Преимущества деловой игры как активного метода обучения

Традиционные методы обучения и преподавания, такие как лекции, чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа, успешно помогают обучающимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамки которых сможет вместиться будущий опыт. Тем не менее, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях.

Во-первых, они мало помогают обучающемуся изменить его установку или поведение. Например, можно предложить проходящего обучение менеджера прокомментировать конкретный случай, задав ему вопрос или, просьбу рассказать, как он поступит с недовольным сотрудником; но если он займется этим на деле, то приобретет исключительно ценный опыт. Деловая игра представляет собой уникальный прием экспериментального обучения межличностному взаимодействию, метод, который помогает обучающемуся справляться с неопределенностью и не простыми житейскими ситуациями.

Деловая игра помещает людей в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях.

Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера навыков межличностного общения и коммуникации. Развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. В данном случае неважно насколько начитан и наблюдателен человек. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. И даже если это было бы возможно, обучающимся не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации.

В настоящее время игровой метод занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала. Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.

В.Я. Платов, анализируя деловую игру как модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения, отмечает, что в ней «синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр». По мнению В.П. Пугачева, игра в общей форме «представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс». Таким образом, игра - это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Применительно к учебному процессу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения профессиональных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

Из любой деловой или обыденной ситуации можно извлечь много полезных уроков. Все они от­носятся к области эффективной межличностной коммуникации. Ве­дение ли это переговоров или разрешение ситуации, связанной с оби­дами, - успех разговора зависит от способности менеджера влиять, убеждать, советовать и выказывать понимание. Точно так же для осуществления успешного руководства и взаимодействия на рабо­те очень важно уметь правильно задавать вопросы, слушать и пони­мать язык жестов и телодвижений. Все эти стороны непосредствен­ной межличностной коммуникации могут быть легко изучены с по­мощью ролевых игр как неотъемлемой части деловых игр. Ролевые игры позволяют развивать способности вести и контролировать разговор, разрешать конфликты, достигать соглашений или добиваться принятия обязательств. Кроме того, в ре­зультате исполнения роли другого человека, происходят изменения в сфере отношений и мнений личности.

Навыки, которые могут быть получены в про­цессе ролевых игр:

- все общие навыки собеседования и общения, включая умение задавать вопросы, выслушивать, уточнять факты, делать выводы и следить за невербальными сигналами и понимать их;

- умение правильно построить разговор с учетом мотивации другого человека;

- выяснение причин и четкой картины рассматриваемой ситуации;

- разъяснение последствий, которые наступят, если ситуация не изменится;

- навыки исследования картины отношений и чувств;

- умение справляться с эмоциями, чувством обиды и конфликтной ситуацией;

- умение примириться с принятым решением;

Кроме обретения коммуникативных навыков с помощью ролевых игр можно решать следующие задачи:

- изменение отношения как по отношению к себе, так и по отношению к себе. Можно полностью изменить мнение и от­ношение человека, если попросить его сыграть несвойственную ему роль и этим дать возможность испытать те чувства, которые он до сих пор так ярко не испытывал. С помощью ролевой игры можно узнать мнения других людей по поводу своего поведения и отношения. Начинать нужно с вопроса: «А что, если бы я?..»

- демонстрация модели поведения. При помощи ролевой игры мож­но продемонстрировать нормативную модель поведения, которой можно следовать в будущем.

- репетиция возможных реальных ситуаций. Ролевые игры дают воз­можность отрепетировать действия в ситуации, которая должна произойти в недалеком будущем, или же проверить модели по­ведения в ситуациях общения с клиентом, работником, пациен­том и т. д., прежде чем применять эти модели «на практике».

Основной недостаток, за который критикуют ролевые игры, - это их недостаточная реалистичность. Однако вряд ли удастся точно учесть в ролевой игре все трудные ситуации, которые возникают в организации в реальной жизни. Поэтому невозможно избежать критики относительно упрощения ситуаций и, следовательно, неправдоподоб­ности.

В защиту игр можно сказать следующее. Любая техника, способ­ная повысить уверенность людей в своих силах и сформировать эффективные модели поведения, - имеет право на суще­ствование. Конечно, ни в одной игре невозможно предусмот­реть все обстоятельства ситуации, но можно предугадать многие воз­можные проблемы и выработать эффективные модели поведения, ко­торые помогут с ними справиться.

Другой довод против ролевых игр состоит в том, что многие люди боятся нелепо выглядеть или делать ошибки на глазах у других. Им может быть неприятно от сознания того, что их снимают на видеока­меру и что за каждым их действием следят другие члены группы.

Эти страхи можно преодолеть только в том случае, если в игры вовлекаются все без исключения члены группы и у каждого есть возможность участвовать в обсуждении по поводу действий других. Тре­нер, знающий о такой проблеме, должен стремиться создать атмо­сферу взаимной поддержки, а страх и смущение перед камерой умень­шаются после пробной видеозаписи.

Таким образом, там, где необходимо приобрести практический опыт, деловая игра подходит идеально.

Деловая игра это активный метод обучения, который наиболее подходит для обучения взрослых, поскольку позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, позволяет более эффективно усваивать новую информацию, приобретать и совершенствовать навыки, необходимые для работы в системе Человек-Человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: