ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
План лекции:
1 Определение (дефиниция) понятия.
2 Деление понятий.
3 Обобщение и ограничение понятий.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 35 – 49).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 35 – 59).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 35 – 59).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 27 – 44).
b дополнительная литература:
5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 108 – 128).
6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 199 – 225).
7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 25 – 31).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Определение – это логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.
Определение состоит из двух частей:
- определяемое понятие (dfd)– исходное понятие, содержание которого уточняется;
- определяющее понятие (dfn) – перечень признаков, входящих в содержание понятия.
Студент (dfd) – учащийся, получающий профессиональное образование (dfn).
Виды определений:
- явные;
- неявные.
Явное определение имеет вид некоторого равенства: А = В; А есть (это, является) В:
1 имеющие родовидовую форму (определяющее понятие в них состоит из родового понятия и видовых отличий – признаков, по которым можно выделить некоторое особое подмножество, составляющее объем определяемого понятия).
В зависимости от того, какой признак лежит в основе видовых отличий:
a квалифицирующие определения – в качестве видового отличия выделяются внутренние или внешние существенные признаки предметов («Квадрат – прямоугольник с равными сторонами»);
b генетические определения – указывают на способ построения, получения или происхождения объекта («Окружность есть замкнутая линия, образованная вращением радиуса определенной длины вокруг неподвижной точки в некоторой плоскости»);
c операционные определения – это определения, в которых указывается на процедуру, с помощью которой можно узнать, входит ли какой-либо предмет в объем данного понятия или нет («Кислота есть жидкость, которая окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет»);
d целевые определения– видовой признак включает указание на функции, цели предметов («Транспорт есть средство для пространственного перемещения людей и грузов»).
2 не имеющие родовидовой формы:
a перечислительные определения – определения, в определяющей части которых перечисляются все предметы, входящие в объем определяемого понятия («Дни недели– это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье»).
Неявные определения– не имеют вида равенства А = В:
a контекстуальные определения – в них смысл термина становится понятным не с помощью специальной формулировки типа равенства, а с помощью окружающего этот термин текста (контекста) («ключ», «ручка»);
b рекурсивное – определение, в котором задаются операции вычисления («определение операции возведения в первую степень: а 1 = а»);
c аксиоматическое – это определение, в котором содержание понятия задается системой правил, которым оно должно соответствовать («Зачет «автоматом»– это когда ходил на все занятия, сделал все практикумы, выполнил контрольную и все тесты на положительные оценки»).
В зависимости от того что уточняется в определении:
1 реальное определение– если уточняются признаки предметов, входящих в объем понятия («Квадрат – равносторонний прямоугольник»);
2 номинальное определения – уточняется или вновь производится процедура именования («будем называть», «раньше называли», «назовем»– «Золотым правилом» принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними»).
Требования к определению:
1 Правило соразмерности: определяемое понятие и определяющее понятие должны быть в точности равны по объему.
Проверка – 2 вопроса: «Всякое ли А суть В?» и «Всякое ли В суть А?».
(«Студент– это учащийся…(неверно)»).
2 Правило отсутствия круга: определяющее понятие должно быть определено и понятно без ссылки на определяемое понятие («Возможность – это то, что только возможно»).
3 Правило отчетливости: определение должно быть четким, ясным, отчетливым и лишенным двусмысленности («Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму???»).
4 Правило целостности: признаки, зафиксированные в определяющем понятии должны быть связаны между собой так, чтобы создать целостный образ, некоторое смысловое единство.
5 Правило простоты: определение должно быть компактным, легко обозримым («Система как объект человеческого познания и практического освоения есть реальная многоуровневая совокупность (иерархическая организация) компонентов (состав и структура), представляющая собой противоречивое единство и способность к самостоятельному динамическому функционированию (самодвижению) и целесообразному поведению в рамках некоторой метасистемы (среды)»).
Приемы, заменяющие определение:
1 описание – содержит отличительные признаки объекта, не обязательно существенные, но достаточные, чтобы в данной ситуации узнать его, выделить среди других объектов («Кислый, желтый, цитрусовый»…);
2 указание– приведение примера, иллюстрации, буквальное указание на представителя класса предметов («Существительное – это «стол», «стул», а глагол – это «бежать», «строить»);
3 сравнение – прием, когда неизвестный объект сравнивается с похожим на него известным объектом («Рояль – это пианино, только больших размеров»);
4 характеристика – такой прием, когда приводятся признаки объекта, но, в отличие от определения и описания, среди этих признаков обязательно присутствуют оценочные слова («высокого роста, симпатичный такой, видный, очень вежливый, воспитанный, одним словом, приятный такой молодой человек»);
5 различение– установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов («Быть педагогом– это не только профессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности»).