Цель: Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Пресноводные рыбы»; словарь антонимов;
— учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола плыть;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: фигурка маленькой игрушечной рыбки; тазик с водой, в котором размещена небольшая коряга; альбомы 2 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть речных рыб. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Окунь, щука... |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую рыбу, например: «Быстрая щука», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет эту рыбу ласково: «Быстренькая щучка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Медлительная рыбка. — Шустрая, быстрая рыбка. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
|
|
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и поговорок.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов ершик, хвост и поговорок: «Молчать, как рыба»; «Чувствовать себя, как рыба в воде».