Красноармейский агиттеатр

1919 год — год тяжелейших военных испытаний для молодой Советской России. И знаменательно, что именно в этом году Агитпроп политуправления Петроградского военного округа создал Театрально-драматургическую мастерскую Красной Армии. Этой мастерской суждено было сыграть большую роль в развитии массовых политических празднеств. В ее творческой программе говорилось, что она должна не только «основать новый героически-монументальный театр, проникнутый духом классовой борьбы пролетариата», но и «подготовить кадры ин­структоров, которые могли бы перенести в части Красной Ар­мии принципы массового героического театрального действия». Драматурги нового времени, как смело предполагали создатели мастерской, «должны настолько превзойти Эсхила, насколько идеи, одушевляющие пролетарскую Красную Армию, выше идей рабовладельческого общества древнегреческих Афин». Мастерская готовила и художников. На них возлагалась обязанность «монументальными фресками и блестящим убран­ством украсить дворцы и празднества Красной Армии».

Во главе Красноармейского театра встал Н. Г. Виноградов-Мамонт. Впоследствии его сменил А. И. Пиотровский. В числе крупнейших деятелей культуры, в той или иной мере принимав­ших участие в работе Красноармейской мастерской, были М. Горький, Ф. И. Шаляпин и В. Э. Мейерхольд, взявшийся вести режиссерский класс.

Уже в первоначальном варианте программы героико-монументального массового театра были следующие пункты: всемирность, монументаль-ность, творчество масс, оркестр искусств.

Всемирность! - тогда все мыслили и чувствовали толь­ко во «всемирном масштабе».

Монументальность! - размах Революции, идеи Интерна­ционала, величие событий и сам Петроград — колыбель проле­тарской революции, город гигантских площадей, мостов, фабрик и заводов - диктовали нашему разгоряченному воображению только один стиль - монументальный.

Творчество масс! Массы уже прорвали вековые прегра­ды,— их силы бушуют и созидают новое государство!

Оркестр искусств!.. Каждое искусство - поэзия, музыка, живопись, скульптура, танец - входят в театр, как инструмен­ты в симфоническом оркестре».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: