"Мы наш, мы новый мир построим!"
Большевики сознательно подчеркивали идейное родство между двумя революциями, и брали на вооружение методы предшественников, причем в самом жестком варианте-якобинском. Главными из них были революционный террор и беспощадная борьба с "врагами народа" (авторство термина принадлежит Жану-Полю Марату, который себя именовал, естественно, "Другом народа").
Масштабы жертв не имели значения. За годы революционного террора во Франции погибло около 40 тысяч человек. Речь шла не только о терроре. Якобинцы устраивали так называемые "трапезы братства", заставляя людей состоятельных делиться едой с бедняками.
На российской почве, как это часто бывает, западный опыт был доведен до предела. Сами большевики так и заявляли: Французская революции потерпела поражение, поскольку остановилась гильотина. Якобинцы не знали постулатов марксизма, и в итоге восторжествовал капитализм. Русская же революция станет более последовательной и радикальной версией французской.
Новое время дало новое понятие «массы», иное ее толкование. И если раньше слово это было связано с чем-то аморфным, лишенным целеустремленности и воли, то отныне народная масса воспринималась в ее революционном подъеме и организованности, с ней ассоциировалась «грандиозная огромная, грозная, стихийная сила, которой надо было дать верное направление, ясную организующую идею и ее действенное осуществление».
|
|
Каким далеким прошлым кажутся сейчас для нас - людей XXI века - первая годовщина Октябрьской революции, многотысячные маевки. Все далее отодвигаются первые годы становления советских празднеств... Годам тем, полным своеобразных и смелых начинаний, осуществлений и неудач, легко было исчезнуть из памяти искусствоведов, потому что все достижения организаторов праздничных зрелищ практически никем не учитывались, и почти не осталось документальных материалов, за исключением разве что газетной хроники и случайных бумаг, сохранившихся в архивах отдельных учреждений и лиц.
1919 год представляет большой интерес для исследователей культуры праздника. Во-первых, именно в этом году было организовано массовое убранство города художниками-футуристами, а также осуществлена первая постановка В.Э. Мейерхольдом «Мистерии-Буфф» в театре Консерватории. Значение и того, и другого события огромно. Гигантский опыт раскраски десятков тысяч аршин холста, маскировки многих зданий искверов имел во многих отношениях решающее значение для судьбы изобразительного искусства в революционные годы. Также бесспорно влияние «Мистерии-Буфф» на позднейшую эволюцию «театрального Октября». Однако дальнейшая магистральная традиция празднеств развивалась независимо от них в трех основных направлениях:
|
|
обслуживание празднеств традиционным художественным производством, спектаклями, концертами и т. д.;
обрядово-бытовое оформление празднеств;
новые формы зрелищ, возникающие из праздничного быта.
Постепенно устанавливались постоянные даты празднеств, так называемый «Красный календарь». За Первомаем в течение 1918-1919 года утверждается празднование следующих событий: «Кровавое воскресенье» (9-20 января),
«День Парижской коммуны» (18 марта), День Красной Армии (23 февраля), Октябрьская годовщина (7 ноября).
Установились традиционные центры праздничных шествий в Ленинграде: сперва - Марсово поле (поле жертв революции), а позднее - Дворцовая площадь. Но обрядовая сторона продолжала ограничиваться шествиями с оркестрами, знаменами и пением, и лишь маевка 1919 года внесла некоторое обновление: на поле жертв революции была воздвигнута наковальня, по которой ударяли, в качестве присяги, вожаки проходящих колонн.
Средой, где определялись первые серьезные попытки зрелищного оформления, явилась в 1919 году Красная Армия. Это не было случайностью. Военная организация и дисциплина легко придавали массовый характер и значение возникавшим в Красной Армии начинаниям. Немалую роль играл и агитационный момент, конечно же, учтенный военными политотделами.
В годовщину свержения самодержавия, вмарте 1919 года, командой красноармейцев в Железном зале Народного дома было разыграно своеобразное «игрище» на тему Февральской революции (руководитель Н. Г. Виноградов). Игрище «Свержение самодержавия» было явлением во многих отношениях интересным. Необычным был и состав участников: красноар-мейцы, взятые непосредственно из казарм, и метод сочинения текста: почти полностью импровизационный. Игрище развертывалось на двух на скорую руку сколоченных деревянных мостках, расположенных к противоположных концах площади, казармы или зала. Мостки соединялись нешироким, но длинным проходом. Основные перипетии действия выражались в шествиях, атаках и иных переходах массы участников с одних мостков на другие и развертывались в соединительном проходе. Костюмами и гримом были отмечены только враги: «царь», «полицейские», «генералы». Массы «рабочих» и «солдат» выступали без театральных украшений.
В праздничную традицию надолго вошло композиционное строение первых празднеств. В центре композиции - «масса», толпа рабочих, рево- люционеров и «хор». В развитии действия противостояли маски, сугубо театральные - то символические, то буффонные фигуры «врагов» революции. В празднестве «Свержение самодержавия» такими «масками» явились «царь», «Гапон», «полицейские». Все они как постоянные фигуры проходят сквозь ряд последующих празднеств. Существенным для дальнейшего развития оказалось и эпизодическое строение празднества, скрепленное массовыми шествиями, и совершенно условное понимание сценического времени.
Красноармейская Театрально-драматургическая мастерская успела подготовить и еще одно празднество, посвященное второй годовщине создания Красной Армии (23 февраля 1920 года). День праздника закончился массовым зрелищем в цирке Чинизелли. Участниками стали красноармейцы гарнизона во главе с мастерской (всего до 150 человек). Зрелище это, названное «Меч мира», носило черты своеобразного смешения широких стилистических приемов празднества с индивидуальной авторской и режиссерской трактовкой. Исторические события (Брестский мир, организация Красной Гвардии и Армии, защита Петрограда) довольно искусственно чередовались с аллегорическими фигурами и скитаниями трех библейских волхвов. Ряд мотивов этого диковинного зрелища сохранился и в последующих празднествах. Военный парад как органическая часть зрелища, инсценировка боя, освящение знамени, символический дождь красных звезд встречаются и позднее.
|
|
Месяц спустя, день Парижской коммуны был ознаменован зрелищем под названием "Гибель Коммуны», поставленным в Оперном театре Народного Дома. За этой постановкой следовала первомайская «Мистерия Освобож-денного Труда» (организатор - Д.Н. Темкин), массовое зрелище «Блокада России», поставленное на открытии Острова Отдыха 20 июня 1920 года, большое празднество у Фондовой биржи - «К Мировой Коммуне» 19 июля 1920 года, военный праздник в честь III Интернационала в Красногородских лагерях и, наконец, грандиозное «Взятие Зимнего дворца», разыгранное на Дворцовой площади в третью годовщину Октября.
Рассматривая массовые зрелища лета 1920 года в совокупности, нетрудно найти в них прямое продолжение намеченной уже в первоначальных празднествах 1919 года тенденций: к массе - хору, как основной силе, движущей действие, к беспрерывности времени при общем эпизодическом строении сценария, введению реальных вещей и движений: военному параду, манифестации, и, в особенности, к трактовке пространства как некой топографической реальности.
Ряд мотивов, намеченных в 1919 году («дождь красных звезд», «встреча победоносных войск», буффонный «Пир капитала»), получили дальнейшее развитие в других массовых празднествах. Однако не менее интересны, чем формальный стиль, были организационные и технические принципы, доведенные до значительной степени точности и планомерности. Как уже было сказано, прямыми предшественниками зрелищ 1920 года были торжества чисто военные. Первомайское зрелище и «Взятие Зимнего дворца» полностью сохранили этот военный, характер. Остальные празднества были созданы учреждениями гражданскими, но основными участниками все же оставались красноармейцы и матросы, общий принцип организации сохранился и имел строго централизованный военный характер. Как писал А. Пиотровский, действо праздника, как в архитипическом празднике, разыгрывалось по закону мифа. Зрители и участники в этот момент жили как бы в двух мирах: в реальном и в утопии. За полтора-два часа представления переживалась вся история - от восстания Спартака до выстрела «Авроры». Неординарно осмысливалось и сценическое пространство. Действие как бы переходило со сценической площадки на город, на всю планету. В основе лежало преображение. Московские рабочие становятся мировыми героями. Новобранцы красносельских лагерей - победоносными воинами революции.
|
|
Героические празднества были неотъемлемой частью культуры тех лет. Но эта традиция, в сущности, обрывается к 20-м годам ХХ века. На смену ей идут новые празднества, организованные на совершенно иных началах. Их ячейками и главными создателями становятся новые бытовые организации, художественные кружки рабочих л юношеских клубов.
Первоначальные попытки продвинуть профтеатральную продукцию в самую гущу празднующих масс относятся к начальным датам 1918 года. Но лишь к 1 мая 1919 года наметились организационные формы такого продвижения. Был разработан широкий план спектаклей и концертов в районных театрах и переброски летучих групп по окраинам. План был осуществлен лишь в незначительной части. По городу курсировали четыре летучие группы, одна из которых имела в своем репертуаре «Петрушку» - сочинение А. В. Луначарского, кажется, единственный раз испробовавшего себя тогда в качестве эстрадного автора.
Еще более смелым организационным новшеством 1 мая 1920 г. были театры на трамваях. Трамваи ходили в тот год мало и с большим трудом. И все же с утра 12 трамвайных вагонов, с прицепленнымик ним грузовыми площад к ами, посредством разноцветных фанерных щитов, размалеванных холстов, бутафорских фигур превращенные в фантастические пестрые балаганы, столпились на Михайловском кольце. С четырех часов вагоны пошли по звездообразным направлениям, каждый под руководством коменданта, имеющего в кармане точный маршрут с указанием пути следования и остановок. Пути были довольно длинные, выступать приходилось часто, каждый раз под возбужденный гул тесно обступившей праздничной толпы. По инструкции, надлежало возвещать трубой и барабанной дробью о прибытии «трамвая-театра» на место. На деле же толпа ждала представления, собравшись задолго до прибытия «трамвая-театра» на место. Представления были короткие и сопровождались музыкой. Репертуар площадок резко отличался от представлений в Летнем саду. Особенности исполнения настойчиво требовали новых форм и вдохновляли авторов к изобретательности. Акробатические приемы, плакаты, характерная бутафория играли в этих представлениях большую роль.
В ряду агитационных средств особенно были нужны жанры без промаха бьющего в цель агитационного искусства.
Театр был нагляднее и потому действеннее других искусств. Он должен был принять на себя функцию пропагандиста и агитатора, взяв курс на искусство, обладающее ударной силой воздействия на массы.
Так родился агиттеатр, сначала для небольшого количества зрителей, а затем — стремительно выросший до гигантских размеров массового агиттеатра улиц и площадей.
Массовое народно-героическое представление зачиналось в театре. И если в дальнейшем существование агиттеатра было связано с простором улиц и площадей, собирающих десятки и сотни тысяч людей на политический митинг и манифестацию, на народные массовые действа, то первый шаг к созданию будущего массового жанра сделан был в недрах молодого театра. И не случаен тот факт, что у истоков жанра стояли выдающиеся театральные деятели. Это они привнесли в стихийное буйство народных площадных действ огромную культуру русского театра, стройность драматургической структуры, четкую организацию сценического действия.
Молодое театральное искусство и нарождающийся жанр массовых праздничных действ находились в тесной взаимосвязи друг с другом.
Мы увидим в дальнейшем как в театральной практике крупнейших режиссеров (Мейерхольда и других) в 20-е годы ХХ в. ощущалось влияние массовых действ, целый ряд спектаклей по своему решению и духу приближался к народно-героическому зрелищу. И начало этому было положено еще в 1918 году.
В первой советской пьесе поэзия и монументальное народное представление слились воедино, создав героический образ народа, совершившего революцию и победоносно идущего в завтра.
Это было в ноябрьские дни 1918 года. Назывался этот сплав высокой поэзии и народного площадного действа «Мистерия-буфф». И принадлежало это произведение двум великим художникам - В. Мая-ковскому и Вс. Мейерхольду.
В воззвании, напечатанном в «Северной Коммуне» 12 октября 1918 года, говорилось: «Товарищи актеры! Вы обязаны великий праздник Революции ознаменовать революционным спектаклем!» Меньше чем через месяц появился первый революционный спектакль Советской России. История его создания такова. Летом 1917 года Петроградский Народный дом приступил к подготовке злободневного политического обозрения, задуманного как народное зрелище. В качестве автора обозрения был приглашен В. Маяковский. По свидетельству режиссера А. Я. Алексеева-Яковлева, которому была поручена постановка агитспектакля, поэт «ознакомил нас со схемой задуманного обозрения, которое затем... в окончательной редакции вылилось в его восхитительную «Мистерию-буфф». (Постановку ее осуществил Вс. Мейерхольд.)
«Мистерия-буфф» явилась прообразом жанра массовых агитационных представлений, родившихся через год после появления пьесы Маяковского.
Тематика, общий стиль (откровенная агитационная направленность, крупномасштабный образ, монументальность, героическая тема, сосуществование патетики в трактовке представителей народа с буффонным изображением врагов) роднят «Мистерию» с массовым представлением 20-х годов двадцатого столетия.
Если обратиться к сценариям таких массовых спектаклей агиттеатра, как «Действо о III Интернационале», «Мистерия освобожденного труда» (мистерия, посвященная Первому мая), «Блокада России», «Взятие Зимнего», то мы увидим определенную связь драматургических принципов «Мистерии-буфф» с драматургией массовых представлений первых послереволюционных лет.
В «Мистерии-буфф» впервые в драматургии создан коллективный герой, творящий революцию, созидающий новую жизнь. Монолитный коллективный образ пролетариата — «нечистые» проходят твердой поступью через все испытания (потоп, рай, ад, разруху), чтобы в финале спектакля уверенно и весело прийти в будущее.
«Семь пар нечистых» стали олицетворением трудового люда, совершающего победное шествие сквозь пространство и время и «землю обетованную» — землю, согретую трудом человеческих рук. Этот коллективный образ в дальнейшем нашел свое развитие в массовых инсценировках агиттеатра, а тема победившего народа стала главной темой массовых праздничных действ.
Но не только тематика и общий стиль роднят «Мистерию-буфф» с массовыми представлениями. Общность здесь гораздо более глубокая, определяемая духом времени и теми задачами, которые ставило неоднозначное время перед художниками России. «Сделать агитацию, пропаганду, тенденцию - живой», требовал В. Маяковский и проводил в жизнь идею создания агитационного театра — театра, обращенного к массе, определяя его «как арену, отражающую жизнь».
В «Мистерии» счастливо найдены основы агиттеатра, мощного и стремительного, сочетающего в себе злободневные факты политического момента с поэтически-философскими отступлениями, эпичностью, заключающейся в авторских патетических обобщениях всеземных и космических «масштабах».
В «Мистерии» органично соединены патетика революционной ломки, лексика уличного митинга, плакатов и газетных сообщений с народным площадным балаганом, с его фарсовым весельем - словом, всей той удивительно мажорной тональностью, определяемой несокрушимой верой в победу народа.
По существу, «Мистерия» - первый опыт политсатиры в советском театре. И что очень важно - в ней впервые на сцене во весь голос зазвучал победный смех народного торжества над врагом.
«Мистерия» представляет собой превосходный сценарий массового действа со всеми присущему этому жанру особенностями.
«Мистерии-буфф» — массовому политическому обозрению — было тесно в рамках театральной коробки. Она неоднократно стремилась выйти то на цирковую арену, то на широкий простор площади. Поэтому естественны и правомочны неоднократные попытки постановки «Мистерии-буфф» как массового представления.
Осенью 1920 года клубный отдел Главполитпросвета начал подготовительные работы по осуществлению массового зрелища на Девичьем поле на основе «Мистерии-буфф». И только включение пьесы в план театра Вс. Мейерхольда прекратило эту работу.
Котэ Марджанишвили (К. А. Марджанов) — выдающийся театральный режиссер, один из первых создателей жанра массовых представлений в Красном Петрограде, встретившись с В. Маяковским в Тбилиси в 1924 году, рассказал ему оригинальный план постановки «Мистерии-буфф» как массового представления на горе Мтацминда.
Бурное время рождало множество новых форм. В обстановке классовой борьбы, которая велась и в искусстве, возникают новые формы: митинг-спектакль, хоровая декламация, митинг-концерт.
Митинг-концерт - одна из форм театрализованного концерта, популярная в первые послереволюционные годы. Митингам-концертам, сочетавшим политическую пропаганду с высокими образцами искусства, придавалось очень большое значение. В них неоднократно принимал участие В. И. Ленин, в числе ораторов были Свердлов, Коллонтай, Подвойский, Землячка.
В том же 1919 году М. Горький выступил с предложением создать массовые спектакли под общей рубрикой «Инсценировки истории культуры». Их основной задачей было раскрывать «подлинное значение людей труда», В развитие этой идеи А. В. Луначарский высказал мысль ввести «инсценировки истории культуры» в уличные праздничные шествия.