Лекция 3. 1 определение (дефиниция) понятия

ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

План лекции:

1 Определение (дефиниция) понятия.

2 Деление понятий.

3 Обобщение и ограничение понятий.

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 35 – 49).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 35 – 59).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 35 – 59).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 27 – 44).

b дополнительная литература:

5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 108 – 128).

6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 199 – 225).

7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 25 – 31).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Определение – это логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.

Определение состоит из двух частей:

- определяемое понятие (dfd)– исходное понятие, со­держание которого уточняется;

- определяющее понятие (dfn) – перечень признаков, вхо­дящих в содержание понятия.

Студент (dfd) – учащийся, получающий профессиональное образование (dfn).

Виды определений:

- явные;

- неявные.

Явное определение имеет вид некоторого равенства: А = В; А есть (это, является) В:

1 имеющие родовидовую форму (определяющее понятие в них состоит из родового понятия и видовых отличий – признаков, по которым можно выделить некоторое особое подмножество, составляющее объем определяемого понятия).

В зависимости от того, какой признак лежит в основе видовых отличий:

a квалифицирующие определения – в ка­честве видового отличия выделяются внутренние или внешние существенные признаки предметов («Квадрат – прямоугольник с равными сторонами»);

b генетические определения – указывают на способ построения, получения или происхождения объекта («Ок­ружность есть замкнутая линия, образованная вращением радиуса определенной длины вокруг неподвижной точки в некоторой плос­кости»);

c операционные определения – это определения, в которых указывается на процедуру, с помощью которой можно узнать, вхо­дит ли какой-либо предмет в объем данного понятия или нет («Кислота есть жидкость, которая окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет»);

d целевые определения– видовой признак включает указа­ние на функции, цели предметов («Транспорт есть сред­ство для пространственного перемещения людей и грузов»).

2 не имеющие родовидовой фор­мы:

a перечисли­тельные определения – определения, в определяющей части которых перечисляются все предметы, входящие в объем определяемого понятия («Дни недели– это понедельник, вторник, среда, четверг, пятни­ца, суббота, воскресенье»).

Неявные определения– не имеют вида равенства А = В:

a контекстуальные определения – в них смысл термина становит­ся понятным не с помощью специальной формулировки типа ра­венства, а с помощью окружающего этот термин текста (контек­ста) («ключ», «ручка»);

b рекурсивное – определение, в котором задаются операции вычисления («определение операции возведения в первую степень: а 1 = а»);

c аксиоматическое – это определение, в котором содержание понятия задается системой правил, которым оно должно соответствовать («Зачет «автоматом»– это когда ходил на все занятия, сделал все практикумы, выполнил контрольную и все тесты на положительные оценки»).

В зависимости от того что уточняется в определении:

1 реальное определение– если уточняются признаки пред­метов, входящих в объем понятия («Квадрат – равносторонний прямоугольник»);

2 номинальное определения – уточняется или вновь производится процедура имено­вания («будем называть», «раньше называли», «назовем»– «Золотым правилом» принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, что­бы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними»).

Требования к определению:

1 Правило соразмерности: определяемое понятие и опре­деляющее понятие должны быть в точности равны по объему.

Проверка – 2 вопроса: «Всякое ли А суть В?» и «Всякое ли В суть А?».

(«Студент– это учащийся…(неверно)»).

2 Правило отсутствия круга: определяющее понятие должно быть определено и понятно без ссылки на определяемое понятие («Возможность – это то, что только возможно»).

3 Правило отчетливости: определение должно быть четким, ясным, отчетливым и лишенным двусмысленности («Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму???»).

4 Правило целостности: признаки, зафиксированные в определяющем понятии должны быть связаны между собой так, чтобы создать целостный образ, неко­торое смысловое единство.

5 Правило простоты: определение должно быть компактным, легко обозримым («Система как объект человеческого познания и практического ос­воения есть реальная многоуровневая совокупность (иерархическая организация) компонентов (состав и структура), представляющая собой противоречивое единство и способность к самостоятельно­му динамическому функционированию (самодвижению) и целесо­образному поведению в рамках некоторой метасистемы (среды)»).

Приемы, заменяющие определение:

1 описание – содержит отличительные признаки объекта, не обязательно существенные, но достаточные, чтобы в данной ситу­ации узнать его, выделить среди других объектов («Кислый, желтый, цитрусовый»…);

2 указание– приведение примера, иллюстрации, буквальное указание на представителя класса предметов («Существительное – это «стол», «стул», а глагол – это «бежать», «строить»);

3 сравнение – прием, когда неизвестный объект сравнивается с похожим на него известным объектом («Рояль – это пианино, толь­ко больших размеров»);

4 характеристика – такой прием, когда приводятся признаки объекта, но, в отличие от определения и описания, среди этих при­знаков обязательно присутствуют оценочные слова («высокого ро­ста, симпатичный такой, видный, очень вежливый, воспитанный, одним словом, приятный такой молодой человек»);

5 различение– установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов («Быть педагогом– это не только про­фессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: