Важнейшей ее чертой является рационализм. Имеется в виду рационализм в самом широком понимании. Культура Нового времени ставит разум («рацио») исключительно высоко. По сути дела, возникает своеобразный культ разума. Это прежде всего культ научного разума — уверенность в безграничных возможностях науки. Новое время производит переворот по сравнению с тем, как понимало разум традиционное
христианство. Теперь для разума не признается никаких ограничений. Основанием такого понимания является уверенность в рациональности всего сущего, всей Вселенной и каждой отдельной ее части. В основе Универсума лежат разумные принципы. Известным современным исследователем новоевропейский рационализм описывается следующим образом: «Так как предполагается, что <...> разум человека и постигаемая разумом природа действуют на основе устойчивых и неизменных принципов, то и отношение между ними тоже предполагается устойчивым и неизменным. В таком случае задача философа заключается в том, чтобы анализировать и объяснять неизменные и универсальные принципы человеческого понимания... Неизменный разум господствует над неизменной природой согласно неизменным принципам. Реальным был лишь вопрос: «Каковы эти неизменные принципы?»1
|
|
Неизменность принципов входит в самое существо разумности, поскольку разум, не имеющий принципов, перестает быть разумом. Конечно, мир изменчив и многообразен. Однако в этой изменчивости и в этом многообразии можно усмотреть нечто неизменное и универсальное. Помимо принципов наиболее общего характера есть еще принципы частные. Это то, что называется научным законом. Таким образом, уверенность в рациональности мироздания открывает путь к методологическому обоснованию науки.
Наука Нового времени — феномен особого свойства. Она радикально отлична и от «мудрости» древних, и от средневековой «учености». Эллинская мудрость — это эстетически ориентированное мастерство2. Средневековая ученость — навыки умозрительно-логического мышления, отправляющегося от истин Откровения и Святоотеческого предания. Возникновение науки Нового времени знаменует собой радикальный сдвиг в изменении структуры всего мировоззрения. Новоевропейская наука закладывает основы современного естествознания. Однако для этого потребовалось новое основание самого мировоззрения. Главным в этой связи стал вопрос о достоверности знания. Очевидно, что коль скоро разум полагается главным инструментом познания реальности, которая в своем существе разумна, то основания достоверности следует искать опять же в разуме. Знаменитое cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую») Р. Декарта выступает ответом на вопрос о последних основаниях достоверности знания. Мыслить — значит мыслить последовательно и непротиворечиво. То, что может быть помыслено непротиворечиво, обладает наибольшей степенью достоверности. Рациональная достоверность ложится в основу новоевропейской науки.
|
|
Рационализм предопределил и тот факт, что в европейской культуре и истории начиная с Нового времени особую роль стала играть идейная сторона. «Вся история нового общества происходит на почве
убеждений... новое общество двигалось вперед лишь под влиянием мысли...» — справедливо заметил русский мыслитель1.
Культура Нового времени наряду с рационализмом и научностью выдвигает еще один принцип, резко отличающий ее от культуры предшествующих эпох и составляющий важнейшую черту ее своеобразия. Речь идет о понимании самой культуры. Для Нового времени характерно понимание культуры как «второй природы». Культура мыслится как построение новой природы, сотворенной человеком, но столь же важной, как и первая. Этим самовосприятие данного типа культуры отличается от самовосприятия древней и средневековой культуры, в которых господствующим был принцип приспособления к природе. Созидательный принцип новой культуры выразился в ее постоянной ориентации на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх необходимого, на технологические нововведения. Переделка природы и создание на этой основе особого мира — продукта человеческого творчества — радикально отличают ориентацию новоевропейской культуры не только от того, что было ранее в Европе, но и от того, что когда бы то ни было наблюдалось в других цивилизациях. Столь акцентированное подчеркивание активности человека, его созидательной мощи по отношению к миру есть пионерский шаг, совершенный новоевропейской культурой. И хотя в последующие эпохи активизм стал достоянием иных региональных культур и всего мира, приоритет в его открытии принадлежит Европе Нового вреие-ни. Забегая вперед, заметим, что в активизме новой культуры содержались не только заманчивые перспективы, но таились и опасности. Однако последние выявились в полном объеме в более позднее время. Только XX в. обнаружил их во всей полноте.
Очевидно, что характер культуры Нового времени предопределил ее критическое отношение к предшествующим эпохам. Новое время повело отсчет критике средневековья. С легкой руки новоевропейских авторов средневековье предстало в виде эпохи мрака и суеверия. В полемическом задоре были перечеркнуты многие замечательные достижения средневековой культуры. Однако это не означало, что достижения средних веков напрочь выпали из новоевропейской культуры. Нет, они служили твердой основой новоевропейской мысли. Более того, внутри последней не переставала действовать тенденция самокритики, опиравшаяся на сохранение связей с прошлым. Поэтому новоевропейский активизм в целом не выходил за определенные рамки. Критика прошлого не превращалась в критику с позиций обскурантистского нигилизма. Мыслители Нового времени стремятся вписать установку на активизм в рамки духовных ценностей, а не отбросить духовные ценности как таковые. Они далеки от того, чтобы не видеть в этом проблемы или упрощать ее. Отношение новой культуры к ценностям христианского проис-
1 Тулмин Cm. Человеческое понимание. М., 1984. С. 36. ' См. раздел «Философия античной классики».
1 Чаадаев П.Я. Соч. Т. 1. С. 334-335.
хождения, осмысление их под новым углом зрения и составляет одну из важнейших тем западноевропейской философской классики.
Новоевропейская культура тесно связана с Просвещением. Просвещение — особое идейное и культурное течение, оформившееся в Западной Европе в конце XVII-XVIII в. Его крупнейшими представителями принято считать таких мыслителей, как Дж. Локк, Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, И. Гердер, Г. Лессинг и другие. Значение Просвещения выходит далеко за рамки эпохи, в которую жили и творили его представители: почти весь последующий XIX в. прошел под знаком торжества идей Просвещения. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения и философии лежала убежденность в разумности мироздания, а следовательно — в возможности построения общества в соответствии с разумными принципами воспитания «разумного» человека. Просвещение связано с подлинным культом Разума, под которым просветители подразумевали принципы современной им классической науки. Для них характерно представление о «радикальном добре» в человеческой природе, согласно которому человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, неблагоприятным воздействием общественной среды, недостатками воспитания. В основе просветительской парадигмы лежало разделение всего общества на просвещенную «элиту» и непросвещенную массу, народ, которому они сочувствовали и направляли свои усилия на его воспитание и просвещение. Характерной для Просвещения была также установка на преобразование общества согласно научно обоснованному проекту. Поздние просветители, постепенно убеждаясь в том, что общество -«народ» — плохо поддается просветительскому и воспитательному воздействию, допускали применение насилия в целях улучшения общественной жизни. Безусловная заслуга просветителей состояла в том, что они как никогда высоко подняли общественный престиж науки и образования. Высокая планка оценки знания и компетентности (в противовес невежеству и обскурантизму) с тех пор в странах Европы в целом никогда не опускалась.
|
|
Глава III