Проверьте ваше знание этикета. 1. В соответствии с этикетом на прием первыми следует прибыть

1. В соответствии с этикетом на прием первыми следует прибыть:

а) руководству представительств (фирм);

б) сотрудникам представительств (фирм).

2. На приеме без рассадки гостю следует:

а) подойти к столу с закусками один раз;

б) подходить к столу с закусками несколько раз;

в) на тарелку положить сразу все выбранные закуски;

г) подходить к столу за другой закуской с использованной тарелкой;

д) рюмку держать в правой руке;

е) рюмку поставить на тарелку с закуской;

ж) закуску класть на тарелку своей вилкой, держа ее в правой руке.

3. По окончании приема первыми уезжают:

а) сотрудники среднего ранга;

б) руководители;

г) сотрудники младшего ранга.

Тема 5. История развития трудовой этики в России

(2 часа)

1. Понятие трудовой этики.

2. Православная этика труда.

3. Идеологическая нагруженность смысла труда в России XX века.

4. Ценность трудовой активности, достижительности в рыночном хозяйствовании современной России.

Темы докладов и рефератов.

1. Проблема смысла труда в русской этике.

2. Эволюция отношения к труду в истории культуры.

3. Нормы трудовой этики в социологии XX в. (М. Вебер и Зомбарт).

4. Мещанская мораль о труде.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие способы избавления человека от лени предлагаются в сказках?

2. Какова «мораль» сказки «По щучьему велению»?

3. Поясните нравственный смысл пословиц:

«Лень- мать всех пороков» (лат.)

«Кто на все руки, у того нет скуки» (рус.)

«Вор думает, что весь мир ворованный» (армян.)

«Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит»

«Землю солнце красит, а человека – труд»

«Работаешь добросовестно – в глаза людям смотреть не совестно»

«Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить»

4. Н.А. Добролюбов утверждал, что «…по степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд… соответственно его истинной ценности – можно узнать степень цивилизованности народа».

Прокомментируете высказывания.

5. Почему трудолюбие – это моральный принцип, а не только экономическая необходимость?

6. Назовите черты, характеризующие труд в православной этике.

7. Раскройте черты новой ментальности в отношении к труду, характерные для бизнес-слоя российского общества.

Основная литература

1. Этика: учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М, 2000. – С. 257 – 263, 269 – 280.

2. Золтухина-Аболина, Е.В. Курс лекций по этике / Е.В.Золтухина-Аболина. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 159 – 182; С.293 – 323.

3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер, М. Избранное. Образ общества: пер с нем. – Москва, 1994. – С.600-623

4.. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали / пер. с польского К.В.Душенко; общ. ред.: А.А.Гусейнов. – М.: Прогресс, 1987. – 527с.

Дополнительная литература

1. Сен, А. Об этике и экономике / А. Сен. – Москва: Наука, 1996. – 146с.

2. Казанцева, С.Г. Истоки российской трудовой этики / С.Г. Казанцева // Основы экономики, управления и права. – 2012. – №5. – С. 79 – 81.

3. Сидорина, Т.Ю. Вопрос о труде и смысле жизни / Т.Ю. Сидорина // Вопросы философии. – 2013. – №11. – С. 3 – 14.

4. Медведева, З.А. Ценность труда в массовом сознании аграрного населения России конца XIX в. / З.А. Медведева, О.Э. Васькина // Вопросы культурологи. – 2011. – №1. – С. 37 – 41.

5. Миронова, Б.Н. Отношение к труду в дореволюционной России. / Б.Н. Миронова // Социологические исследования (СОЦИС). – 2001. – №10. – С. 102 – 106.

6. 1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих родов / сост., вступ. ст. примеч. О. Платонова. – Москва: Современник, 1995. – 478 с

7. Коваль, Т.Б. Этика труда православия / Т.Б. Коваль // Общественные науки и современность. – 1994. – №6. – С. 55 – 70.

8. Лапицкий, М.И. Деятельный без принуждения / М.И. Лапицкий // Москва: Новый век, 2002. – 232с.

9. Власов, Ф.Б. Нравственно- этическая сущность экономических отношений и политика реформирования российской экономики / Ф.Б. Власов // Социально – гуманитарные знания. – 2006. – №1. – С. 128 – 142.

10. Мумрикова, Л.Н. Особенности духовно-нравственного воспитания в русских букварях и азбуках петровской эпохи. / Л.И. Мумрикова // Вопросы гуманитарных наук. – 2005. – №6. – С. 304 – 306.

11. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие / Н.С. Пряжников. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352с.

12. Мирзоян, В. А. Кризис трудовой мотивации: опыт философского анализа / В. А. Мирзоян // Вопросы философии. – 2011. – № 11. – С. 3-13.

13. Коваленко, В. А. Труд и игра в контексте творчества (Размышляя о русской художественной и философской литературе XIX-XX вв.) / В. А. Коваленко // Вопросы философии. – 2011. – № 12. – С. 163-169.

14. Никольский, С. А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л. Н. Толстого / С. А. Никольский // Вопросы философии. – 2010. – № 9. – С. 117-134.

15. Бочко, В. С. Территория как среда развертывания системы знаний людей и их нравственно-культурных ценностей / В. С. Бочко // Журнал экономической теории / РАН. – 2010. – № 4. – С. 108-113.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: