В первый день на новой службе принято:
а.) с безразличным видом осмотреть все офисные помещения;
б.) пригласить на обед кого-либо из сослуживцев;
в.) подождать приглашения на обед от сослуживцев;
г.) поинтересоваться наличием конфликтных отношений в коллективе;
д.) определить приоритеты, на которые ориентируются сослуживцы;
е.) заявить о проведении незамедлительных преобразований;
ж.) благосклонно принять сведения о тесных личных контактах в коллективе;
з.) в обеденный перерыв остаться на рабочем месте;
и.) первым направиться к двери по истечению рабочего времени.
Тема 6. Этика бизнеса
(2 часа)
1. Понятие бизнеса, его этические аспекты.
2. Философско-этические основания рынка.
3. Этика долга и справедливости в бизнесе.
4. Этические нормы ведения дел в современной России.
Темы докладов и рефератов.
1. Деловая этика в дореволюционной России: исторический опыт.
2. Конвенциональная мораль и этический релятивизм. Аморализм и бизнес.
3. Утилитаризм. Практическое применение утилитаризма в бизнесе.
|
|
4.Деонтологическая этика. Нравственный долг и склонности в бизнесе.
5. «Этика справедливости»: эгалитаризм, «капиталистическая» справедливость, «коммунистическая» справедливость, концепция Д.Ролза.
6. Международный бизнес в условиях различных культур.
Контрольные вопросы и задания.
1. Какие виды справедливости выделял Аристотель?
2. Какую роль играет сознание долга в жизни личности, общества?
3. Совместимы ли нравственность и конкуренция?
4. Часто на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Так ли это? Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему нам хочется от этого уклониться?
5. Каковы основные социально-нравственные признаки предпринимательской деятельности?
6. Как зависит употребление формы «ты» и «вы» от ролевой позиции собеседника?
7. Назовите нормы перехода «вы» к «ты». Кто может инициировать этот переход в отношениях мужчины и женщины? В делово сфере:
- старший по возрасту?
- старший по должности?
Основная литература
1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник для вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – Москва, 2005. – С. 253 – 280; С. 336 – 348.
2. Этика: учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – Москва, 2000. – С. 116 – 156.
3. Золотухина–Аболина, Е.В. Курс лекций по этике / Е.В. Золотухина–Аболина. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 81– 182.
4. Разин, А.В. Этика: учебник для вузов / А.В. Разин. – 2-е изд., перераб. – Москва, 2044. – С. 327 – 377; С.435 – 487; С.536 – 618.
5. Речевая коммуникация в бизнесе: [монография] / под общ ред. Л. В. Минаевой. – Москва: МГУ, 2011. – 150, [1] с.
6. Гурова, И. П. Этика международных экономических отношений: учеб. пособие по специальности "Мировая экономика" / И. П. Гурова. – Москва: Дело, 2004. – 407 с.
|
|
7. Коллинз, Д. 2 Э: этика и этикет в бизнесе / Д. Коллинз. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 158 с..
8. Петрунин, Ю.Ю.. Этика бизнеса: учебник / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп.. – Москва: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2007. – 347 с.
8 Де Джордж, Р. Т. Этика бизнеса [Электронный ресурс]: учеб. курс для колледжей и ун-тов / Ричард Т. Де Джордж. – Электрон. дан. (56 файлов: 25 МB). – Москва: Равновесие, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Дополнительная литература
1. Скловский, К. К вопросу о применении понятий добросовестности и основы порядка и нравственности. / К. Скловский // Хозяйство и право. – 2005. – С. 132 – 144.
2. Новичков, В.И. Нравственные аспекты развития системы собственности на интеллектуальный капитал. / В.И. Новичков, Б.В. Салихов, Д.А. Летунов // Социальная политика и социология. – 2009. – №2. – С. 19 – 32.
3. Осипов, Г.А. Оценка нравственной составляющей социально – экономических отношений./ Г.А, Осипов // Социологические исследования (СОЦИС). – 2009. – №5. – С. 121 – 126.
4. Мунтиян, В.И. Экономике СНГ быть инновационной, нравственной и ноосферой. / В.И. Мунтиян // Инновации. – 2012. – №3. – С. 3 – 12.
5. Яркова, Е.Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции / Е.Н. Яркова // Вопросы филсофии. – 2005. – №8. – С. 53 – 65.
6. Маркович, Д.Ж. О трудовой морали в трансформирующихся обществах. / Данило Ж. Маркович // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №2. – С. 78 – 82.
7. Житенов, С.А. Этика российского бизнеса. / С.Л. Житенов // Управление персоналом. – 2008. – №4. – С.50 – 51.
8. Андерсен, Б. Этика и бизнес: социальная ответственность не противоречит прибыли. / Б. Андерсен // Стандарт и качество. – 2009. – №2. – С.88 – 92.
9. Ставерен, И. Этика эффективности / И. Ставерен // Вопросы экономики. – 2009. – №12. – С. 58 – 71.
10. Этика и этикет предпринимателя // Адамчук, А.М. Экономика предприятия: учебник / А.М. Адамчук. – Старый Оскол, 2010. – С.436 – 445.
11. МакКормик, П. Технологическая конъюнктура, этическая инновация и способность видеть истину в «Эко-этике»/ П. МакКормик//Вопросы философии.–2011. –№10. –С.76-91
12. Головко, Ю. В. Этика ответственности - актуальные проявления / Ю. В. Головко // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2011. – № 2. – С. 73-78
13. Этика и социальная ответственность бизнеса // Дикман, Л. Г. Организация строительного производства: учебник / Л. Г. Дикман. – Москва, 2009. – С. 567-575