Во второй половине июля у славян-язычников существовал праздник в честь Перуна, бога грома. С его именем связывались благодатные для плодородия грозы, которыми обыкновенно отличается конец июля и начало жатвенных работ.
С принятием христианства празднование Перуна было приурочено к 20 июля, дню празднования пророка Ильи. На Илью-пророка народ перенес черты Перуна. Так Илья-пророк разъезжает по небу на колеснице и извергает гром и молнию. Илья носит житяную пугу, и где взмахнет ею, растет жито.
Жатвенные праздники носят название «зажинок», «обжинок», «дожинок» и «толоки». Из обрядов, совершаемых на этих праздниках, примечательна традиция завивания из колосьев ржи или пшеницы венков, которые с песнями несли с полей в деревню и хранили до посева. В других местах связывали дожиночный «сноп-дед», который также с песнями переносили в деревню. Считалось, что эти венки и одиночный сноп обладают целебными свойствами:ими кормили заболевшую скотину, примешивали к зернам для посева. К этим обрядам присоединяется еще один, состоявшие в «завивании бороды» Волосу, Илье (т. е. «снопу-деду») или Козлу, который являлся олицетворением зимы. Песни, относящиеся к этому празднику, содержат похвалу хлебу и обращение к солнцу, месяцу, нолю н хозяину, в них приводится сравнение жатвы с битвой, а хлеба с золотом.
|
|
Во время этих праздников в больших населенных пунктах выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках, выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки ученых медведей, раешники и т. д.
Старинные русские праздничные обряды нигде и никогда не записывались, но веками сохранялись в памяти народа, пройдя сквозь нашествия, войны, голод и смерть, словом, сквозь все испытания, которые обрушивались на русский народ в течение всей его многовековой истории. Поистине бессмертен оптимизм русского народа, безгранична народная фантазия, неиссякаем живой родник его творчества!
Праздничные обряды — это, по существу, народные песенно-танцевальные массовые представления со своим наивным, но точным сюжетом, образами, поэтическим текстом, музыкой, особой драматургией и своеобразной режиссурой. Например, в русской свадьбе есть твердый «сценарий», обязательные «действующие лица» (сваты, дружки, подруги невесты, ряженые и т. д.), обязательный репертуар (плач матери, плач невесты и т. д.). Хотя детали праздника менялись в разных областях, даже в различных селах, «сценарий», «репертуар» и «постановочный план» в основном оставались неизменными. В конечном итоге народ создал песенно-танцевальный спектакль, действие которого происходит и в избах, и под открытым небом.При этом обязательным условием является активное участие в сюжете праздника большого количества людей. Старинная русская свадьба, обряды, игрища и празднества навсегда остались живым памятником русского народного творчества, дошедшим до нас с древних времен и убедительно свидетельствующим о том, что истоки наших современных массовых зрелищ надо искать в русских народных фольклорных празднествах.
|
|
Непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи. В дальнейшем скоморошьи игры и «глумы» превращались в самостоятельные спектакли, которые давали актеры-скоморохи (или «охотники», как их называли) на играх и братчинах. Скоморохи принимали участие и в массовых действах, но уже как профессиональные актеры, ведя «конферанс», разыгрывая «скетчи» и «репризы», играя на дудках и гуслях.
Творчество скоморохов, наполненное язвительной сатирой по отношению к церкви и боярам, а, следовательно, социально направленное и несущее в себе определенные черты общественного протеста, пользовалось поддержкой трудового люда и, естественно, входило в непримиримое противоречие с позицией власть имущих.
Церковь была в панике: трудовой люд предпочитал посмотреть на вольном воздухе веселые скоморошьи игрища, посмеяться над злоключениями бояр и попов и поучаствовать в увеселениях, нежели забиваться в душную тесноту храма, где из темноты его «стращали» возмездием за всевозможные «дьявольские искушения».
В XVI веке «Стоглав» запретил скоморошество, назвав его «бесовским позорищем», а затем и «Домострой» осудил скоморошьи потехи.
При царе Алексее Михайловиче, как писал М. Горький, «церковь и боярство истребили скоморохов и калик перехожих».
Но скоморошество, перестав так называться, не исчезло, так же как не могла исчезнуть тяга русского человека к юмору, шутке, острому слову, насмешке, к яркому веселью, песне, народной музыке, народному танцу, словом, к тому многообразию тем и жанров, которое несло в себе творчество скоморохов.
Не обязательно искать только в истории Москвы или другого великого города следы, свидетельствующие о том, что народные гулянья с давних времен процветали на Руси, были любимы народом и постоянно подвергались гонениям со стороны церковной и государственной власти.
Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Петр I, устроив в Москве в 1697 году первое «триумфование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества стали обычаем. К устройству празднеств привлекались опытные специалисты-техники, поэты писали торжественные оды. Придворные представления в эти годы носили в известной мере демократический характер. Даже сама пышная торжественность балов и ассамблей зачастую служила объектом осмеяния.
Торжественно-веселым было карнавальное шествие, устроенное однажды Петром I на масленицу. Целый день из села Всехсвятского к Кремлю двигались военно-морские суда, поставленные на сани. Сам царь, одетый флотским капитаном, окруженный генералами и офицерами, ехал на 88-пушечном большом корабле, который везли 16 лошадей. За кораблем «плыла» гондола, в которой находилась царица в костюме пасторальной крестьянки. Ее окружали дамы и кавалеры в аравийских костюмах. За гондолой царицы тянулась так называемая «неугомонная обитель» — множество маскарадных шутов в санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями и огненными змеями. На колеснице, запряженной «сиренами», восседал Нептун с трезубцем в руках. Все это пело, играло на различных инструментах, кувыркалось, кричало, танцевало...
|
|
У входа в Кремль шутейная процессия была встречена пушечным салютом и фейерверком. Кстати, в петровские времена многие придворные празднества стали сопровождаться фейерверками.
Истоки фейерверочного искусства на Руси восходят к глубокой старине, и связаны они, как и многое в истории русской народной культуры, со скоморохами. Это они ввели в обиход «огненные потехи», используя сухой плаун (ликоподий), обладающий способностью мгновенно вспыхивать.
«Огненные игрища» вошли в моду в XVI—XVII веках, в дни рождественских праздников, которые народ встречал веселыми гуляньями. По свидетельству историков, при дворе Алексея Михайловича на гуляньях и игрищах использовали «летающие потешные огни» и «зажигательные нарядные стрелы», как тогда назывались ракеты.
С конца XVII века фейерверки получили большое распространение, венчая праздники и торжества. Петр I сам принимал деятельное участие в их подготовке. По его распоряжению для фейерверочных праздников стали изготовлять специальные машины, строить монументальные декорации. Известно, что один из фейерверков, подготовленный лично Петром I, продолжался в течение трех часов.
Фейерверки на Руси являли целые огненные представления, где были сюжет, развитие действия, кульминация и завершение. Правомерно назвать эти представления «фейерверочным действом».
Сохранилось подробное описание фейерверочного действа, состоявшегося в Петербурге 1 января 1712 года в честь русско-турецкого мира.
На Неве, напротив дворца петербургского губернатора Меньшикова, был сооружен театр фейерверочного представления — целый комплекс, состоявшие из триумфальных ворот, арок, транспарантов, эмблем. Одни за другими возникали огненные фигуры, рисунки, надписи, прославляющие силу и могущество государства Российского, его славную столицу и могучий русский флот. На фейерверочном представлении присутствовали иностранные дипломаты, и многие намеки в адрес враждебных России государств предназначались им.
|
|
В сентябре 1720 года в честь победы над шведским флотом в Петербурге было поставлено массовое действо, продолжавшееся четыре дня. При громе пушек суда российского флота проконвоировали по Неве «пленных» — шведские корабли, захваченные в битве при Гренгаме. Этот торжественный ввод пленных кораблей знаменовал собой утверждение могучей силы российского флота и был встречен присутствующими с огромным энтузиазмом.
А вечером набережная Невы, площади и центральные улицы вспыхнули тысячами огней иллюминации. Праздник венчало фейерверочное действо, где был представлен Нептун, плывущий на колеснице, и торжественно трубящая Победа. Один из фейерверков вспыхнул на Неве. На больших плотах, стоящих на реке, были заготовлены фейерверочные декорации. Действие состояло из трех аллегорических картин. После них ночное небо озарили тысячи ракет, шутих, огненных колес и др. Интересно отметить, что пиротехники, обслуживавшие действо, были одеты в яркие маскарадные костюмы.
Традиционные в конце XVII — начале XVIII века российские фейерверочные действа стали позже неотъемлемым компонентом больших праздников: в дни Рождества, на Масленицу, на Новый год.
Театрализованные представления послепетровской эпохи, память о которых дошла до нашего времени, были официозно-пышными дворцовыми зрелищами.
Но среди официозных торжеств середины XVIII века есть пример, убедительно свидетельствующий о совершенно противоположной позиции, как общественной, так и творческой. В середине XVIII века при постановке в Москве карнавала «Торжествующая Минерва» великий русский актер Федор Волков, которого можно назвать первым в России профессиональным режиссером-постановщиком массовых празднеств, с успехом применил принцип русского народного массового действа. И сегодня, знакомясь с материалами этой постановки по случаю коронации Екатерины II в 1763 году (авторы - Волков, Сумароков и Херасков), поражаешься размаху режиссера, его безудержной фантазии, творческой смелости. Федор Волков, «вымышлявший и располагавший» весь маскарад, выступал и в качестве сценариста («вымышлявший»), и режиссера-постановщика («располагавший»). Это обстоятельство является чрезвычайно важным, ибо необходимость деятельности режиссера-драматурга массового представления подтверждается как современной практикой, так и историческим анализом.
В процессии-маскараде, прошедшем по улицам Москвы, приняли участие многие сотни людей. «Торжествующая Минерва» стала поистине общенародным зрелищем. Царица, давая разрешение на проведение празднества в Москве, надеялась, что в маскараде ее будут восхвалять как мудрую, гуманную правительницу. Однако Ф. Волков выстроил сценарно-режиссерское решение массового празднества совершенно в ином плане, необычайно смелом не только с точки зрения художественной, но, в еще большей мере, - политической. В маскараде была проведена мысль о неблагополучии в государственной и общественной жизни России. Взяв за основу приемы народных игрищ, глумов и скоморошьих забав, Ф. Волков создал сатирическое массовое зрелище, полное злободневных намеков в адрес власть имущих.
Ф. Волков необычайно по тому времени усилил социальную, обличительную сторону маскарада. Таким образом, вопреки желанию царицы, маскарад этот стал убедительным эмоциональным рассказом «о социальных язвах феодально-крепостной России: о беззакониях и произволе судей и подьячих, о нравах дворянства и пр.».
С яростью подлинного художника-гражданина обрушился Федор Волков на социальные несправедливости своего времени. Желая быть понятным народу, рассказать обо всем, что он задумал, ясным и близким ему языком, Федор Волков построил массовый праздник на образах, взятых из русского фольклора, из скоморошьих игрищ и «небывальщин». Так, одна из частей маскарада («Превратный свет») строилась целиком на фольклорном материале и в основе своей — на скоморошьей «небывальщине».
Принцип народного представления основывался на вовлечении народных масс в действие. В маскараде, к примеру, принимали участие хоры рабочих московских мануфактур (в основном исполнявшие сатирические песни, сочиненные М. Херасковым и самим Ф. Волковым). Эти хоры явились музыкальным фундаментом маскарада. А сам факт участия фабричных хоров представляет особый интерес с точки зрения способности Ф. Волкова организовать самодеятельное народное творчество, привлечь талантливых артистов из народа к участию в массовом карнавале. Эти сатирические куплеты настолько полюбились народу, что их распевали в Москве еще долгое время.
Необходимо отметить умело организованный подготовительный период, предшествовавший карнавалу. Не вызывает сомнения, что Ф. Волков лично руководил всем сложнейшим комплексом подготовки массового карнавала, и, судя по результатам, организация подготовительных работ была проведена отлично. И дело здесь не столько в разнообразном и богатом оформлении и реквизите, сколько в репетиционной работе со многими исполнителями и коллективами.
Федор Волков сделал всю тогдашнюю Москву местом действия, а ее население — участником действа. Шествие карнавала: хоры, колесницы, где происходили аллегорические сцены (вспомните мистериальные педженты), персонажи русских сказок, сатирические маски — все это пестрое, шумное, невиданное по тому времени зрелище под громкую музыку при огромном стечении народа отправилось от Кремля по тогдашней Мясницкой (ул. Кирова), к Красным воротам (пл. Лермонтова), затем по Новой Басманной свернуло на Старую Басманную улицу, после чего по Покровке (ул. Чернышевского) и Маросейке (ул. Богдана Хмельницкого) вернулось к Кремлю.
В сценарно-режиссерском решении использовались приемы и образы старинных русских гуляний, фольклорные персонажи из сказок, былин. Сатирическая линия представления, шедшая от удалой русской скоморошины, воплощалась в образах Взятколюба, Кривосуда, Обдиралова. На колесницах, где были устроены площадки, зрители могли видеть сатирические маски Обмана, Насилия, Невежества, Мотовства, Лихоимства и т. д.
В представлении участвовали жонглеры, акробаты, эквилибристы, специально для карнавала выписанные из-за границы.
По свидетельству А. Болотова, современника Ф. Волкова, «маскарад сей имел собственной целью своею осмеяние всех обыкновеннейших между людьми пороков, а особливо мздоимных судей, игроков, мотов, пьяниц и распутных, и торжество, над ними наук и добродетели: почему и назван он был «Торжествующей Минервою».
Маскарад продолжался несколько дней, закончившись народным гуляньем с театральным представлением, со специально приготовленными по этому случаю спектаклями балаганов и цирка. Как гласит изданная к маскараду программка: «...на сделанном на то театре представят народу разные игралища, пляски, комедии кукольные, фокус-покус и разные телодвижения...».
Как уже поминалось, наряду с «Торжествующей Минервой» при дворе ставились и другие массовые представления. И если эти представления носили официозно-пышный характер, то в «Торжествующей Минерве» явно ощущалась тенденция демократизировать жанр.
Необходимо отметить, что это, в известной мере, политическое массовое представление Федор Волков осуществил почти за тридцать лет до массовых празднеств Великой французской революции, основой которых явилось политическое содержание. Талантливому творению Волкова было суждено и второе рождение - в наше время. О нем вспомнило руководство Госцирка в 20-х годах, когда сценарий «Торжествующей Минервы» был включен в репертуар государственных цирков.
Совершенно очевидно, что, обращаясь в начале 20-х годов XX столетия к «Торжествующей Минерве», созданной в 1763 году, руководство цирков не без основания считало актуальным показ представления, в котором злая сатира на разные слои общества, на всевозможные пороки его приобретала силу и действенность политического памфлета, направленного против самодержавного российского строя. Как бы то ни было, но сам факт обращения к «Торжествующей Минерве» в первые послереволюционные годы весьма знаменателен. Это еще раз подтверждает, что массовое народное представление, поставленное Ф. Волковым в 1763 году, было не развлекательным карнавалом, а несло в себе большой социальный и общественный смысл.
В царствование Екатерины II было принято всякое событие отмечать празднествами: придворными маскарадами — для «избранных», гуляньями и фейерверками — для остальных.
Следует рассказать еще об одном массовом зрелище екатерининского времени.
На июнь 1775 года в Москве было назначено торжество по случаю заключения победоносного мира с Турцией. Празднество должно было сопровождаться публичным гуляньем на загородном Ходынском поле. Выдающийся русский архитектор В. И. Баженов осуществил постановку этого гулянья, найдя чрезвычайно остроумное и неожиданное режиссерское решение. По плану В. И. Баженова, Ходынское поле изображало карту Крымского полуострова. Две дороги, ведущие из Москвы, представляли собой реки Днепр и Дон. По «берегам» Дона были устроены карусели и балаганы, где балагуры, канатоходцы, жонглеры, фокусники удивляли народ всяческими неожиданностями. На зеленом лугу, в центре Ходынки, изображающем Черное море, были установлены в боевом порядке корабли славного российского флота и вражеские турецкие фелуки. Искусно выстроенные башни, минареты обозначали завоеванные города и крепости — Азов, Керчь, Еникале. Оглушительно гремели сверкающие на солнце трубы, многочисленный хор пел торжественную кантату, встречая вереницу гостей, протянувшуюся от самой Москвы. Все было подчинено основной идее гулянья — прославлению патриотизма народа, силы и могущества русского оружия.
Примером создания народных празднеств в последней четверти XIX — начале XX века может служить творчество талантливого самородка А. Я. Алексеева-Яковлева, который широко использовал в своей деятельности все лучшее из арсенала выразительных средств традиционных русских народных гуляний. К сожалению, сегодня имя этого замечательного деятеля незаслуженно забыто, хотя его творчество — целая веха в развитии жанра массовых праздников и зрелищ.
А. Я. Алексеев-Яковлев был разносторонним режиссером. В организованном им народном общедоступном театре «Развлечение и польза» он ставил спектакли, пантомимы, массовые представления.
Режиссер последовательно отстаивал идею театра на площади. Будучи убежденным в том, что народный театр должен быть составной частью народных массовых праздничных гуляний, А. Я. Алексеев-Яковлев привнес в лубочный театр совершенно иную тематику: сохраняя стиль ярмарочного балаганного зрелища, идущего от древнего искусства российских скоморохов, он взял репертуарный курс на русскую классику (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Островский) и русский фольклор.
Площадной театр «Развлечение и польза», входивший в общий комплекс народного гулянья «под горами», размещался посреди площади, на которой в балаганах, а то и просто среди народа выступали всякого рода затейники и потешники: деды-балагуры, раешники, петрушечники. Народ, накатавшись на горах, посмотрев выступавших на площади артистов из народа, шел в театр «Развлечение и польза», который являл собою как бы продолжение всего народного гулянья и внешне сохранял любимый простым людом, хорошо знакомый; ему с детства лубочный стиль народного русского представления. Однако талант драматурга, режиссера и художника позволил А. Я. Алексееву-Яковлеву использовать в своих сказочно-феерических зрелищах новые постановочные приемы, которые оказали влияние не только на народные балаганные представления, но и на русский театр, на русскую эстраду. Постановочные приемы, изобретенные балаганным театром, вошли в обиход русского профессионального театра, и, в частности, - «черный кабинет».
По свидетельству А. Я. Алексеева-Яковлева, К. С. Станиславский при постановке «Синей птицы» консультировался с ним о возможностях «черного кабинета». Один этот факт говорит о той высокой театральной культуре, которой были отмечены постановки площадных народных театров.
О влиянии волшебно-феерического постановочного стиля лубочного театра на большие театры мы читаем у П. П. Гнедича в его «Книге жизни». Он пишет о том, что «императорские театры не раз обращались за помощью к балаганным механикам, так как свои не могли достичь должных эффектов».
Как утверждал Е. Кузнецов, эти взаимосвязи возникли еще в начале прошлого столетия, и целый ряд спектаклей Мариинской императорской оперы был создан под влиянием феерических зрелищ балаганного театра. Это «Волшебные пилюли», «Леста, днепровская русалка», «Илья Богатырь» и даже «Спящая красавица», постановщик которой М. Петипа была завсегдатаем народных гуляний «под горами».
Забегая вперед, скажем, что народный феерический театр оказал несомненное влияние и на раннего Маяковского, ибо «Мистерия-буфф» сделана в известной мере по законам именно этого жанра.
Примечателен и тот факт, что театр Народного дома, который после Октябрьской революции возглавил А. Я. Алексеев-Яковлев, заказал Маяковскому сатирическое обозрение-феерию о текущем политическом моменте.
Приступив к работе, Маяковский с интересом изучал макеты Алексеева-Яковлева, в частности традиционную для народного театра «сцену в аду» с участием сатаны, чертей и т. д. Изучение приемов площадного театра многое дало Маяковскому. В этом легко убедиться, перечитав «Мистерию-буфф». И совсем не случайным следует признать творческое содружество поэта с замечательным русским режиссером. Ясная демократическая направленность творчества А. Я. Алексеева-Яковлева, естественно, привела его в ряды деятелей искусства, поставивших свой талант и мастерство на службу революции. 1 мая 1918 года Алексеев-Яковлев поставил политический карнавал - один из первых массовых праздников Советской России, осуществленный силами самодеятельности рабочих Красного Петрограда. А 1 мая 1919 года в Петрограде состоялось массовое действо «Третий Интернационал» в постановке Алексеева-Яковлева.
С именем А. Я. Алексеева-Яковлева связаны и народные «Общедоступные гулянья» в Петербургском Михайловском манеже. Здесь ставились представления с участием Анатолия Дурова. Здесь же выступали русские народные хоры, народные оркестры рожечников и т. д.
В спектакле «1812 год», например. были заняты, кроме драматических актеров, хор, балет, оркестр, а также исполнители многолюдных массовок. Интересно отметить театрализованные выступления в Михайловском манеже хора Агренева-Славянского. Многие песни были инсценированы, превращались, по словам А. Я. Алексеева-Яковлева, в «действие, развернутое средствами песни», в своего рода «зримую песню».
В 80-90-х годах XIX века «гвоздем» народных гуляний в Михайловском манеже стали театрализованные аллегорические шествия. Режиссура использовала здесь прием мистериальных педжентов площадного театра: на восьми-десяти высоких передвижных платформах размещались «живые картины», и вся процессия проходила по манежу, делая обычно два круга. Подобные шествия пользовались большой популярностью и в Москве, где в летних садах и на гуляньях в московских манежах устраивались веселые карнавальные процессии. Их: постановщиком был М. Лентовский, художником - академик А. Шехтель.
В те же годы в петербургских садах и парках стали осуществляться массовые феерии на открытом воздухе.
«Война с Турцией», «Взятие Плевны», «Синопский бой», поставленные А. Я. Алексеевым-Яковлевым в Крестовском саду, представляют несомненный интерес и с точки зрения их патриотической тематики, определившей направленность этих массовых зрелищ, и с точки зрения режиссерского решения. Участие в этих постановках войск, военных кораблей, артиллерии, а в финале — взлет воздухоплавательных шаров были по тем временам смелостью необыкновенной. Войска шли на штурм вражеских укреплений, солдаты форсировали реку в полной амуниции вплавь. Взрывалась крепость, в ней возникал настоящий пожар. А в это время на Средней Невке, на набережной которой находился Крестовский сад, пять кораблей российского флота сражались с восемью военными судами «противника», и в завершении битвы на воде - колоссальной силы взрыв всех вражеских судов. А затем - полет воздухоплавателей над головами изумленных зрителей.
Конечно, нам надо учитывать то обстоятельство, что все это происходило в 80-е годы Х1Х века. Сегодняшнего зрителя, привыкшего видеть на теле- и киноэкранах колоссальные массовки, бои, взрывы, полеты в космос, вплоть до документальных кадров «прогулки» человека по Луне, эти представления вряд ли бы так удивили. Но ведь речь идет о событиях столетней давности! А о кинематографе еще никто, кроме братьев Люмьер, даже и не помышлял...
Следует отметить массовые постановки А. Я. Алексеева-Яковлева в Петроградском парке в начале прошлоговека, где он остроумно использовал природные условия (пруды, рощу и т. д.).
Интерес народа к этим массовым постановкам («Ермак Тимофеевич», «Взятие Азова» и т. д.) был огромен: число посетителей Петровского парка в дни массовых постановок достигало десятков тысяч!
Талантливая режиссура А. Я. Алексеева-Яковлева, размах и масштабы его деятельности в создании массовых народных зрелищ, служивших, как правило, делу воспитания патриотизма,— все это было определенной ступенью в развитии жанра.
В известной мере эти работы были своего рода «подготовительным периодом» перед рождением политических массовых представлений в Красном Петрограде.
Вопросы самопроверки:
1. Формирование Руси в период язычества.
2. Основные праздники и памятные даты русского народа.
3. Что такое традиция, обычаи, обряды?
4. Народные гуляния и праздники на Руси.
5. История возникновения праздника «Рождество» и его празднование в
современное время.
6. Рождественские обычаи, традиции празднования и символы.
7. Религиозные праздники.
1. Праздник летнего солнцестояния.
2. Масленица - старинный русский праздник.
3. Рождество.
4. Жатвенные праздники.
5. Официальные светские торжества на Руси.
6.. Московский карнавал 18 в. «Торжествующая Минерва»
7. Творчество режиссера А. Я. Алексеева-Яковлева.
8. Массовые феерии на открытом воздухе в Санкт-Петербурге.
Литература:
1.Гагчин, В. Н. Культура России: Досуговая культура. - М., 2001.
2..Жигульский, К. Праздник и культура.— М.: Прогресс, 1985.
3. Журнал «Праздник» 2001-2008 г.
4..История древнего мира. под ред. В. Н. Дьякова и С. И. Ковалева.- М.,
5. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. - М.,
Наука, 1978.
6. Наши новые праздники - М:.Эксмо, Яуза, 2007.
7. Наши традиции: православные непреходящие и преходящие праздники. М.: Букмэн, 1999 - 328 с. | ||
8. | Орлов, О.Л. Праздничная культура России.- СПб.: КультИнформПресс, 2001. | |
9. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга. - М., 2002.
10. Токарев, С. А.Религия в истории народов мира.- М., 1964.
11. Традиционные формы досуга. История и современность.-М.,1993.
12. Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций. 10-11 класс, атлас. М.: Дрофа, Из-во ДИК, 2005.
13. Энциклопедический словарь юного зрителя.- М.: Педагогика, 1989.