Д.А.ЗУБКОВ
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛОГИКА»
учебно-методическое пособие
для студентов дневной и заочной формы обучения
Чайковский, 2012
Автор – к.п.н. Зубков Д.А.
Рецензент – к.п.н., доцент Мухамитянов Ф.Д.
Курс лекций по дисциплине «Логика»: учебно-методическое пособие - утверждено
Учебно-методическим советом № ______ от ________________ 2012 г
Цель курса лекций – помочь студенту в освоении дисциплины «Логика». Курс включает: предисловие, где обосновывается значимость дисциплины; планы и содержание лекций; перечень основной и дополнительной литературы по каждой лекции.
Курс лекций предназначен для студентов ФГБОУ ВПО – Чайковский государственный институт физической культуры дневной и заочной форм обучения, в том числе обучающимся на индивидуальном графике.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Логика» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих культуру мышления будущих специалистов.
Фундаментальной основой любой учебной дисциплины является понятийный аппарат и работа с ним. Дисциплина «Логика» закладывает основу для понимания и осознания основных форм и законов мышления, тем самым создает предпосылки для успешного усвоения учебного материала.
Настоящая разработка способствует закреплению теоретических знаний, обеспечивает возможность студентам, обучающимся на индивидуальном графике, организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины.
ЛЕКЦИЯ 1
ЯЗЫК И ЛОГИКА
План лекции:
1 Объект, предмет и значение логики.
2 Сущность процесса познания.
3 Основные логические формы.
4 Язык логики: дескриптивные и логические термины.
5 Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 9 – 24; 85 – 95).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 77 – 101).
b дополнительная литература:
1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 7 – 47; 161 – 175).
2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 5 – 27).
3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 5 – 11).
Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность».
3 значения:
- как закономерность и взаимосвязь между событиями или поступками людей в объективном мире;
- как строгость, последовательность, закономерность процесса мышления;
- как наука, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.
Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир.
Объектлогики – мышление человека.
Предметлогики – логические формы, операции с ними и законы мышления.
Логическая форма – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
3 логические формы:
1 Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов.
2 Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
3 Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
ЯЗЫК ЛОГИКИ
Язык логики составляют две большие группы:
1 дескриптивные термины;
2 логические термины.
К дескриптивным терминам относятся:
1 Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие единичные предметы («Аристотель», «первый космонавт», «Чайковский государственный институт физической культуры» «7») или классы однородных предметов (например, «пароход», «книга», «спортсмены», «виды спорта», и др.).
В зависимости от наличия частей, имеющих самостоятельный смысл:
a простые («удар», «шаг», «дисциплина»);
b сложные («самый большой водопад в мире», «обитаемая планета Солнечной системы»).
В зависимости от обозначаемого предмета:
a. собственные – имена отдельных людей, предметов, событий («П.Ф.Лесгафт», «Кама»);
b. общие – название класса однородных предметов, («спортсмены», «институт»).
2 Функции – выражения, содержащие одну или несколько переменных.
В зависимости от того, чем станет выражение после подстановки конкретных значений:
a именная функция – это выражение, которое при замене переменных на постоянные превращается в обозначение предмета («тренер спортсмена «y» – подставив вместо «у» конкретное имя, получим сложное имя конкретного тренера);
b пропозициональная функция – выражение, превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области («z» – тренер спортсменов «х» и «y» – подставив вместо «z», «x» и «у» конкретные имена, получим либо истинное высказывание (если он действительно их тренирует), либо ложное (в том случае, если он не является их тренером));
В зависимости от числа переменных:
a одноместные – содержащие одну переменную («x – лыжник »);
b многоместные – содержащие две и более переменных («х > у»; «х + z»).
3 Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами.
В зависимости от того, что обозначает предикатор:
a одноместный – обозначают свойства («сильный», «смелый», «большой»);
b двухместный – обозначают отношения между двумя сравниваемыми предметами: («больше», «сильнее», «старше»);
c трехместный – обозначает отношения между тремя сравниваемыми предметами («между» («Город Москва расположен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»).
4 Функциональные знаки – выражения, обозначающие математические функции, операции («сtg a», «+», «Ö» и др.).
К логическим терминам относятся:
1 Конъюнкция – соответствует союзу «и» – обозначается: a ^ b, или а • b, или а & b («Закончились лекции, и студенты пошли домой»).
2 Дизъюнкция – соответствует союзу «или» (нестрогая дизъюнкция – истинными могут быть одновременно оба суждения); «либо» (строгая дизъюнкция – сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба) – обозначается: a v b («Он или спортсмен или музыкант»)
3 Импликация – соответствует союзу «если... то» – обозначается: а → b. («Если будет хорошая погода, то мы пойдем в поход»).
4 Эквиваленция – соответствует словам «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно» – обозначается: а ≡ b, или а ↔ b, или а→← b («Квадрат тогда и только тогда квадрат, когда это равносторонний прямоугольник»).
5 Отрицание – соответствует словам «неверно, что» – обозначается: ā, ~а («Тренировка сложная» (а); «Неверно, что тренировка сложная (ā)).
6 Кванторы – указывают, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.
В зависимости от этого:
a кванторы общности – соответствуют словам «все», «каждый», «ни один», «никто» и т.д. – обозначаются: («Все студенты должны учить логику»);
b кванторы существования – соответствуют словам «некоторые», «часть», «большинство» и т.д. – обозначаются: («Некоторые спортсмены - биатлонисты»).
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Логический закон – необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями.
1 Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.
р есть р; р → р или р ≡ р,
Мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями.
Нарушение закона – «подмена понятий» («Один - про Фому, другой - про Ерему»).
(«Студенты прослушали разъяснения учителя». Здесь неясно, слушали ли они внимательно или, наоборот, пропустили его разъяснения).
2 Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно.
«неверно, что «р» и «не р»»,
т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую («Этот студент сдал сессию» и «Этот студент не сдал сессию»).
3 Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно – истинно, а другое – ложно, третьего не дано.
«либо «р», либо «не р»
Если суждение «Все студенты должны учить логику» истинно, то отрицание этого суждения «Некоторые студенты не должны учить логику» - ложно.
4 Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых, доказана.
«если есть q, то есть и его основание р».
Если истинность какой-либо мысли принята только на веру, то она не может считаться обоснованной.