1. Какие перечисленные понятия относятся к закону отрицания отрицания:
качество; анализ; синтез; преемственность??; эволюция.
2. Является ли у Гегеля природа инобытием идеи?
Да; нет.
3. Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные реальности?
Да; нет.
4. Истина – это:
Соответствие знаний миру; объективные знания; правила соотношения суждений; соответствие знаний образу жизни.
5. В чем выражается идеалистическая сущность философских взглядов Фейербаха?
В понимании природы; во взглядах на общество; в антропологическом принципе; в биологической трактовке человека.
1. Материя и движение.
Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой. Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.
Движение материи;
• возникает из самой • всеобъемлюще • постоянно.
Изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.
|
|
Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:
1) от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);
2) от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).
Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие.
Существует зависимость между двумя свойствами материи — массой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энергией, выражающей меру материального движения, изменяемости.
Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.
Движение также может быть:
• количественным — перенос материи и энергии в пространстве;
• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
Качественное движение делится на:
• динамическое • популяционное.
Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм.
Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к возникновению совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.— материя приобретает новое состояние, отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:
|
|
• «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи,
• «диссипативная структура» распадается и
Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика» И.. Пригожин.
2. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.
Гумилёв Лев Николаевич (1912-1992) Долгие годы его произведения не могли увидеть свет. Лишь в конце 70-х — начале 80-х гг. начинается широкая полемика по его концепции этногенеза в связи с философией истории, которую он разрабатывал. Исторический процесс он рассматривает как динамику жизни и взаимодействия этносов, где этнос — это группа, имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим и обладающая едиными стереотипами поведения.
Этносы имеющют энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадение или несовпадение вибраций разных этносов делает их дружественными или враждебными. Появление этноса на свет происходит за счет космического энергетического толчка, порождающего в ряде особей «пассионарность».
Пассионарность— это высокая целеустремленность отдельных индивидов, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью ради -выполнения задачи. Пассионарии способны вести за собой других, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса).
Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), акмэ (высшую ступень развития), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замена пассионариев субпассионариями), и наконец, гибель этноса. Когда ведущий этнос гибнет, периферийные перехватывают у него эстафету. Так движется история.
Основные труды: «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера. История людей и история природы», «Ритмы Евразии» и др.