Густав Лебон (1841—1931)

Основателем “психологии толпы” считается Густав Лебон (1841—1931).

Исходной позицией Лебона является мысль о том, что современная эпоха — эпоха существенных изменений. И важнейшим фактором этих изменений является невиданное дотоле в истории могущественное воздействие масс на общество. Все развитие цивилизации, все великие исторические перевороты связаны с переменами в мыслях людей. Р ост могущества масс объясняется именно распространением новых идей, связанных с интересами масс. Массы стремятся воздействовать на власть, стремясь провести свои идеи в жизнь.

Если раньше основной ролью масс было разрушение отживших свой срок цивилизаций, ибо сила толпы всегда направлена на разрушение, то теперь массы диктуют политикам их поведение. “Божественное право масс должно заменить Божественное право королей”.

Основной вклад Лебона состоит в том, что он показал, что толпа не есть собрание индивидов, а это нечто принципиально иное. Толпа есть единое образование, единое существо, наделенное своей коллективной душой. Черты толпы не имеют ничего общего с теми чертами, которыми наделены составляющие ее индивиды. Т олпа имеет коллективную душу, которая и определяет ее действия, чувства, думы, и вс е это не имеет ничего общего с тем, как повел бы себя, как чувствовал бы себя любой индивид сам по себе. Именно исчезновение в толпе сознательной личности и общая направленность чувств людей, соединенных в толпе, составляют отличительные признаки толпы. Иными словами, речь идет о специфических чертах, которыми наделена толпа, и которые отличаются от черт индивида.

Толпой руководит не разум, а эмоции.

Массовое сознание оперирует сложными и закрепленными образцами. Толпа – мыслит образами и вызывает в своем воображении образы, вызывающие другие, не имеющие никакой связи.

Лебон видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то ораторскими способностями, экспрессивен и истеричен (Троцкий, Гитлер). Отличительные качества толпы – анонимность, психическое заражение, внушаемость и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением, а поведение скорее является инстинктивным. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость общего эмоционального настроя.

Тард

Тард в книге «Мнение и толпа» (1901) сравнивал два социальных образования – толпу и публику. Публика представляет собой духовную общность, а психическое единство толпы создается физическим контактом. Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: