фактор, научение
Индивидуальные различия Индивиды отличаются своим поведением в силу различий прошлого подкрепления.
Развитие личности Дети постигают, какое поведение приведёт к позитивному подкреплению, а какое к наказанию, и соответственно реагируют. На это научение влияют контроль над стимулами и режимы подкрепления. Взрослое развитие объясняется в соответствии с теми же принципами, что и детское. Оно строится на более раннем научении.
Достоинства теории Признаёт значительное влияние ситуации и параметров среды на поведение Систематические эмпирические исследования Уважение к научной методологии и доказательности Привела к созданию важных процедур для изменения поведения
Направления критики теории Упрощённое понимание личности и её поведения Отрицание внутренних источников поведения личности Разрыв между теорией и практикой

Таблица № 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: