1. Выделите категории, относящиеся к закону взаимоперехода качественных и количественных изменений?
Тождество; мера; различие; количество; свойство; качество; скачок; противоположность.
2. Является ли труд решающим условием возникновением сознания?
Да; нет.
3. Исторический материализм К. Маркса это:
Философия общества; экономическая теория; философия истории; социометрия.
4. Философию В. Соловьева можно отнести:
К объективному идеализму; к субъективному идеализму.
5. Является ли труд решающим условием возникновения сознания?
Да; нет.
1. Противоречие как источник движения и развития.
Противоречие — внутреннее соотношение тенденций, сторон предмета или процесса, проникающих друг в друга и одновременно отрицающих друг друга. Противоречие выступает как единство - и борьба противоположностей. Противоречие носит всеобщий характер. Нет ни одного предмета, который не был бы внутренне противоречив.
Само противоречие тоже развивается: от зародышевых форм до крайних форм обострения. Таким образом, противоречие является «ядром диалектики», ибо оно выступает как источник всякого движения развития.
|
|
Существуют многообразные формы противоречия: существенные и несущественные, внутренние и внешние (по-разному влияющие на развитие предмета).
Познанию также свойственны противоречия. Вся история развития познания — это процесс возникновения противоречий (парадоксов и т. п.) и разрешения их, это постоянная борьба различных противоположных идей, конкурирующих концепций.
Диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:
а) выявление предметного противоречия;
б) всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;
в) исследование другой противоположности;
г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
д) определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
е) прослеживание этапов развития данного противоречия;
ж) анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения.
2. Критика Фейербахом диалектики Гегеля.
Критическое отношение к Гегелю сформировалось у Фейербаха около 1839 года. Важнейшее значение придавал Фейербах уяснению того, что Гегелю не удалось дать убедительного обоснования тождества бытия мышления. Фейербах показывал, что в «Феноменологии духа» при критике чувственной достоверности как сознания, для которого реальным бытием являются чувственно воспринимаемые единичные вещи, Гегель опровергает не «здесь» как предмет чувственного сознания и как нечто, данное нам в отличие от чистой мысли, но как логическое «здесь» …». Это значит, что «Гегель на самом деле не был вовлечен в чувственное сознание и не вдумался в него». Оказывается, что бытие, с которого начинает феноменология, стоит в прямом противоречии с действительным бытием не в меньшей степени, чем бытие, с которого начинается логика Гегеля.
|
|
Фейербах считал, что философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие. При этом должна учитываться практическая точка зрения, в том числе точка зрения еды и питья, которую в какой-то мере принимал в расчет и Гегель, но при этом он извращал ее смысл, поскольку считал, что она служит опровержению истинности чувственного единичного бытия.
Философ пишет в работе «К критике гегелевской философии»: «Гегель начал с бытия, с понятия бытия, или с абстрактного бытия, так почему же не начать с самого бытия, то есть реального бытия?» «Гегель отложил в сторону основы и естественные причины… Но… спекуляция, выходящая за переделы человека, тщетна, как тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого, кроме гротескных фигур у него не получается»