Билет № 16. 1. Категория «отчуждение» в системе К

1. Категория «отчуждение» в системе К. Маркса?

Экономическая; социологическая; онтологическая.

2. Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

Да; нет.

3. Выделите формы рационального познания.

Ощущение; суждение; понятие; восприятие; представление; умозаключение.

4. Назовите представителей французского экзистенциализма.

Хайдеггер; Ясперс; Камю; Фромм; Сартр.

5. Определите, что изучает онтология?

Природу; материю; бытие; реальность.

1. Пространство и время.

Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.

В настоящее время более достоверной выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

2. Проблема взаимоотношения «общество-природа». Сущность экологического кризиса.

В широком смысле слова природа — это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний; при таком подходе природа включает в себя и общество. В узком смысле природа — материальный мир, за исключением социальной формы движения. Но все материальные средства жизнит так или иначе создаются человеком из материалов природы.

Воздействие человека на окружающую природу находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил, состояния научно-технического. прогресса. Поэтому если в прошлом стихийное развитие культуры приводило к запустению лишь отдельные районы Земли, то в наши дни оно вызывает глобальные последствия. Вместе с тем и повседневная хозяйственная деятельность людей вызывает стихийные процессы, грозящие обществу. Известен не один случай, когда человек, преследуя ближайшие цели, развязывал вместе с тем разрушительные силы природы. В этом смысле природа «мстит» 'человеку 'за его безрассудство, и как памятники прошлого безрассудства простираются огромные пустыни и полупустыни, возникшие в результате стихийной человеческой деятельности. Обращая внимание на губительные последствия выкорчевывания леса в Персии, Месопотамии, Греции, К. Маркс писал: «Вывод таков, что культура,— если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню

Природа—связанное целое. Воздействуя на отдельные ее звенья, человек так или иначе приводит в движение всю цепь явлений, преобразует многообразный комплекс. Прежде всего из того, что, как все живое на Земле человек неотделим от ее биосферы. Условия биосферы — это необходимые естественные факторы существования человека. В условиях современного этапа научно-технической революции обнаружились черты экологического кризиса — кризиса самой организации живой природы. Перед человечеством со всей остротой встали вопросы защиты природы, рационального использования ее ресурсов и соответственно сохранения и умножения продуктивности биосферы.

И если раньше тревогу вызывала только пессимистическая оценка природных ресурсов, то теперь речь идет о пессимистической оценке всего комплекса проблем, связанных с различными аспектами взаимодействия природы и общества. Интересы защиты природной среды настоятельно выдвигают задачу совершенствования среды социальной: ликвидации частной собственности на средства производства, соединения достижений научно-технической революции с преимуществами плановой системы хозяйства, сознательного, целенаправленного развития культуры. Проблема взаимодействия общества и природы неизбежно превращается в наши дни в проблему освобождения человечества от всех форм социального порабощения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: